Организация, управление и менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 14:02, реферат

Краткое описание

Управление заключается в определенном типе взаимодействия субъекта управления на объект управления. При этом субъект управления направляет импульсы воздействия на объект управления, а тот в свою очередь принимает команды и действует в соответствии с ними. Еще А.А.Богданов, один из основоположников теории организации в своих научных трудах под названием «Всеобщая организационная наука» отметил, что «всякая человеческая деятельность объективно является организующей или дезорганизующей». Поэтому, управление считается реальным, если со стороны субъекта управления имеется потребность и способность управлять, а со стороны объекта - потребность и возможность выполнять управленческие команды.

Вложенные файлы: 1 файл

Основы менеджмента.doc

— 411.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее активное развитие направлений научной мысли  и научных положения управления приходится на наше время, когда наиболее активно разрабатываются подходы и действия  школ менеджмента.

1.2.Сущность  менеджмента 

Менеджмент – сложное многоплановое понятие, сущность которого определяется совокупностью подходов к управлению:

  • как наука менеджмент имеет самостоятельную область знаний, свой предмет изучения, свои проблемы и способы их решения. Научную основу ее составляет вся сумма знаний об управлении, представленная в виде концепции, теорий, принципов, методов, способов управления. Менеджмент как наука позволяет не только своевременно и качественно управлять текущими процессами, но и прогнозировать развитие событий, разрабатывать стратегию;
  • как искусство менеджмент базируется на том, что хозяйствующий элемент является сложной системой, на которую воздействуют разнообразные внешние и внутренние факторы. Главным фактором являются люди, которые различаются по характеру, развитию, образованию, мотивам к труду и др. Учет этих факторов требует научного подхода и искусства его применения.

Менеджмент можно рассмотреть с трех точек зрения:

  • содержательной – управление направлено на выявление целей и методов их реализации в данный период;
  • организационной – установление функций управления как определенных этапов принятия решений и их реализации, определение участников управления и порядка их взаимодействия;
  • технологической – получение информации и определение порядка ее обработки, хранения, делопроизводства и др.

Менеджмент ни в коем случае не является набором готовых рецептов. Не давая готовых ответов, он учит правильно ставить задачи, задавать верные вопросы, получать на них ответы, иными словами, помогает диагностировать проблему, проанализировать ее и эффективно решить.

С развитием  производства:

  • ростом его масштабов, углублением   специализации, и усложнением отношений между участками совокупного производственного процесса;
  • перехода к рыночным отношениям в экономике;
  • усилению горизонтальных связей между специализированными участниками процесса;
  • расширения коммуникационных отношений;
  • создание многосекторной экономики на базе различных форм собственности менеджмент постоянно развивается и совершенствуется в поисках новых форм и рычагов управления.

1. 3. Современные  подходы к менеджменту

Менеджмент как комплексное понятие включает в себя вопросы организации производства (формирование предприятий, определение их структур, размеров, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение, и т.д.) и собственно задачи по управлению трудовым коллективом (персоналом).

 Менеджмент как организация производства заключается в приведении в соответствие, наилучшее для данных конкретных условий, количественное и качественное соединение во времени и пространстве всех элементов производства (трудовые ресурсы, орудия и предметы труда, технологии). Она образует систему, имеющую внутренние органические и внешние рациональные связи и решает ряд задач, определяющих ее объективное содержание:

  • подготовку производства;
  • организацию подразделений для нормального хода производственного процесса;
  • разделение функций и кооперирование основного и вспомогательного производства;
  • оптимизацию размеров структурных подразделений и предприятия в целом;
  • материально-техническое обеспечение деятельности организации;
  • планирование (маркетинг), стратегическое планирование, бюджетирование, инвестиционное проектирование;
  • организацию труда (охрану труда, нормирование, стимулирование, социально-бытовое обеспечение и т.д.).

Таким образом, менеджмент включает в себя управление организацией, управление персоналом, управленческое взаимодействие,  управленческие коммуникации, управление маркетингом, управление производством, управление финансами  и т.д.

В  теории менеджмента  сложились четыре, ставших традиционными, концепции управления:

  • научного управления;
  • административного управления;
  • управления с позиций психологии и человеческих отношений;
  • управление с позиций науки о поведении.

В современных  теориях  выделяются три  самостоятельных, развивающихся подхода к управлению: как к процессу;  системный; ситуационный.

 Подходы (методология) к управлению включают в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности. Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности.

Процессный  подход. Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления.

Процесс менеджмента  отражает рекомендованную последовательность выполнения основных функций управления, точнее, последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций (рис. 2).

 


 

 

 

 

 

Рис.2. Последовательность выполнения основных функций управления

Качество выполнения предыдущего этапа — необходимое  условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций.

Связующими  процессами являются процесс коммуникаций и процесс принятия решений.

Описание основных функций и связующих процессов можно найти в вопросе 15.

В организации  протекает множество процессов. М. Портер предлагает классификацию процессов, которая базируется на их роли в создании дополнительных ценностей (каждый процесс должен вносить дополнительный вклад по отношению к предыдущему процессу в ценность конечного продукта). В соответствии с этим критерием все процессы подразделяют на три группы:

основные, которые  связаны непосредственно с производством продукции;

обеспечивающие процессы осуществляют поддержку основных процессов (снабжение, управление персоналом и др.);

управленческие  процессы включают процессы по установлению целей и формированию условий для их достижения.

