Основные идеи и концепции, разработанные Питером Друкером

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 08:25, реферат

Краткое описание

Современное общество сегодня из индустриального превращается в «общество управляющих», поскольку именно эта категория работников выходит на первостепенные позиции. В США, например, категория «управляющие и специалисты» составляет более трети всех занятых. Управление стало главным фактором этой трансформации. Именно феноменом менеджмента можно объяснить, почему на предприятиях все больше и больше используется труд высокообразованных и высококвалифицированных работников. Ни одно общество, ни одна социальная система прежде не могли себе позволить этого. И именно управление в состоянии использовать постоянно углубляющееся разделение труда, объединить работников разных специальностей и привести их к достижению общих целей. Роль управления в том и состоит, чтобы превратить знание и образованность в непосредственную производительную силу общества, в то, что называется истинным капиталом любой экономики.

Содержание

Введение 3

Основные идеи и концепции, разработанные Питером Друкером 4

Управление по целям 5

Концепция предпринимательского общества 6

Общество знаний 10

Теория бизнеса 12

Эффективность 14

Заключение 17

Сноски 19

Список литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 32.70 Кб (Скачать файл)

 

ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ

 

 Основной идеей концепции  общества знаний является выражение  самого Петера Друкера: “В обществе  знаний менеджеры должны быть  готовы отказаться от всего, что  они знают.»9 В подобном обществе  знания являются первостепенным  ресурсом и всеобъемлющим ресурсом  и для индивидуумов, и для экономики  в целом. Такие традиционные факторы  производства, как земля, труд и  капитал, не исчезают, но отходят  на второй план. Они могут приобретаться  и достаточно легко приобретаются  как раз с помощью специализированных  знаний. В то же время специализированные  знания сами по себе ничего  не производят. Они могут быть  продуктивными только в том  случае, если интегрированы в  задачу. И именно поэтому общество  знаний является также обществом  организаций, поскольку цель и  функция любой организации, как  связанной с бизнесом, так и  не связанной с ним, - это интеграция  специализированных знаний в  общую задачу.

 

 Согласно данной концепции  появляется новый тип работника  – работник, обладающий знанием (knowledge worker). Друкер выделяет две  категории работников: управленцы  и специалисты (менеджеры определенного  уровня, консультанты, программисты, пользователи  программного обеспечения и т.п.). Пользователи и программисты  могут работать как самостоятельно, так и в компании. Основное  отличие их деятельности в  том, что они создают продукт  собственными средствами, не используя  средства компании. Возникает справедливый  вопрос: как управлять такими  работниками? Отвечая на этот  вопрос, Друкер рассмотрел три  типа команд:

 

 парный теннис, характеризующийся  высокой взаимозависимостью партнеров, необходимостью увязки их сильных  и слабых сторон и отсутствием  свободы;

 

 бейсбол, где место  и функции каждого игрока строго  определены и четко сформулированы;

 

 американский футбол  со значительно большей степенью  свободы, по ходу игры любой  игрок может брать инициативу  на себя и выполнять различные  функции.

 

 Автор считает, что  структуру и тип работы большинства  организаций можно сопоставить  с той или иной категорией  спортивных команд и выбрать  соответствующий стиль работы  с персоналом.

 

 Друкер также отмечает, что динамика знаний четко  предписывает менеджерам, что каждая  организация должна строить управление  изменениями по своей собственной  системе, близкой именно этой  организации.10 С одной стороны, это  означает, что каждая организация  должна быть готова к отказу  от всего, что она делает. Менеджеры  должны учиться через определенное  количество времени относительно  каждого процесса, каждого продукта, каждой процедуры и политики  периодически задаваться вопросом: «Если мы этого уже не делаем, следует ли это делать, зная  то, что мы сейчас знаем?» Если  на этот вопрос будет отрицательный  ответ, должен возникнуть следующий  вопрос: «Так что же нам делать  сейчас?» И организация должна  что-то предпринимать именно для  разрешения этой проблемы, а не  призывать к проведению другого  исследования. Организация должна  уметь отказываться от какой-либо  неперспективной и невыгодной  деятельности, а не стараться  пролонгировать жизнь какому-то  успешному на сегодня продукту  производства. Иногда подобная стратегия  приносить большую выгоду, чем  последняя.

 

 С другой стороны, святой  долг каждой организации посвятить  себя созданию чего-то нового. Для данной идеи характерно  утверждение того, что каждое  управление в ходе своей деятельности  должно использовать три основных  принципа. Во-первых, процесс, названный  японцами кайзен (kaizen), который предполагает  продолжение усовершенствования  продукта компании. Цель кайзена  таким образом усовершенствовать  продукт или услугу, чтобы через  два – три года они смогли  стать действительно отличным (от  «отличаться») продуктом или услугой.

 

 Во-вторых, каждая организация  должна учиться использовать  свои знания для развития собственного  успеха и дальнейшего его применения, а не только почивать на  лаврах.

