Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 20:35, контрольная работа
Целью настоящей контрольной работы является изучение взаимосвязи лидерства и власти, и для её достижения поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятия лидерства и власти, их особенности, взаимосвязь и различия, основные положения;
2. Рассмотреть основные формы власти
ВВЕДЕНИЕ
Лидерство и власть для каждого руководителя любой организации или же просто группы эти понятия должны быть ясны, а именно как они взаимосвязаны, в чём их различия, какие качества в себе нужно развить для того, чтобы быть настоящим лидером и как эффективно использовать свои лидерство и власть. Поэтому тема власти и лидерства как никогда актуальна в современном мире. Чтобы организации занимать лидирующие позиции на рынке, либо эффективно построить работу любого сообщества или группы необходимо непременно обладать лидерскими качествами.
Власть — это не всегда лидерство. Зато обратное, видимо, верно всегда: лидерство порождает власть и в значительной степени обеспечивает ее. Выгодное отличие лидерства от простой административной власти состоит в том, что это власть, которая не нуждается в применении силы, хотя и имеет ее. Сила становится ненужной, когда на помощь лидерству приходит идеология. Именно лидер призван сформулировать такую идею или систему идей, в которую готовы поверить те, кто нуждается в вере, и которую готовы принять те, кто ищет объяснений. Чтобы избежать сопротивления, управленец должен быть сильным. Великий индийский мыслитель С. Вивекананда говорил: «Слабость порождает саму идею сопротивления». Руководитель-лидер не может быть слабым по определению.
Объектом данной работы выступает поведение в организации, а предметом являются такие понятия, как лидерство и власть.
Целью настоящей контрольной работы является изучение взаимосвязи лидерства и власти, и для её достижения поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятия лидерства и власти, их особенности, взаимосвязь и различия, основные положения;
2. Рассмотреть основные формы власти
3. Изучить руководство на примере конкретной организации ООО «Малахит».
Контрольная работа написана при использовании литературы по организационному поведению, менеджменту и психологии, раскрывающей затронутые в работе проблемы. Библиографический список представлен в конце контрольной работы.
Структура данной работы следующая:
- Введение, в котором обозначены актуальность темы, цели и задачи курсовой работы;
- Две основных главы, составляющих теоретическую и практическую части работы. Практическая часть, включает в себя рассмотрение проявления лидерства и власти в компании на примере конкретной организации ООО «Малахит».
- В заключении подводятся итоги курсовой работы, оценивается выполнение поставленных задач и достижение цели.
- В конце работы приведён список использованной литературы.
1. Лидерство и власть. Понятия, сходства и различия
1.1. Лидерство, его виды
В различных источниках лидер определяется как человек, который мыслит глобальными категориями, предвидит потенциальные возможности, создает общее видение будущего, способствует развитию способностей людей, делегирует им полномочия, ценит в людях различия, развивает командный подход к работе, чувство партнерства, приветствует перемены, демонстрирует знание технологий, поощряет конструктивный вызов, обеспечивает удовлетворение клиентов, достигает успехов в соревновании с конкурентами, демонстрирует личные достижения, высокий уровень компетенции, проявляет готовность к совместному руководству, действует в соответствии с провозглашенными ценностями, однако может менять эти ценности, если того требует ситуация.
Лидер может быть либо формальным (назначенным для осуществления руководства конкретным участком работы, подразделением), либо неформальным. Неформальный лидер — человек, который в силу своих способностей и личностных качеств способен увлечь и повести за собой людей[1]. Влияние неформального лидера на результаты работы организации может быть более значимым, чем влияние формального лидера, не располагающего качествами, необходимыми для успешного управления людьми. Существуют различные теории лидерства. Наиболее известные — теории личностных качеств лидера; поведенческие теории лидерства; теории лидерства, основанные на ситуационном подходе; теории харизматических качеств лидера, когда роль менеджера заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет.
Так же по другим критериям можно выделить такие два типа лидеров: инструментальный в деловых отношениях и экспрессивный в межличностных (обычно наиболее уважаемый человек)[2].
Инструментальный лидер в коллективе, общий уровень которого ниже среднего, чаще всего выступает в роли эксперта по любым вопросам. В коллективе с высоким уровнем развития он является интеллектуальным центром, источником идей.
Экспрессивный же лидер является эмоциональным центром: сглаживает конфликты, может подбодрить, посочувствовать, снять психологическое напряжение, чем повышает эффективность работы.
Так, жесткий администратор нуждается в смягчении своей резкости с помощью человека другого типа поведения, каковым является мягкий эмоциональный лидер. Мягкому же администратору, наоборот, в качестве опоры требуется жесткий инструментальный лидер, часто даже принимающий за него важные решения.
Лидерство – способность влиять на окружение, направляя активность людей и групп на достижение целей. Оно не существует вне управления, но не заменяет его, а дополняет. Лидер так же является руководителем, но характер его действий иной, чем у обычного менеджера администратора.
Классические администраторы выступают обычно в пассивной роли, организуя работу по достижению целей, поставленных, как правило, другими, направляют работу подчиненных в соответствии с детально разработанными планами. Свое взаимодействие с окружающими они строят на основе четких регламентов, стараются не выходить за рамки, стремятся к определенному порядку и дисциплине.
В противоположность этому лидеры выполняют функции, ожидаемые коллективом. В отличие от администратора, они не командуют, не контролируют окружающих, а ставят цели и ведут за собой, поддерживают, вселяют уверенность, вдохновляют, помогают найти место в жизни, выход из сложных ситуаций. Те же, кто следует за ним, делают это не по обязанности, а из доверия и являются по отношению к лидеру не подчиненными, а последователями.
