Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 16:25, курс лекций
Категории менеджмента – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные всеобщие свойства и устойчивые отношения в процессах и структуре управления организацией.
К числу основных категорий менеджмента следует отнести:
Понятие и сущность менеджмента;
Виды менеджмента;
Объекты и субъекты менеджмента;
Функции менеджмента;
1 Понятие категорий менеджмента
2 Объекты и субъекты менеджмента.
3 Функции менеджмента
4 Иерархия менеджмента.
5 Организационная структура и схема управления.
6 Принципы менеджмента.
7 Методы менеджмента
8Стиль руководства.
Управлять научно — это значит широко использовать в руководстве организацией системный, комплексный, ситуационный, расчетно-аналитический подход, широко использовать экономико-математическое моделирование, применение прогрессивных компьютерных технологий управления и др.
Уровень научного руководства определяется главным образом квалификацией руководителей и специалистов, их общей культурой, технико-экономической эрудицией.
Важнейшая задача менеджмента — обеспечение потребностей рынка с наименьшими затратами ресурсов: людских, материальных, денежных, энергетических и др. При этом суть оптимальности менеджмента состоит в выборе наиболее эффективного в конкретных условиях управленческого решения на основе всестороннего анализа и изучения информации, рассмотрения множества вариантов решений и т. п.
Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в менеджменте. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.
Организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений, называются централизованными. Организации же, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления, называются децентрализованными.
Определить уровень централизации можно по следующим характеристикам.
7 Методы менеджмента
Реализация
функций и принципов
Методы менеджмента — способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации.
Содержание метода менеджмента в конечном счете сводится к ответам на вопросы: как, каким способом можно достичь цели управления? каким образом осуществлять управленческую деятельность?
Методы менеджмента тесно связаны с принципами менеджмента. Принципы — основополагающие начала методов менеджмента. Методы менеджмента выступают в качестве способов реализации принципов. Принципы не выбирают, им следуют. Методы носят более альтернативный характер, возможен их выбор, замена одного другим. Без знания системы методов менеджмента (только на основе принципов) трудно добиться реализации целей и функций менеджмента. Кроме того, знание методов менеджмента позволяет разобраться в громадном количестве конкретных правил, приемов и частных способов управления.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Можно выделить следующие методы управления.
1. Общенаучные методы (системный подход, комплексный подход, моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, методы социологических исследований).
2. Конкретные методы, осуществляемые по трем основным направлениям:
Направленность методов управления всегда одна и та же - они направлены на людей, осуществляющих различные виды деятельности.
Следует исходить из того, что в
конкретном методе управления определенным
образом сочетаются (взаимодействуют)
и содержание, и направленность, и организационная
форма. В связи с этим можно выделить следующие
методы управления: организационно-
Организационно-
Экономические методы представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требования коллектива в целом и личноcти в частности. Им отводится центральное место. Поставленная цель здесь достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта.
Конкретный набор и содержание рычагов экономического воздействия определяется спецификой управляемой системы. В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, ценообразование, финансирование.
Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических методов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы. Они основаны на использовании стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов. Это достигается посредством такого воздействия, как экономическое соревнование, критика и самокритика, убеждение, авторитет, личный пример
8 Стиль руководства.
Первоначально словом «стиль» называли стержень для писания на восковой доске, а позднее оно употреблялось в значении «почерк». В настоящее время стиль — это система постоянно применяемых методов руководства, своего рода почерк действий менеджера.
Стиль руководства — совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения типовых проблем и задач, реализуемых в практической деятельности конкретным менеджером.
Стиль управления — это манера и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений. Определенному набору постоянно применяемых менеджером методов руководства соответствует вполне определенный стиль управления.
Стиль руководства — явление строго индивидуальное, определяемое конкретными специфическими свойствами человека, особенностями его работы с людьми. Стиль управления регламентируется личными качествами менеджера.
К настоящему времени наиболее широкое и общепризнанное выделение стилей руководства предложено К. Левиным, который выделил авторитарный, демократический и либеральный стили.
