Основные категории менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 16:25, курс лекций

Краткое описание

Категории менеджмента – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные всеобщие свойства и устойчивые отношения в процессах и структуре управления организацией.
К числу основных категорий менеджмента следует отнести:
Понятие и сущность менеджмента;
Виды менеджмента;
Объекты и субъекты менеджмента;
Функции менеджмента;

Содержание

1 Понятие категорий менеджмента
2 Объекты и субъекты менеджмента.
3 Функции менеджмента
4 Иерархия менеджмента.
5 Организационная структура и схема управления.
6 Принципы менеджмента.
7 Методы менеджмента
8Стиль руководства.

Вложенные файлы: 1 файл

Menedzhment_osnovnye_ponyatia.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)


Тема 2 ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Цель лекции: усвоение студентами основных категорий менеджмента

 

План лекции

1 Понятие категорий  менеджмента

2 Объекты и субъекты менеджмента.

3  Функции менеджмента

4 Иерархия менеджмента.

5 Организационная структура и схема управления.

6 Принципы менеджмента. 

7 Методы менеджмента

8Стиль руководства.

 

 

1 Понятие категорий менеджмента

 

 Категории менеджмента  – наиболее общие и фундаментальные  понятия, отражающие существенные  всеобщие свойства и устойчивые  отношения в процессах и структуре управления организацией.

К числу основных категорий  менеджмента следует отнести:

    • Понятие и сущность менеджмента;
    • Виды менеджмента;
    • Объекты и субъекты менеджмента;
    • Функции менеджмента;
    • Иерархия менеджмента;
    • Организационная структура и схема управления;
    • Принципы менеджмента;
    • Методы менеджмента;
    • Стиль руководства.

Виды менеджмента –  специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента. Менеджмент подразделяют на следующие виды (в зависимости от функциональной принадлежности  - определенной сферы деятельности организации или ее звеньев)

    • Стратегический
    • Инновационный
    • Производственный
    • Финансовый
    • Международный
    • Экологический
    • И т.д.

 

2 Объекты и субъекты менеджмента.

 

В процессе управления следует учитывать, что любая организация, независимо от размеров и задач, которые она решает, имеет управляемую и управляющую подсистемы (части), или объект и субъект управления (см. рис. 1). Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем: управляемой и управляющей. Вместе они образуют систему управления.

Субъекты менеджмента  — менеджеры-руководители различного уровня, наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

 

 

 

 

 

 

 

                       Внешняя среда




 


управляющие                                          информация о состоянии 


воздействия                                                 объекта


 


 

                Возмущающие воздействия

 

Категория «менеджер» распространяется на:

руководителей линейного  менеджмента: директоров, руководителей  производственных подразделений среднего и нижнего звена управления;

руководителей функционального  менеджмента: заместителей директора, руководителей функциональных подразделений и их частей (бюро, лабораторий, секторов);

организаторов определенных видов работ.

Объекты менеджмента — весь состав взаимосвязанных структурных подразделений любого назначения (цехи, участки, отделы, сектора, лаборатории и т. п.).

Объект и субъект менеджмента находятся во взаимной связи и зависимости. Чем больше по объему объект менеджмента, тем больше будет и субъект менеджмента. Это не прямо пропорциональная зависимость, поскольку на размер субъекта менеджмента будут действовать и другие факторы, такие как организованность объекта менеджмента, уровень компьютеризации работ и др. Подобное деление системы менеджмента на субъект и объект менеджмента и такая взаимосвязь между ними имеет место на всех уровнях менеджмента: верхнем, среднем и нижнем.

Управляющая и управляемая  подсистемы между собой связаны  посредством информации.

Из объекта управления информация о ходе работ поступает  в управляющую подсистему и позволяет ей выработать команды управления, которые затем передаются в управляемую подсистему для исполнения.

На информационные входы  управляющей подсистемы воздействуют факторы внешней среды: поставщики, собственники фирмы, законы и государственные органы, а также международное окружение, экономика, политика, технология и т. п.

Кроме того, на информационные входы управляющей подсистемы воздействует производственная информация, поступающая по каналам обратной связи от управляемой подсистемы. Выходами управляющей подсистемы являются планы низовым структурным подразделениям и команды управления или управляющие воздействия, а также отчетная информация и сведения.

 

3 Функции менеджмента

 

 Категория функций  менеджмента является одной из  фундаментальных в теории менеджмента.

Функция менеджмента  — это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект менеджмента.

Каждая функция менеджмента  характеризуется однородностью  содержания и целевой направленностью. Функции являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т. д.) той или иной организации. Поэтому их называют основными, или общими.

В теории и практике менеджмента  существуют различные подходы к классификации функций. В отечественной теории управления различают функции основные (общие) и конкретные (специфические). В настоящее время большинство авторов в состав общих функций включают: прогнозирование и планирование; организация работы; координация и регулирование; активизация и стимулирование; контроль (учет и анализ).

Все основные (общие) функции  управления выполняются в каждом подразделении а любом уровне управления любой социально-экономической  системы.

Конкретные функции управления — функции, связанные с видами управленческой деятельности, зависимыми от особенностей объектов управления: конструкторская подготовка производства, технологическая подготовка производства, управление материально-техническим снабжением и др.