Таким образом, лидерство является функцией социальной среды, персонифицированной в отдельной личности, которой доверяют остальные и которая в наибольшей степени способна решить назревшие задачи.
1.2. Качества лидера
Для того чтобы успешно выполнить свои функции, лидер должен обладать четким видением будущего и путей его достижения. Должность формально создает для человека необходимые предпосылки для того, чтобы быть лидером, но автоматически таковым его не делает (тем не менее лидерами чаще становится лица с высокими общественным статусом, хотя и необязательно руководители).
Лидер не утверждается приказом, а психологически признается окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей, взять на себя большую ответственность, чем предусмотрено должностью. К лидеру добровольно, но не всегда осознанно присоединяется большинство групп. Чем выше его авторитет, тем выше эффективность деятельности последней.
Систематическое изучение проблемы лидерства было предпринято с начала 1930-хх гг., когда выяснилось, что должность не делает людей лидерами (но эффективные лидеры умело используют её возможности)[3].
Сначала была поставлена цель выявить необходимые для осуществления функции лидерства характеристики личности. В результате возникла теория лидерских качеств (черт), пытавшаяся определить их необходимый набор.
Например, М. Строгдилл считал, что к таковым относятся: ум, или интеллектуальные способности; превосходство в чем-то над другим; уверенность в себе; активность, энергичность, знание дела.
Дальнейшие исследования привели к формулировке четырех групп лидерских качеств:
1) физические – приятная внешность (рост, фигура, голос), хорошее здоровье, энергичность, представительность и пр.
2) психологические – темперамент, агрессивность, амбициозность, властность, независимость, смелость, самоутверждение, упорство, мужество;
3) интеллектуальные – ум, логика, память, интуиция, эрудиция, стремление к творчеству, проницательность, быстрота и последовательность, концептуальность общения, чувство юмора;
4) личностные: деловые – организованность, инициативность, дисциплинированность, ответственность, умение рисковать; личные – доброжелательность, тактичность, порядочность, участливость, честность, внимательность, коммуникабельность. Для занятия лидирующих позиций, особенно в условиях конкуренции, действительно нужны те или иные выдающиеся качества, набор которых варьируется в зависимости от исторической эпохи. Таким образом, лидерами становятся люди, стремящиеся к этому. В целом для успешного лидерства необходимы человек с определенным набором качеств (выше, чем у остальных) и соответствующая ситуация, повышенная активность.
1.3. Власть. Её понятие и классификации
Лидерство и власть невозможно разделить, поскольку власть выражает реальное лидерство. Власть означает способность проявлять свободу действий согласно своим целям и своей воле.
В управленческой литературе способность оказывать влияние на поведение людей называется властью. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом. Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:
- власть – это потенциал, имеющийся у её пользователя, т.е. она существует не только тогда, когда применяется;
-между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость;
-тот, к кому применяется власть, имеет определенную свободу действий.
Власть может существовать, но не использоваться. Если сотрудник работает по правилам, то у начальника нет необходимости применять к нему имеющуюся у него власть.
Власть – это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей.
Личная власть – это степень уважительного, хорошего и преданного отношения к её обладателю со стороны подчиненных. Она основывается на близости целей. Личная власть в организации приходит снизу – от подчиненных. Она может быть отнята подчиненными у руководителя, как реакция на его неправильные действия. Личную власть необходимо регулярно получать от подчиненных. Лучшая ситуация, когда руководитель обладает и должностной и личностной властью. Однако в большинстве ситуаций достичь этого очень сложно.
Основой власти называется то, откуда она происходит, а источником власти – то, через что данная основа используется. Сначала выделялось пять базовых источников власти: принуждение, экспертиза, закон или право принятия решения, пример или харизма, вознаграждение. Позже был добавлен шестой источник – информация, а потом и седьмой – связи. При этом все источники власти были разделены на две большие группы. Источники власти можно классифицировать следующим образом[4].
Принятие решения как источник власти проявляется в той степени, в которой носитель этой власти может влиять на конкретное решение на протяжении всего процесса его принятия.
Власть вознаграждения. В зависимости от ожидаемого уровня компенсации, получаемой от руководителя в форме благодарности, продвижения, премии, дополнительного отпуска и т.п., подчиненный прилагает те или иные усилия для выполнения указания или распоряжения
Власть принуждения. Строится на реализации руководителем своей способности влиять на подчиненного посредством наказания, выговоров, штрафов, понижения в должности, увольнения и т.п.
Нормативная власть. Субъект власти имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на нем.
Власть знатока. Ее сила зависит от величины приписываемых субъекту власти со стороны объекта особых знаний, умений, навыков, относящихся к сфере того поведения, о котором идет речь.
Информационная власть. О ее наличии можно говорить в том случае, когда субъект владеет информацией, способной заставить объект увидеть последствия своего поведения в новом свете. В повседневной жизни примером информационной власти выступают шантаж, компромат и т. д.
Экспертная власть. Человек, обладающий такой властью, должен владеть какими-то особенными умениями и знаниями, выделяющими его из основной массы людей. Обладание такими качествами обеспечивает уважение и согласие подчиненных. Власть эталона. Основана на желаниии объекта быть похожим на субъект власти по различным параметрам и характеристикам (основания могут быть различными — личностными и психологическими, профессиональными и моральными).