Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 21:07, курсовая работа
Цель работы - выявить современные подходы к формированию организационных структур управления.
Объект исследования - организационные структуры управления.
Предмет исследования - понятие организационных структур управления, их виды, назначение и содержание организационных структур, их эволюция.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели: дать понятие и перечислить принципы построения организационных структур управления; рассмотреть виды организационных структур управления.
Введение…………………………………………………………………………………….……3
Глава 1.Проектирование организационных структур……………..………………………..…5
Понятие организационных структур……………………………………………………….5
Принципы построения управленческих структур…………………………………………8
Этапы проектирования организационных структур……………………………………..11
Глава 2. Виды организационных структур……………………………………………………13
2.1 Тенденции эволюции организационных структур………………………………….……13
2.2 Современные виды организационных структур………………………………………….15
2.3 Новые формы организационных структур………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………………………...29
Список литературы……………………………………………………………………………..31
Приложения……………………………………………………………………………………..32
Так же примером матричной организационной структуры является компания «Катод-Стройсервис» в ней выстроена организационно-управленческая структура, соответствующая требованиям рынка и специфике оказываемых услуг. В ее основу положен функционально-матричный способ управления производством, что позволяет эффективно координировать работу подразделений и избегать коммуникационных потерь. Матричная структура управления представлена в приложение №6 [14]
Основу бригадной структуры управления составляет групповая форма организации труда и производства, давно известная и во всем мире, и в нашей стране. Однако, только в 80-е годы появились и возможность, и необходимость в более полном использовании ее преимуществ: ускорение процессов, связанных с обновлением продукции и технологий; ориентация на относительно малоемкие рынки; повышение требований к качеству обслуживания потребителей. И, конечно, нельзя сбрасывать со счетов жесточайшую конкуренцию за потребителя и рынки сбыта. Выход был найден как раз в формировании небольших мобильных команд (бригад), специализированных на удовлетворении той или иной потребности и полностью ответственных за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности. Принципы, на которых строились эти бригады (и которые прямо противостояли основам командно-бюрократических управленческих структур), сводятся к следующему: а) автономная работа бригады, обычно состоящей из рабочих, специалистов и управленцев; б) предоставление ей прав самостоятельного принятия решений и координации действий с другими бригадами, в том числе права привлечения сотрудников других бригад, если это необходимо для решения конкретных проблем (в результате чего подрывается тенденция к традиционному обособлению производственных, инженерно-технических, экономических и управленческих служб, сопрягаемая с появлением у них собственных интересов и целевых установок); в) замена жестких связей бюрократического типа (основанных на жестких правилах, нормах и процедурах) на гибкие связи, обязательные для совместного разрешения конкретных вопросов.
Формирование бригадных структур требует серьезной подготовки. Прежде всего это касается распределения всего персонала по автономным командам. Каждую бригаду возглавляет освобожденный руководитель, характер работы которого определяется концепцией групповой формы, согласно которой поощряются взаимопомощь, взаимозаменяемость, личная ответственность, ориентация на запросы потребителей, активное сотрудничество в решении проблем. В этом контексте менеджмент носит характер квалифицированных консультаций и опирается на достижение группового согласия. Существенно меняются требования к квалификации работающих: предпочтение отдается людям с универсальными знаниями и навыками, способным обеспечить взаимозаменяемость и гибкость при смене выполняемых бригадой заданий. Сочетание коллективной и индивидуальной ответственности за качество работы и ее конечный результат резко снижает необходимость в строгом контроле извне и в промежуточном учете выработки. Меняются и условия оплаты труда, стимулирующие в первую очередь экономически выгодное сотрудничество и заинтересованность в росте доходов и прибыли. В системах оплаты труда предусматривается тесная связь между уровнем заработной платы каждого члена бригады и общими результатами.
Есть еще одно важное условие эффективности бригадной структуры управления - отказ от принципов рациональной бюрократии, реализованных в тех или иных разновидностях. Это становится возможным в результате того, что в состав бригад входят специалисты, знающие задачи и способы их решения и не нуждающиеся в дополнительных руководящих указаниях сверху. Не требуются им и многочисленные вспомогательные аналитические и контролирующие службы.
Теоретически бригадную структуру управления организацией в целом предлагается изображать в виде пирамиды, в которой на каждом уровне иерархии веерообразно размещаются бригады разного назначения и профиля, связанные между собой процессами решения проблем.
Практически такую схему
реализуют немногие компании, видя
в ней риск потери привычной управляемости.
В качестве примера можно привести
компанию "Боинг", которая перешла
на бригадную структуру управления
при проектировании нового пассажирского
реактивного самолета "Б-77". Специалисты
технического, производственного и
финансового профилей были распределены
по многофункциональным бригадам, количество
которых превысило две сотни.
В самую верхнюю бригаду
Одна из проблем, которая
возникает при бригадной
Аналогичные эксперименты с введением тех или иных видов органических структур управления проводятся и в нашей стране. В качестве примера можно привести перестройку ОСУ в АО "Кировский завод", где в 1992г. были сформулированы 27 структурных подразделений, получивших статус самостоятельных хозрасчетных единиц и название хозрасчетных комплексов. Уже в 1993г. число таких комплексов увеличилось до 70, а результаты их деятельности проявились в более четкой и слаженной работе, в развитии экономических отношений между подразделениями в росте производительности труда и снижении непроизводительных затрат. Схема бригадной структуры представлена в приложении №7[15]
Конгломерат не является установившейся и упорядоченной структурой; он предполагает возможность приобретения всей организацией формы, наиболее целесообразной в той или иной конкретной ситуации. Так, в одном отделении фирмы может использоваться продуктовая структура, в другом — региональная, а в третьем — матричная.