 

И в-третьих, каждая организация должна учиться инновационной деятельности как систематическому процессу. Без учитывания этих трех принципов основанная на знании организация очень скоро изживет себя, потеряв производительную способность и вместе с ней возможность привлекать и удерживать профессиональных работников, обладающих специализированными знаниями, от которых производительность и зависит.

 

ТЕОРИЯ БИЗНЕСА

(THE THEORY OF THE BUSINESS)

 

Еще одна концепция, разработанная Питером Друкером, - концепция теории бизнеса. Она построена на попытках ответить на вопрос, что произошло с известными фирмами в 80-90 годах. Автор проанализировал причины кризисов крупных корпораций (например, «Дженерал Моторс» и «ИБМ») и сделал соответствующие выводы. Для «Дженерал Моторс» главной проблемой стала утрата понимания своего рынка, а для «ИБМ» – своего продукта, то есть компании не смогли адаптировать свою теорию бизнеса к современным условиям.

 

 Главной же разработкой  Друкера стали три элемента, из  которых состоит теория бизнеса. Первый элемент – представление  об окружающей среде организации: общество и его структура, рынок, потребитель и технология. Второй  – представление о специфической (особой) миссии организации. Третий  элемент – представление о  ключевых возможностях компании  или стержневая компетенция (core competencies) – совокупность возможностей, определяющих  конкурентные преимущества и  необходимых для выполнения миссии  организации.

 

 Автор отмечает, что  эти три пункта обманчиво просты.11 Обычно на выработку четкой, полноценной  и действенной теории бизнеса  уходят годы интенсивной работы, размышлений и экспериментов. Для  достижения успеха организация  должна работать на износ и  развиваться по своему собственному  пути.

 

 Чтобы теория бизнеса  была действенной, следует учитывать  четыре важных момента.12

 

 Представления об окружающей  среде, миссии организации и стержневой  компетенции должны соответствовать  действительности. То есть необходимо  учитывать изменения, происходящие  в обществе, его структуре, а соответственно  в потребностях и возможностях  потребителей, и уже, исходя из  этого, каким-то образом развивать  и изменять свой бизнес.

 

 Представления об этих  трех элементах должны соответствовать  друг другу. Возможно, это было  самой сильной стороной «Дженерал  Моторс», определяющей доминирующее  положении компании в течение  десятилетий. В компании было  замечательное сочетание представления  о рынке и об оптимальном  процессе производства. В середине 20-х годов компания решила, что  ей также необходимы совершенно  новые, неизвестные до сих пор  ключевые возможности: финансовый  контроль производственного процесса  и теория распределения капитала. В результате появились современный  учет издержек и первый рациональный  процесс распределения капитала.

 

 Все сотрудники организации  должны знать и понимать ее  теорию бизнеса. Это просто осуществить  на начальном этапе деятельности  организации. Однако с постепенным  ее становлением и приходом  к успеху все больше и больше  проявляется тенденция считать  теорию бизнеса чем-то само  собой разумеющимся. Затем в работе  организации появляется некая  небрежность, она начинает «срезать  углы». Компания начинает делать  то, что кажется подходящим, а  отнюдь не то, что является  правильным. Она перестает задумываться, задаваться вопросами. Она помнит  ответы, но забывает задавать  вопросы. Теория бизнеса становится  культурой. Однако культура не  является заменой дисциплины, а  теория бизнеса – это прежде  всего дисциплина.

 

 Теория бизнеса должна  постоянно проверяться. Она не  выгравирована на камне. Она состоит  из предположений о вещах, находящихся  в постоянной динамике, движении  – общество, рынки, потребители, технологии. Таким образом, сама теория бизнеса  должна предполагать возможность  ее изменения.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ

 

 В 1966 году Питер Друкер  выпустил книгу под названием  «Эффективный управляющий» («The Effective Executive»). Интересно то, что в этой  работе ученый выступил не  только в качестве теоретика, но и в качестве практика, дающего конкретные советы. Автор пишет, что эффективности нельзя научить, но можно и нужно научиться самому. Он говорит, что управляющие, которые не в состоянии направить свою деятельность в эффективное русло, вряд ли смогут правильно управлять своими сослуживцами и подчиненными. Управляющие, не знающие, как эффективно организовать собственный трудовой процесс, показывают дурной пример для окружающих.13

 

 Для того, чтобы эффективно  работать, еще недостаточно быть  трудолюбивым, хорошо информированным  или обладать высокими интеллектуальными  способностями. Эффективность –  это нечто самостоятельное и  особенное. Однако для того, чтобы  быть эффективным, совсем не обязательно  иметь особые способности, склонности  или приобретенные навыки. Эффективность  управляющего выражается в его  способности выполнять определенные  – достаточно простые – задачи. Эффективность слагается из нескольких  практических компонентов, рассмотренных  автором в этой работе.

 

 Друкер выделяет пять  основных элементов для повышения  эффективности труда работника  управления.