Для авторитарного стиля управления характерна централизация власти и единоличное принятие решений. Основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и распоряжений, ставка делается на администрирование и ограниченные контакты с подчиненными. Для автократа характерны догматизм и стереотипность мышления, неприятие инициативы подчиненных. Под началом автократа работать неприятно, так как подчиненные испытывают постоянный страх перед увольнением.
Демократический стиль управления характеризуется доверием к людям, стремлению к коллегиальному решению задач, систематическому информированию подчиненных о положении дел в коллективе. В коллективе царит доброжелательная атмосфера, правильная реакция на критику.
Либеральный стиль руководства характеризуется предоставлением полной самостоятельности, возможности индивидуального и коллективного творчества. Руководителей-либералов отличает безынициативность, пассивность, боязнь конфликтов, а его деятельность малоэффективна.
В чистом виде руководители указанных типов встречаются редко. Эффективность ситуационного подхода к управлению предусматривает применение в каждом конкретном случае преимуществ того или иного стиля управления.
Контрольные вопросы и задания:
А. Дайте ответы на следующие вопросы
1. Что такое категории менеджмента?
2. Перечислите основные категории менеджмента?
3. Назовите основные виды менеджмента?
4.Что относится к объектам и субъектам менеджмента?
5. Как связаны между
собой управляющая и
6. Дайте определение
функции менеджмента? Назовите
основные характеристики
7. На какие виды
классифицируют исследователи
8. Как вы понимаете
понятие «иерархия менеджмента»
9. Что характерно для, так называемых иерархических структур?
10. Дайте определение организационной структуры?
11.Назовите виды существующих
между частями структуры
11. Что такое принципы менеджмента?
12. Назовите важнейшие
принципы эффективного менеджме
13. Дайте определение «методам менеджмента»?
14. Перечислите и коротко
охарактеризуйте основные метод
15. Что такое стиль руководства?
16. Назовите
самую широко используемую
17. Встречались ли вам в чистом виде руководители указанных типов?
Б. Вставьте пропущенные слова
1. …. менеджмента –
наиболее общие и
2. … менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.
3. …. менеджмента —
менеджеры-руководители
4. …. менеджмента — весь состав взаимосвязанных структурных подразделений любого назначения (цехи, участки, отделы, сектора, лаборатории и т. п.).
5. Управляющая и управляемая
подсистемы между собой
6. На информационные …. управляющей подсистемы воздействуют факторы внешней среды: поставщики, собственники фирмы, законы и государственные органы, а также международное окружение, экономика, политика, технология и т. п
7. …. управляющей подсистемы являются планы низовым структурным подразделениям и команды управления или управляющие воздействия, а также отчетная информация и сведения.
8. …. менеджмента —
это вид деятельности, основанный
на разделении и кооперации
управленческого труда и
9. Все …. функции управления выполняются в каждом подразделении, на любом уровне управления любой социально-экономической системы.
10. …. функции управления — функции, связанные с видами управленческой деятельности, зависимыми от особенностей объектов управления: технологическая подготовка производства, управление материально-техническим снабжением и др.
11. …. менеджмента—это служебная лестница, ряд должностей, последовательность подчинения в порядке перехода от низших уровней к высшим и наоборот.
12. Для ….. структур характерно следующее принципиальное положение - нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим..
13. Форма …. показывает, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.
14. …. … — строение, устройство организации, определяемое составом основных частей, их взаимосвязью и взаиморасположением.
15. ….. связи обеспечивают согласованность действий между элементами структуры и являются, как правило, одноуровневыми.
16. …… связи — это связи подчинения, и необходимость их возникает при наличии нескольких уровней управления.
17. … менеджмента — это важнейшие руководящие правила, основные положения и нормы поведения, руководствуясь которыми органы управления обеспечивают эффективное развитие организации.
18. Принцип … системы предусматривает необходимость рассмотрения организации как единого целого, состоящего из взаимодействующих, часто разнокачественных, но одновременно совместимых по ориентации организации на конечные результаты элементов.