Основные компетенции менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:05, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение основных компетенций менеджера.
Были поставлены следующие задачи:
- изучить понятия «менеджер» и «компетенция»;
- изучить список требований к менеджерам разных уровней;
- кратко осветить основные компетенции менеджера.

Содержание

Введение 3
Раздел 1. Основные понятия 4
1.1 Кто такой менеджер 4
1. 2 Определение компетенции 5
Раздел 2. Основные компетенции менеджера 7
2.1. Требования к менеджеру 7
2.2. Специфика труда менеджера 8
2.3. Основные компетенции менеджера 9
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

основные компетенции менеджера.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

На сегодняшний день в ряде компаний приняты корпоративные стандарты, регламентирующие время задержки на работе: для менеджеров – не более одного часа, для рядовых сотрудников – не более получаса. Порой вводятся физкультпаузы подобно производственной гимнастике, которая была в советское время и, увы, которую в основном игнорировали работники. Поэтому важно акцентировать внимание на формировании у руководителя способности не только правильно и эффективно отдыхать самому, но и интегрировать грамотный отдых в систему корпоративной культуры.

Важнейшей компетенцией является способность менеджера  к поиску нестандартных, нетривиальных решений. Сегодня эта черта отнюдь не обязательно должна быть врожденной. Существуют технологии поиска новых, необычных решений. Например, это широко известные в кругу технических специалистов, но малоизвестные в управленческих кругах технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), а также ТРТЛ (теории развития творческой личности). На самом деле, способность к поиску новых решений неразрывно связана со способностью к обучению и переобучению вообще. А последняя еще в начале 90-х годов прошлого века была признана американскими специалистами наиболее важной компетенцией любого современного человека. [7]

Влияние на подчиненных  составляет основу руководства. Руководитель — это человек, который лично  своим влиянием направляет подчиненных  на достижение целей организации, Его функциями являются определение норм поведения подчиненных, удовлетворение в меру возможности их нужд и защита их интересов перед управляющими верхнего уровня.

Среди требований, предъявляемых  к менеджеру, на первый план ставится умение управлять людьми. Поэтому он должен в совершенстве знать своих прямых подчиненных, особенно их возможности выполнять порученное дело. Менеджер должен иметь гражданское мужество избавиться от неспособных или нерадивых работников.

В наше время интеллектуальные компоненты любого вида деятельности преобладают над физическими. Поэтому подчиненных нужно побуждать работать не только физически, но, главным образом, умственно. И надо помнить, что никакое принуждение не может заставить человека мыслить и действовать творчески если он этого не хочет сам. Принуждением эффективно управлять нельзя.

Рыночные отношения  требуют творческого подхода  к управлению на базе всесторонней информированности, наилучшего использования  ресурсов и других факторов повышения  эффективности функционирования предприятия. В этой связи на первый план выступает фактор понимания того, что в конечном счете положение предприятия определяется рынком.

Менеджмент осуществляется в экономическом, социально-психологическом, правовом и организационно-техническом  направлениях.

Содержанием экономического направления является управление производственным процессом. Здесь деятельность менеджера  сосредоточивается на координации  материальных и трудовых ресурсов таким  способом, чтобы достичь поставленных целей при наименьших затратах.

Социально-психологическое  направление - это прерогатива менеджером всех уровней управления. На низовом  и среднем уровне управления усилия менеджеров направлены на создание теплых, дружественных производственных отношений  между коллективами и отдельными работниками, при которых их способности могли бы наиболее полно реализоваться.

На высшем уровне управления социально-психологическую функцию  осуществляет ряд лиц, использующих впасть, авторитет, положение для  регулирования отношений между  руководителями и подчиненными.

Социально-психологическое  направление базируется также на уровне развития социальных отношений  в обществе, таких ценностей, как  уровень образования, культура, традиции, обычаи.