Руководство высшего звена
конгломерата отвечает за долгосрочное
планирование, разработку политики, координацию
и контроль действий во всей организации.
Эту центральную группу окружает
ряд независимых фирм, которые
практически автономны в
1) Развитие диверсификации деятельности фирм зачастую затрудняется рамками какой-либо системы или структуры;
2) При сохранении собственных организационных структур фирмы, входящие в конгломерат, могут быстро свертывать и развертывать деловую активность в различных областях с минимальным нарушением сложившихся связей.
Фирмы, входящие в состав конгломерата, слабо или несущественно зависят одна от другой. Это позволяет руководству конгломерата продать любую, входящую в его состав фирму в случае ее неудовлетворительной деятельности и купить более перспективную, и все эти изменения никак не скажутся на деятельности других подразделений конгломерата.
Конгломератную структуру управления целесообразно применять в наукоемких отраслях, где при необходимости можно быстро прекратить выпуск устаревших видов продукции и перейти к новым. Так, например, организации бывают большими и малыми. Бывает, что в крупных организациях деятельность в основном сосредоточена в одной области: «Ай Би Эм» (обработка информации), «МакДоналдо (рестораны быстрого обслуживания) и т.д. Другие крупные организации типа «Галф эид Уэстерн» — это конгломераты, где под крышей единой корпорации функционируют различные фирмы, занимающиеся киноиндустрией, издательским делом, гостиничным бизнесом и т.д. Некоторые организации, как, например федеральная сеть универсальных магазинов и корпорация «Крайслер» работают непосредственно на удовлетворение потребности широких слоев населения. Другие же организации («Контейнер Корпорейшн оф Америка», «Боинг»), напротив, имеют дело в основном, только с другими крупными фирмами. Некоторые крупные организации действуют только в ограниченных географических регионах (муниципальная служба города Нью-Йорка), а другие («Ай Ти Ти», «Эксон», «Кока-Кола») действуют почти во всех странах мира. Некоторые крупные организации, такие как «Шелл Ойл», «Дженерал Моторе» и правительства промышленно развитых стран, действуют почти во всех перечисленных направлениях одновременно. Схема конгломератной структуры показана в приложении №8 [16].
Сетевая организационная структура - гибридное решение, объединяющее дивизиональную и матричную структуры, объединяющую преимущества и дивизиональной (адаптивность), и матричной (единое управление по основным функциям) структур.
Типичные примеры –
сеть магазинов с общим фирменным
стилем, основным ассортиментом, единой
информационной системой, и т.д., но,
в то же время, с известной
Сети могут быть объединены брэндом, фирменным стилем, информационной системой, поставщиками, ассортиментом товаров, программами обучения персонала, и т.д.
Обязательное условие сети – централизованное руководство, централизованные функциональные структурные подразделения по ключевым вопросам деятельности. Сетевая организация - решение, позволяющее получить эффективный вариант разграничения полномочий и связей, а также требуемую автономию и требуемую централизацию. Наиболее эффективны сетевые организационные структуры в территориально разделенных компаниях с единым фирменным стилем, что обеспечивает узнаваемость компании, где бы она не находилась. Пример компании с сетевой структурой – компания Xerox, которая разделилась на 8 подразделений, каждое из которых отвечало за определенную товарную группу. Схема сетевой структуры показана в приложении №9 [17].
2.3 Новые формы организационных структур.
Организационные структуры управления отличаются большим разнообразием форм, в основе которых лежат отличительные признаки, в частности размеры производственно-коммерческой деятельности предприятия, производственный профиль, степень финансово-экономической самостоятельности, уровень централизации управления и др.
В состав производства может входить одна фирма или несколько компаний, объединенных так называемой системой участия.
Сейчас в мировом бизнесе используются разнообразные формы организационных структур систем менеджмента, среди них следующие:
Холдинг представляет собой организацию, владеющую крупными пакетами акций других фирм в целях контроля или направления их деятельности для проведения единой
экономической политики. Холдинг может контролировать значительное количество компаний, относящихся к различным сферам деятельности и имеющих разную отраслевую принадлежность.
С точки зрения управления,
холдинговая структура
Например, Безусловными лидерами холдинга являются кондитерские фабрики «Бабаевская», «Красный Октябрь», «Рот Фронт», каждая из которых имеет богатые традиции качества, располагает уникальной рецептурой производства эксклюзивных изделий.
Гетерархия представляет собой новый способ организации, не являющийся ни рыночным, ни иерархическим.
Особенностью гетерархии является формирование власти погоризонтали, в отличие от привычного вертикального принципа делегирования полномочий в рамках фирмы (иерархии). Поскольку иерархия предполагает отношения зависимости, а рынок – отношения независимости, следовательно, гетерархия основывается на отношениях взаимозависимости.
Виртуальное предприятие – добровольная временная форма кооперации нескольких независимых партнеров, обеспечивающая благодаря оптимизации процесса создания благ большую выгоду клиентам.
Процесс создания
Виртуальное предприятие
возникает в нужное время, в нужном
месте для осуществления
Определяющим фактором развития виртуального предприятия является организационная составляющая. Отношения между работниками такого предприятия строятся на основе доверия, дисциплины и взаимопонимания.