Все перечисленные  процессы взаимосвязаны между собой и образуют единую систему.

Системный подход. Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Применение системного подхода тесно связано с использованием общей теории систем для принятия управленческих решений. Огромный вклад в это научное направление сделали такие ученые, как Дж. Лорш, П. Лоуренс, Э. Г. Юдин и др.

Предприятие в  рамках данного подхода рассматривается  как совокупность взаимосвязанных  элементов (подразделений, функций, процессов, методов). Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой.

По мере усложнения связей организации с внешней средой акцент переносится на выявление и описание ее неразрывной связи с внешним миром. В результате в 70-х гг. XX в. сформировались черты модели организации как открытой системы. Была дана характеристика внешней среды как совокупности факторов, воздействующих на функционирование организации и находящихся за ее границами.

Ситуационный  подход к управлению. Системный подход к управлению не дает ответа на вопрос о том, почему предприятия со сходным строением и в одной и той же внешней среде (например, работающие в одной отрасли и реализующие свою продукцию на одних и тех же рынках), значительно отличаются в отношении результата функционирования.

Эту проблему пытается решить ситуационный подход посредством увязывания различных приемов и концепций с конкретными ситуациями функционирования предприятия для достижения своих целей. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности предприятия. Были сформулированы следующие внутренние переменные: цели, структура, ресурсы и культура организации. 

И, наконец, комплексный подход. Он является специфической формой конкретизации системности и научной организации менеджмента, так как его основу составляет рассмотрение проблем управления в их связи и взаимозависимости, в конкретных условиях предприятия, с использованием методов  многих наук, изучающих эти же проблемы. 

1.4. Учения об управлении

Учения об управлении условно можно разбить на две  группы: “одномерные” и  “синтетические”.

  “Одномерные” учения концентрируют внимание на решении одной из проблем управления: задачи, люди, организация управленческой деятельности. Наиболее известными “одномерными” концепциями являются “научное управление”, разработанное Ф.Тейлором, бихевиористские учения, учения об организации, основоположниками которых являются А.Файоль и М.Вебер, теории “X” и “Y” Д.МакГрегора.

“Синтетические” учения об управлении рассматривают управление организацией во всем многообразии. К таким учениям можно отнести теоретические разработки П.Друкера, концепцию ситуационного управления, концепцию “7-S” и теорию “Z”.

1.4.1. Одномерные учения

- школа научного управления (1985-1920, связана с работами Ф.Тейлора, Франка Б. Гилбретта и Лилиан М. Гилбретт. Создатели школы считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда).

- административная (классическая) школа в управлении (Представители классической школы (1920-1950 - А.Файоль, Л.Урвик, Дж.Муни) имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Их главной заботой была эффективность применительно к   работе всей организации). А.Файоль сформулировал принципы управления, которые актуальны по н.в.

- школа человеческих отношений и поведенческие науки (Наибольший вклад в развитие школы человеческих отношений (1930-1950) внесли два ученых – М. П. Фоллетт и Э. Мэйо (последний изучил и обобщил проблемы «внимания на рабочих», сформулированные   после исследования «Хоторнского эксперимента»). Среди наиболее крупных фигур более позднего периода поведенческого направления (с 1950 г. по н. в.) такие ученые, как К.Арджирис, Р.Лайкерт, Д.МакГрегор, Ф.Гердцберг. Эти и другие крупные ученые изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникации в организациях, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.

  Поведение  людей, эффективность их труда,  конфликты в организации определяются  не только чисто экономическими  интересами, но и вне экономическими. Ученый А.Маслоу (1908 – 1970) определил  структуру мотивов, управляющих  поведением человека.  Мотивами поступков людей, по А. Маслоу, являются, в основном, не экономические силы, а различные потребности, которые могут лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих выводах, исследователи полагали, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности труда и эффективности организации. 

- бихевиористские учения,  теории “X”,  “Y” (Перенос центра тяжести в управлении с технологических и инженерных  задач на человека породил развитие различных бихевиористских теорий менеджмента, развивающих и дополняющих идеи школы социальных систем. В. Д. Скотт преподаватель из Чикаго (1869-1955) выступал за то, чтобы менеджеры смотрели на работника не только с точки зрения их экономических интересов, но и через призму социальных, с точки зрения общественного признания их заслуг, включения их в группы и т.п. Видный теоретик М. П. Фоллетт (1868-1933) стояла за гибкость и гармонию во взаимоотношениях между менеджерами и работниками. В противовес   Максу Веберу юристу и социологу (1864 – 1920), разработавшему теорию бюрократического построения организации и системы управления в частности, Фредерик Тейлор пытался найти ответ, как сделать так, чтобы рабочий работал как машина.   Ученый Абрахам Маслоу  разработал в 1943 г. т.н. “пирамиду (иерархию) потребностей”:  самовыражение; признание; принадлежность; безопасность; физические потребности.

Информация о работе Организация, управление и менеджмент