Основные методы профессионального обучения персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 01:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в проведении исследований и изучении методов профессионального обучения персонала.
Выделяют два основных метода обучения персонала:
-Обучение без отрыва от производства (обучение с использованием внутренних ресурсов);
-Обучение с отрывом от работы в специализированных учебных заведениях, центрах подготовки кадров (с использованием внешних ресурсов).

Содержание

Введение
1 Основные понятия профессионального обучения персонала
1.1 Понятие и сущность обучения персонала
1.2 Виды обучения персонала
1.3 Характеристика профессионального обучения
1.4 Направления профессионального обучения
2 Основные методы профессионального обучения персонала
2.1 Методы обучения персонала на рабочем месте
2.3 Методы профессионального обучения вне рабочего места
2.3 Методы повышения профессионального мастерства менеджеров
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Профессиональное обучение персонала организации - копия (2).docx

— 47.73 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение

1 Основные понятия профессионального  обучения персонала

1.1 Понятие и сущность  обучения персонала

1.2 Виды обучения персонала

1.3 Характеристика профессионального  обучения

1.4 Направления профессионального  обучения

2 Основные методы профессионального  обучения персонала

2.1 Методы обучения персонала  на рабочем месте

2.3 Методы профессионального  обучения вне рабочего места

2.3 Методы повышения профессионального  мастерства менеджеров

Заключение

Список используемых источников

 

Введение

Уже давно известно, что  персонал наделен ключевой ролью  в эффективности и конкурентоспособности  любого предприятия. Есть вариант привлечь сильных специалистов извне, и в этом свои преимущества: ценный опыт, деловые связи, технологии и методы. Однако, с другой стороны, подобные специалисты обойдутся в копеечку, кроме того может случиться так, что они не впишутся в нормы принятой на предприятии корпоративной культуры. Исходя из этого работодателям значительно выгоднее взращивать ценные кадры внутри компании применяя технологии корпоративного обучения и развития персонала. Так организация обретает мотивированных, лояльных и адаптированных под свои требования специалистов. А персонал, в свою очередь, имеет доступ к обучению и развитию.

Корпоративное профессиональное обучение и развитие персонала предполагает комплекс мер, который включает профессиональное обучение, планирование карьеры сотрудников, повышение квалификации и переподготовку. Направленность этих мер - обеспечить предприятие компетентными сотрудниками с учётом целей бизнеса и стратегических целей компании.

Цель данной курсовой работы заключается в проведении исследований и изучении методов профессионального  обучения персонала.

Выделяют два основных метода обучения персонала:

-Обучение без отрыва  от производства (обучение с использованием  внутренних ресурсов);

-Обучение с отрывом  от работы в специализированных  учебных заведениях, центрах подготовки  кадров (с использованием внешних  ресурсов).

Таким образом, данная курсовая работа предусматривает решение  следующих важнейших задач:

-Изучение и анализ  методов профессионального обучения  персонала;

-Анализ достоинств и  недостатков методов обучения;

В данной работе объектом исследования является обучение персонала организации. Предметом курсовой работы выступают  методы профессионального обучения персонала организации.

Важнейшее условие успешного  развития любой организации - профессиональное развитие человеческих ресурсов - особенно актуально в современном мире, в котором проблема обновления приобретенных  знаний и навыков стоит особенно остро. Сегодняшний сотрудник должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой, способностью адаптироваться к непрерывным  изменениям внешней среды.

 

 

1 Основные понятия  профессионального обучения персонала

1.1 Понятие и  сущность обучения персонала

Процесс обучения человека протекает всю его сознательную жизнь. Первичное обучение осуществляется в школах, профессионально-технических  училищах, техникумах, колледжах, лицеях. Вторичное обучение проходит в вузах, институтах и на факультетах повышения квалификации и переподготовки кадров, в учебных центрах, специально организованных курсах и семинарах, в организациях и т.п. Целью обучения является получение образования.

