Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 15:16, курсовая работа
Цель работы состоит в изучении коммерческой деятельности по сбыту продукции предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты сбытовой деятельности организации;
- изучить практические аспекты коммерческой деятельности по сбыту продукции на примере предприятия;
- изучить структуру сбыта, объемы реализации;
- определить направления по повышению эффективности сбытовой деятельности организации.
Введение
1 Теоретические аспекты анализа коммерческой деятельности по сбыту
1.1 Значение и функции сбытовой деятельности организации
1.2 Содержание сбытовой политики предприятия
1.3 Направления совершенствования коммерческой деятельности по сбыту продукции в организации
2 Анализ коммерческой деятельности по сбыту продукции на примере ООО «ММК-ЛЮКС»
2.1 Краткая характеристика деятельности ООО «ММК-ЛЮКС»
2.2 Анализ рынков и каналов сбыта продукции ООО «ММК-ЛЮКС»
2.3 Анализ ассортимента реализуемой продукции и услуг ООО «ММК-ЛЮКС»
2.4 Оценка эффективности сбытовой деятельности ООО «ММК-ЛЮКС»
3 Основные направления повышения эффективности сбытовой деятельности ООО «ММК- ЛЮКС»
Заключение
Список использованных источников
Что касается косвенного канала, то объемы сбыта посредством данного канала снизились. Снижение в абсолютном выражении составило 6 млн. руб., в относительном - 5,9%.
Для оценки структуры сбыта продукции по каналам сбыта представим таблицу 2.6.
Таблица 2.6 – Оценка
структуры сбыта ООО «ММК-ЛЮКС» по каналам
сбыта в 2012 – 2013 годах
Регион |
2012год |
2013год |
Изменение удельного веса, п.п. |
Прямой канал сбыта |
93,3 |
95,8 |
2,5 |
Косвенный канал сбыта |
6,7 |
4,2 |
-2,5 |
Итого |
100,0 |
100,0 |
- |
Источник: составлено автором на основании данных предприятия.
Данные таблицы 2.6 подтверждают факт того, что основной удельный вид продукции реализуется через прямой канал.
Кроме того, в 2013 году наблюдается рост удельного веса реализации через прямой канал сбыта в общем объеме сбыта ООО «ММК-ЛЮКС».
При оценке структуры реализации продукции предприятия необходимо обратить внимание на тот факт, что в своей деятельности предприятие не использует продажу товаров в рассрочку или кредит, что необходимо учесть при разработке предложений по совершенствованию сбытовой деятельности предприятия.
2.3 Анализ ассортимента реализуемой продукции и услуг ООО «ММК-ЛЮКС»
Весь ассортимент продукции и услуг ООО «ММК-ЛЮКС» можно структурировать следующим образом: оконные блоки, дверные блоки, балконные комплексы, перегородки, прочая продукция, услуги по установке и монтажу.
Анализ сбыта ООО «ММК-ЛЮКС» по ассортименту представим в таблице 2.7.
Таблица 2.7 – Анализ
сбыта ООО «ММК-ЛЮКС» по ассортименту
в 2012 – 2013 годах
Наименование продукции, услуг |
2012год |
2013год |
Изменение | |
абсолютное +/- |
темп роста, % | |||
Оконные блоки |
585 |
816 |
231 |
139,5 |
Дверные блоки |
112 |
205 |
93 |
183,0 |
Балконные комплексы |
412 |
589 |
177 |
143,0 |
Перегородки |
118 |
196 |
78 |
166,1 |
Прочая продукция |
92 |
119 |
27 |
129,3 |
Услуги по установке и монтажу |
198 |
355 |
157 |
179,3 |
Итого |
1517 |
2280 |
763 |
150,3 |
Источник: составлено автором на основании данных предприятия.
На основании данных таблицы 2.7 можно сделать вывод о том, что в 2013 году наблюдается рост объемов продаж по всему ассортименту продукции и услуг ООО «ММК-ЛЮКС».
В абсолютном выражении наибольший рост объемов продаж наблюдается по оконным блокам (+231 млн. руб.), в относительном выражении – по дверным блокам (на 83,0%).
Для характеристики структуры сбыта по ассортименту ООО «ММК-ЛЮКС» представим таблицу 2.8.