 

 Во-первых, эффективные  управляющие должны знать, на  что они расходуют свое время. Умение контролировать свое время  является важнейшим элементом  производительной работы.14 Этот  шаг носит чисто методический  характер: регистрация времени, ведение  контрольных записей с его  замерами. Это заставляет работника  более внимательно взглянуть  на то, куда он тратит свое  время, на свою деятельность и  цели, что в значительной степени  повлияет на уровень и качество  выполняемой работы.15

 

 Во-вторых, эффективные  управляющие должны концентрироваться  на достижениях, выходящих за  рамки своей организации. Им следует  быть нацеленными не на выполнение  работы как таковой, а на конечный  результат. Хороший управляющий, прежде  чем приступить к выполнению  того или иного задания, задают  себе вопрос: «Каких результатов  я должен достичь?» Сам процесс  работы и ее методы отходят  для него на второй план. Этот  этап носит уже концептуальный  характер. Управляющий приучается  анализировать свою роль в  организации и определять свой  вклад в ее деятельность. Ответы  на поставленные вопросы должны  вести к повышению требований к самому себе, к размышлениям относительно собственных целей и целей организации, а также к определению ценностей. Самое главное, вопросы должны натолкнуть на мысль о необходимости повысить показатели своей работы. Они стимулируют управляющего на принятие на себя большей ответственности и отказ от роли подчиненного лица, для которого хорошо все то, что устраивает начальство. Иными словами, концентрируясь на собственном вкладе, управляющий приучается ориентироваться не на средства как таковые, а на конечные цели.16

 

 В-третьих, эффективные  управляющие должны строить свою  деятельность на преимущественных, сильных качествах, как собственных, так и руководителей, коллег и  подчиненных, а также обязаны  отыскивать положительные моменты  в конкретных ситуациях. Им не  следует опираться на то, что  ненадежно. Нельзя начинать работу  с решения нереальных на данный  момент задач. Активизация сильных  сторон характера находит свое  отражение в поведении. Это уважение  личности как своей собственной, так и других. Это система ценностей  и действий. Но это снова учение  в процессе выполнения работы  и саморазвитие на практике. Акцентируя  сильные качества, управляющий объединяет  индивидуальную цель и потребности  организации, индивидуальные способности  и результаты работы организации, индивидуальные достижения и  возможности организации.

 

 В-четвертых, эффективные  управляющие концентрируют свое  внимание на нескольких важнейших  участках, в которых исполнение  поставленных заданий принесет  наиболее ощутимые результаты. Они  должны научиться устанавливать  приоритетные направления работ  и не отклоняться в их выполнении. Пустая трата сил и времени  приводит к самым отрицательным  результатам. В центре внимания  на данном этапе – функциональные  показатели управляющего и организации. Анализируется не то, что происходит, а то, что хочется, чтобы произошло  в окружающих условиях. Развитию  в данном случае подлежит не  информация, а характер: предусмотрительность, уверенность в своих силах, смелость. Другими словами, здесь развивается  лидерство, основанное на целеустремленности, решительности и уверенности.

 

 И в-пятых, эффективные  управляющие должны принимать  эффективные решения. А это, прежде  всего вопрос системности, то  есть процесс выполнения задания  должен проходить в нужной  последовательности. Следует помнить, что эффективное решение –  это всегда суждение, основанное, скорее, на несовпадении мнений, чем на согласованности по  фактам.17 Чрезмерная поспешность  ведет к принятию неверных  решений. Решений должно быть  немного, но все они должны быть фундаментальными. В принятии решений нужно руководствоваться верной стратегией, а не сиюминутными тактическими соображениями.

 

 Автор самое большее  внимание уделяет саморазвитию  управляющего, играющему огромную  роль в его становлении как  эффективного работника. Он должен  приобрести соответствующие знания  и умения. Он должен освоить  множество новых для себя навыков  по мере смены деятельности. Но  любые навыки и знания мало  чем помогут руководителю, если  он не будет развивать себя  под углом зрения эффективности. Саморазвитие управляющего в  целях повышения собственной  эффективности является центральным  звеном в развитии организации. Это верный путь к достижению  высоких результатов работы всей  организации. В той мере, в какой  управляющие стремятся приносить  конкретную пользу, они поднимают  функциональный уровень организации, в которой работают. В результате  организация не только становится  способной на более производительную  деятельность, она приобретает возможность  выполнять самые различные функции  и стремится к самым разным  целям.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 В заключение можно  еще раз повторить, что главным  вкладом Питера Друкера в современную  теорию менеджмента является  то, что он смог собрать и  систематизировать знания многих  ученых о проблемах управления, выделив его тем самым в  отдельную науку. Безусловно, огромную  роль играют и собственные  разработки ученого, связанные с  конкретизацией и объяснением  процессов, происходящих в организации  на пути к совершенствованию  ее структуры, производительности  и удовлетворению потребностей  потребителей. Учитывая то, что сегодня  национальные природно-климатические  богатства все более утрачивают  свое былое значение и для  экономического роста, и для культурного  развития любой страны,18 после  прочтения работ Друкера начинаешь  лучше понимать не просто важность  фактора управления в современном  обществе, но и превращение его  в главный, решающий фактор прогресса  человеческой цивилизации.

Информация о работе Основные идеи и концепции, разработанные Питером Друкером