Все рассматриваемые функции (основные и конкретные) имеют две общие характеристики: они обе требуют принятия решений, и для всех необходимы коммуникации, обмен информацией. Эти характеристики связывают все управленческие функции, и поэтому их часто называют связующими процессами.

 

4 Иерархия менеджмента

 

Менеджмент организации  — понятие иерархическое, т.е. относящееся к вполне определенному уровню менеджмента.

Иерархия менеджмента—это  служебная лестница, ряд должностей, последовательность подчинения в порядке перехода от низших уровней к высшим и наоборот.

 


 

 

 


 


 

 

 

В течение многих десятилетий  организации создавали так называемые иерархические структуры менеджмента. Для этих структур характерно следующее принципиальное положение — иерархичность менеджмента, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим. Содержание, формы и методы менеджмента зависят от иерархического уровня его осуществления в организации. Как правило, на предприятии можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и нижний.

Форма пирамиды показывает, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем. Одна из форм разделения управленческого труда носит горизонтальный характер —расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Горизонтально разделенная таким образом управленческая работа должна быть скоординирована, чтобы организация могла добиваться успеха в своей деятельности. Руководителям высшего звена приходится затрачивать время на координирование работы руководителей среднего звена, которые, в свою очередь, также координируют работу руководителей нижнего звена, а те, в свою очередь, координируют работу неуправленческого персонала—людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда в результате и образует уровни иерархии менеджмента .

 

5 Организационная структура и схема управления.

 

Организационная структура  — строение, устройство организации, определяемое составом основных частей, их взаимосвязью и взаиморасположением.

Физическое воплощение организационная структура находит  в схеме управления. Назначение схем управления, как и всякого чертежа,— дать ясное представление о существующей или предполагаемой организационной структуре той или иной конкретной организации.

Схема структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связей между ними.

Между частями структуры  устанавливаются устойчивые связи, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи обеспечивают согласованность действий между элементами структуры и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи — это связи подчинения, и необходимость их возникает при наличии нескольких уровней управления.

 

6 Принципы менеджмента.

 

Принципы менеджмента  — это важнейшие руководящие правила, основные положения и нормы поведения, руководствуясь которыми органы управления обеспечивают эффективное развитие организации.

К числу важнейших  принципов эффективного менеджмента относятся следующие принципы:

    • целостности;
    • иерархической упорядоченности;
    • целевой направленности развития;
    • научной обоснованности и оптимальности менеджмента;
    • оптимального сочетания централизации и децентрализации;
    • демократизации

Главным принципом  системного подхода является принцип  целостности.

Принцип целостности системы предусматривает необходимость рассмотрения организации как единого целого, состоящего из взаимодействующих, часто разнокачественных, но одновременно совместимых по ориентации организации на конечные результаты элементов. Все организации должны рассматриваться как системы во взаимосвязи, единстве и взаимодействии всех их функциональных сторон, компонентов и частей. При создании тех или иных объектов указанная тройственная целостность должна обеспечиваться путем соответствующих методов не только анализа, но и обязательно синтеза. Причем следует иметь в виду, что с системных позиций для эффективного развития системы имеют значение не любые связи, а лишь существенные связи между элементами системы, превосходящие по значению отношения их с элементами, не входящими в данную систему. Именно эти связи и определяют интегративные свойства системы, которые отличают ее от простого конгломерата и выделяют из окружающей среды в виде целостного образования.

Интегративные качества присущи  лишь целевой системе полностью, но не свойственны ни одному из ее элементов в отдельности. Наличие интегративных качеств показывает, что свойства системы хотя и зависят от свойств элементов, но не определяются ими полностью. Отсюда следуют важные практические выводы о том, что система не сводится к простой совокупности элементов, что, расчленяя ее на отдельные части и изучая каждую из них в отдельности, нельзя познать все свойства системы в целом.

Принцип иерархической  упорядоченности. Любая организация состоит из «семейства» расположенных друг над другом (или друг под другом) уровней управления, отражая общую закономерность природы. Следовательно, организация людей всегда является многоуровневой, многоступенчатой, т.е. упорядоченной. Такая организация обычно и обозначается уже известным словом «иерархия».

Принцип целевой направленности (ориентации) развития. Целеполагание — это начало всякой управленческой деятельности. Ее обязательным продолжением является определение видов работ, которые нужны для достижения цели.

При создании любой системы (подсистемы), во-первых, должна быть четко  определена цель функционирования, представляющая материально (информационно) определенную конечную часть целого; во-вторых, обеспечена целостность состава элементов для достижения заданной цели; в-третьих, установлен план функционирования, определяющий порядок взаимодействия элементов для выполнения функций по достижению заданной цели.

Принцип научной обоснованности и оптимальности менеджмента. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов. Для того, чтобы менеджмент стал научно обоснованным, необходимо соблюдение двух основных условий: постоянное изучение законов, закономерностей, принципов, методов и других компонентов науки управления; систематическое совершенствование практики менеджмента на основе последних достижений науки управления и обобщение передового опыта в руководстве организацией.

Информация о работе Основные категории менеджмента