Профессиональное образование  как процесс - это одно из звеньев  единой системы непрерывного образования, а как результат - подготовленность человека к определенному виду трудовой деятельности, профессии, подтвержденная документом (аттестатом, дипломом, свидетельством) об окончании соответствующего учебного заведения[1, с.410].

В дальнейшем речь пойдет о  профессиональном образовании персонала, которое осуществляется посредством  его обучения.

Обучение персонала - основной путь получения профессионального  образования. Это целенаправленно  организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения  знаниями, умениями, навыками и способами  общения под руководством опытных  преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.[2, с.411].

Можно выделить три вида обучения:

1 Подготовка кадров - планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения.

2 Повышение квалификации кадров - обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.

3 Переподготовка кадров - обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.

1.2 Виды обучения  персонала

Характеристика видов  обучения представлена в таблице 1.1. Целенаправленное обучение квалифицированных кадров предполагает тесную связь и координацию между этими видами обучения.

Потребности в обучении квалифицированных  кадров необходимо рассматривать дифференцированно, т.е. по целевым группам или целевым  лицам, с тем, чтобы качественно составить программу профессионального обучения для конкретного работника. Для отдельных целевых групп выделяются главные задачи [таблица 1.2].

Обучение может осуществляться на рабочем месте и вне рабочего места (внутрипроизводственное и внепроизводственное  обучение).

Критериями выбора вида обучения являются: с одной стороны, доходы (повышение квалификации приводит к  росту экономических результатов  работы), с другой - внушительные расходы. Если доходы от профессионального обучения трудно поддаются расчетам, то относительно легко подсчитываются расходы[3, с.412].

Внепроизводственная профессиональная подготовка связана со значительными  изменяющимися расходами, внутрипроизводственная - со значительными, но фиксированными расходами, поскольку в сфере  обучения занято определенное количество человек и имеется соответствующая  инфраструктура. Следует отметить, что обучение квалифицированных  кадров на своем производстве имеет  преимущества: методика обучения составляется с учетом специфики предприятия, передача знаний осуществляется простым  наглядным способом, результат легко  контролируется.

 

Таблица 1.1 Характеристика видов обучения кадров

Вид обучения

Характеристика вида обучения

1. Профессиональная подготовка  кадров

1.1.Профессиональная начальная  подготовка

1.2.Профессиональная специализированная  подготовка

Приобретение знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленных на выполнение определенных производственных задач. Подготовка считается  законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности (обучается учащаяся молодежь). Развитие знаний, умений, навыков и способов общения как фундамента для дальнейшей профессиональной подготовки (например, подготовка бакалавров). Предназначена для получения специфической профессиональной квалификации. Углубление знаний и способностей с целью овладения определенной профессией (например, специалист, магистр)

2.Профессиональное совершенствование  (повышение квалификации)

2.1.Совершенствование профессиональных  знаний и способностей

2.2.Профессиональное совершенствование

с целью продвижения по службе

Расширение знаний, умений, навыков и способов общения с  целью приведения их в соответствие с современными требованиями производства, а также для стимулирования профессионального  роста (обучаются занятые в производстве работники, имеющие практический опыт)

Приведение знаний и способностей в соответствие с требованиями времени, их актуализация и углубление. Обучаются  специалисты (горизонтальная мобильность)

Подготовка к выполнению качественно более высоких задач. Обучаются руководители (вертикальная мобильность)

3. Профессиональная переподготовка (переквалификация)

Получение знаний, умений, навыков  и овладение способами обучения (поведения) для освоения новой профессии  и качественно другой профессиональной деятельности (обучаются занятые  в производстве работники или  безработные, имеющие практический опыт)


 

Таблица 1.2 Задачи обучения для отдельных целевых групп

Целевая группа

Главные задачи обучения

1. Учащаяся молодежь

Теоретическая начальная  подготовка вне сферы деятельности в сочетании с практической подготовкой по специальности на рабочем месте (так называемая двойственная система образования: профессиональная школа — производство)

2.Специалисты с опытом  работы

Повышение квалификации для  углубления специальных знаний по специальности

3.Руководители с опытом  работы

Отработка поведения на случай возникновения конфликтных ситуаций, ведение переговоров, методика принятия решений, выработка сдержанности и  т.п.