В осуществлении рыночных отношений важное место занимает правовая база менеджмента, которая отражается в законодательстве и других правовых актах, вырабатываемых государственными, экономическими и политическими структурами. Сюда входят правовые положения по созданию фирм и предприятий, таможенная и налоговая политика, государственное регулирование предпринимательства и др.

Огромный удельный вес  в общем объеме управления занимает организационно-техническая работа менеджера. Эта работа охватывает многие стороны управления. В нее входят: постановка целей и задач, обеспечение ресурсами, организация работы, непосредственные контакты с исполнителями и контроль за их деятельностью, стимулирование труда работников, проектирование новых производственных процессов.

Различают три стадии менеджмента: стратегическое управление, оперативное управление, контроль. За каждой из них закреплены определенные виды деятельности.

Стратегическое управление — это выработка цели менеджмента, прогнозирование (научное обоснование  будущего состояния и развития организации) и перспективное планирование.

Оперативное управление охватывает два вида деятельности: организацию как способ создания необходимой структуры (и нужных ресурсов) и руководство (воздействие  на непосредственных исполнителей в  созданной структуре).

Контроль включает проверку и анализ результатов на пути достижения цели, неиспользованных резервов производства.

Эффективно работающее предприятие предполагает единовременное функционирование всех стадий и направлений  менеджмента, т. е. взаимосвязь их во времени и пространстве. Обеспечение  прибыльности, а значит эффективности работы всех подразделений предприятия - главная задача менеджмента. Она включает в себя рациональную организацию производственного процесса, развитие технико-технологической базы, эффективное использование живого труда (кадров), обеспечение творческой активности работников.

Уровень прибыльности фирмы  в значительной степени определяется рынком, но зависит также от рационального  использования производственных ресурсов и эффективности управления. Прибыль  является залогом стабильного функционирования предприятия. Любое предприятие находится под воздействием ситуации, складывающейся на рынке. Меняется положение конкурирующих фирм, условия и формы финансирования, соотношение спроса и предложения. Все это определяет долю риска, которая покрывается прибылью. Менеджмент призван снизить долю риска не только в настоящем, но и в будущем периоде. Поэтому менеджеры наделяются правом самостоятельности в принятии решений в меняющейся обстановке рыночных отношений.

Ориентация предприятия  на удовлетворение рыночных потребностей в товарах и услугах предполагает многообразие видов деятельности менеджеров. Вот далеко не полный их перечень: новая техника и технология производства, обеспечение высококвалифицированными кадрами, материальное и моральное стимулирование труда, улучшение условий труда, регулирование и координация деятельности подразделений и служб; планирование деятельности по периодам, стратегическая деятельность, контроль и др. В общем, вся деятельность менеджеров сводится к выполнению общих функций управления. Своевременность и качество выполнения этих функций реализуется на рынке в виде прибыли.

На управленческие, организационные  и межличностные отношения в  трудовом коллективе оказывают влияние  множество факторов. Это экономические, нравственные, эстетические, административные и многие другие факторы. Формой выражения этих факторов является информация, которая становится непосредственным предметом труда менеджера. В конечном счете, информация выражает определенные отношения в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Из сказанного можно  сделать вывод, что предметом  труда менеджера, кроме информации, являются отношения в коллективе. Деятельность по налаживанию системы  этих отношений носит профессиональный характер. Поэтому необходим профессиональный отбор работников системы управления, т.е. менеджеров.

Степень развития этих качеств  в человеке служит основой определения  профессиональной пригодности работников к руководящей должности. Практика показывает, что качества, которые  дают возможность руководить совместной деятельностью людей, существуют вне связи с производственным опытом специалистов и могут быть оценены заранее. Выделяются следующие организаторские способности:

Адаптационная мобильность  — склонность к творческим формам деятельности, непрерывному углублению знаний; инициативность; нетерпимость к косности, консервативным проявлениям; стремление учить других, желание качественных изменений в организации и содержании собственной деятельности; готовность к обоснованному риску; стремление к нововведениям; расширение круга своих полномочий; самообладание, предприимчивость.