 

1.3 Характеристика  профессионального обучения

Профессиональное обучение - процесс непосредственной передачи новых профессиональных знаний, навыков  или умений сотрудникам организации[4,с.224].

В современных условиях быстрого устаревания профессиональных знаний способность организации постоянно  повышать квалификацию своих сотрудников  является одним из важнейших факторов успеха. Управление профессиональным обучением персонала превратилось в важнейший элемент управления современной организацией. Сегодня  организации рассматривают профессиональное обучение как непрерывный процесс, оказывающий непосредственное влияние  на достижение организационных целей.

Профессиональное обучение персонала включает ряд мероприятий. Это дополнительная и адаптирующая подготовка, подготовка резерва, переподготовка, профессиональная реабилитация. Существуют различные формы и методы обучения.

Профессиональное обучение предусматривает первичную профессиональную подготовку и последующее углубление, расширение и дополнение ранее приобретенной  квалификации.

Цикл профессионального  обучения начинается с определения  потребностей в обучении. Для этого  выявляется степень несоответствия между имеющимся и требуемым  уровнем подготовленности сотрудника. На основании анализа потребностей обучения и ресурсов (материальных, временных, интеллектуальных) организации  формируется план обучения, определяются цели профессионального обучения, а  также критерии оценки его эффективности.

Поскольку затраты на профессиональное обучение рассматриваются как капиталовложения в квалификацию сотрудников, организация  ожидает от них отдачи в виде повышения  эффективности ее деятельности.

Ключевым моментом в управлении профессиональным обучением является определение потребностей организации  в этой области, которое состоит  в выявлении несоответствия между  требованиями организации к профессиональным навыкам и знаниям своих сотрудников  и теми знаниями и навыками, которыми они обладают.

Определение потребности  в профессиональном обучении отдельного сотрудника требует совместных усилий отдела по управлению персоналом, самого сотрудника и его руководителя. Каждая из сторон привносит свое видение  этого вопроса, определяемое ее положением в организации и ролью в  процессе профессионального развития

Источниками информации о  потребностях в профессиональном обучении являются:

-результаты аттестации;

-заявки и пожелания от самих сотрудников;

-стратегия развития организации.

После определения потребностей переходят к этапу подготовки программы обучения. Разработка программ профессионального обучения может  осуществляться как самой организацией, так и специализированными компаниями. Выбор в каждой конкретной ситуации определяется анализом преимуществ  и недостатков каждого варианта.

Содержание программы  определяется стоящими перед ней  целями, отражающими потребности  в профессиональном обучении в конкретной организации[5, с.252].

2 Основные методы  профессионального обучения персонала

2.1 Методы обучения  персонала на рабочем месте

Традиционно различают два  основных метода обучения персонала: Обучение без отрыва от производства; Обучение с отрывом от работы в специализированных учебных заведениях, центрах подготовки кадров. Оба метода имеют свои преимущества и недостатки.

Приведу методы профессионального  обучения на рабочем месте. Эта форма  подготовки осуществляется с конкретной постановкой задачи на рабочем месте (таблица 2.1).

Компании используют данный метод для обучения по следующим причинам: есть возможность учесть корпоративную специфику; экономятся значительные средства; сохраняются корпоративные тайны.

При этом метод имеет следующие  ограничения:

-Отсутствие источников  развития систем обучения внутри  компании;

-Невозможность генерировать  и продвигать новые продукты  без интеллектуальных вливаний  извне;

-Рутинизация работы сотрудников по обучению персонала вследствие тиражирования одних и тех же учебных моделей;

-ограниченность аудитории,  которая может обучаться посредством  внутренних ресурсов.

Информация о работе Основные методы профессионального обучения персонала