Контактность-общительность-экстравертность (направленность на внешний мир и деятельность в нем); интерес к людям; высокий уровень притязаний в сфере межличностных отношений, способность располагать к себе людей, видеть себя со стороны, выслушивать, понимать и убеждать людей; умение взглянуть на конфликтную ситуацию глазами собеседника.

Стрессоустойчивость —  интеллектуальная и эмоциональная  защищенность в проблемных ситуациях; самообладание и трезвость мышления при принятии коллективных решений.

Доминантность — властность; честолюбие; стремление к личной независимости, лидерству в любых обстоятельствах  и любой ценой; готовность к бескомпромиссной борьбе за свои права; игнорирование авторитетов; самоуважение, соседствующее с высокой самооценкой, завышенным уровнем притязаний; смелость, волевой характер.

Наблюдение за поведением руководителя во время его постоянных контактов с подчиненными и другими людьми дают возможность оценить присущий ему тип общения и прогнозировать характерный для него стиль управления.

В управлении производством  менеджер более важен, чем ученый. Менеджер может быть менее образованным, чем ученый, но зато он должен обладать таинствами управления как искусства в силу своих личных качеств, таланта, опыта, навыков и здравых суждений. Качества менеджера, умноженные на научные знания, дают возможность добиться эффективных результатов в управленческой практике. Изучение основ управления дает возможность вооружить необходимыми знаниями менеджеров, предпринимателей, бизнесменов - всех тех, кто способен ускорить продвижение нашей экономики к рыночным отношениям. [Вершигора]

Таким образом, ключевые компетенции эффективного руководителя проистекают из трех областей: работа с людьми (коммуникабельность, делегирование, работа в команде), работа с собой (самооценка, развитие, тайм-менеджмент) и работа с объектом (информация, проекты, товары). Исходя из этих областей выстраиваются «цепочки» компетенций руководителя, из которых выделяют круг ключевых. И важно, что критерием такого отбора является практическая эффективность.[2]

 

Заключение

 

Исходя из всего выше сказанного, можно четко сказать, что для настоящего профессионального менеджера управление это не только работа, но и стиль жизни. Умение управлять у настоящего специалиста в данной области проявляется во всем. Очень важна способность ладить с людьми, вести их за собой, направлять их деятельность на благо фирмы. Значимо и умение принимать управленческие решения, и наличие творческого подхода, а также владение тайм-менеджментом. Но прежде всего менеджер должен быть человеком, способным к саморазвитию и самоконтролю, человеком образованным и подкованным в своей сфере деятельности. Таким образом, можно сказать, что быть менеджером и в самом деле трудно, а потому важно знать четкие критерии, иметь представление о том, к чему нужно стремиться, чтобы стать настоящим успешным руководителем.

В данной работе были объяснены  понятия «менеджер и компетенция, указан список требований к менеджерам разных уровней, а также кратко раскрыты основные компетенции менеджера.

 

Список использованной литературы

 

  1. Абчук В. А. Менеджмент: Учебник. – СПб.: Издательство «Союз», 2002. – 463 с.
  2. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие – 2-е изд, перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2007 – 283 с.
  3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити, 2010. — 512 с.
  4. Дробышева Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учеб. пособие – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 152 с.
  5. Исаев Р.А. Основы менеджмента: Учебник – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. – 264 с.
  6. Кнышова Е.Н. Менеджмент: Учеб. пособие – М.: Инфра-М, 2005 – 304 с.
  7. Толопило А. Компетенции руководителя: критерии эффективности// RHR.ru: человеческие ресурсы // [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rhr.ru/index/rule/employees_certification/15400.html
  8. Юкаева В.С. Менеджмент: Краткий курс: Учебное пособие – 4-е изд. – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010 – 104 с.



Информация о работе Основные компетенции менеджера