Таблица 2.8 - Оценка
структуры сбыта ООО «ММК-ЛЮКС» по
Наименование продукции, услуг |
2012год |
2013год |
Изменение удельного веса, п.п. |
Оконные блоки |
38,56 |
35,79 |
-2,77 |
Дверные блоки |
7,38 |
8,99 |
1,61 |
Балконные комплексы |
27,16 |
25,83 |
-1,33 |
Перегородки |
7,78 |
8,60 |
0,82 |
Прочая продукция |
6,06 |
5,22 |
-0,85 |
Услуги по установке и монтажу |
13,05 |
15,57 |
2,52 |
Итого |
100,00 |
100,00 |
- |
Источник: составлено автором на основании данных предприятия.
Таким образом, на основании данных таблицы 2.8 можно сделать вывод о том, что в структуре сбыта ООО «ММК-ЛЮКС» произошли некоторые изменения.
Так, основной удельный вес в общем объеме сбыта как в 2012, так и в 2013 году принадлежит сбыту оконных блоков, однако в 2013 году наблюдается снижение удельного веса данного вида продукции на 2,77 п.п.
Второй по величине удельного веса в общей структуре сбыта организации в 2012 – 2013 годах является такая продукция как балконные комплексы, однако, в 2013 году их удельный вес в общем объеме реализации так же снизился (на 1,33 п.п.).
Рост удельного веса в общем объеме сбыта наблюдается по таким видам продукции как дверные блоки (+1,61 п.п.), перегородки (0,82 п.п.), услуги по установке и монтажу (2,52 п.п.).
2.4 Оценка эффективности сбытовой деятельности ООО «ММК-ЛЮКС»
Оценку эффективности сбытовой деятельности ООО «ММК-ЛЮКС» начнем с оценки сезонности сбыта.
Оценка структуры сбыта продукции ООО «ММК-ЛЮКС» по месяцам в 2012 – 2013 годах представлена в таблице 2.9.
Таблица 2.9 – Оценка структуры сбыта продукции ООО «ММК-ЛЮКС» по месяцам в 2012 – 2013 годах
Месяц |
2012 год |
2013 год | ||
объем сбыта, млн. руб. |
удельный вес, % |
объем сбыта, млн. руб. |
удельный вес, % | |
Январь |
74,5 |
4,91 |
91,3 |
4,00 |
Февраль |
71,3 |
4,70 |
90,8 |
3,98 |
Март |
70,2 |
4,63 |
96,9 |
4,25 |
Апрель |
135,8 |
8,95 |
226,3 |
9,93 |
Май |
142,8 |
9,41 |
237,9 |
10,43 |
Июнь |
155,8 |
10,27 |
247,3 |
10,85 |
Июль |
159,8 |
10,53 |
255,6 |
11,21 |
Август |
168,4 |
11,10 |
259,3 |
11,37 |
Сентябрь |
172,1 |
11,34 |
266,5 |
11,69 |
Октябрь |
179,2 |
11,81 |
288,5 |
12,65 |
Ноябрь |
98,6 |
6,50 |
118,2 |
5,18 |
Декабрь |
88,5 |
5,83 |
101,4 |
4,45 |
Итого |
1517 |
100,00 |
2280 |
100,00 |
Источник: составлено автором на основании данных предприятия.
На основании данных таблицы 2.9 можно сделать вывод о том, что сбыту продукции предприятия свойственна сезонность. Об этом свидетельствует снижение объемов продаж в холодный период года. Так, удельный вес продаж продукции в холодный период в 2012 году колеблется в пределах 4,70 – 6,50 %, в 2013 году – 3,98 – 5,18 %.
Таким образом, наблюдается тенденция снижения удельного веса объемов сбыта продукции в холодный период года. Это объясняется тем, что в общем объеме реализуемой предприятием продукции, значительный удельный вес занимают окна ПВХ, а так же балконные системы, установка которых зимой не привлекает потребителей ввиду низких температур. Исходя из этого, руководство организации должно изыскать резервы увеличения сбыта продукции в холодные месяца года. Одним из таких резервов может стать применение в практике предприятия системы теплого монтажа окон, которая позволяет производить установку окон и прочих конструкций при уличной температуре до -30 градусов без существенной теплопотери внутри помещения. Внедрение данной системы для еще большей заинтересованности клиентов можно сопровождать расширением ассортимента предлагаемых оконных профилей.
Анализ состава, структуры и динамики изменения прибыли от реализации ООО «ММК-ЛЮКС» в 2012 – 2013 годах представлен в таблице 2.10.
Таблица 2.10 - Анализ прибыли от реализации продукции, работ и услуг ООО «ММК-ЛЮКС» в 2012 – 2013 годах
Наименование показателя |
Значение показателя, млн. руб. |
Абсолютное изменение, млн. руб. |
Темп роста, % | |
2012 год |
2013 год | |||
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг |
1517 |
2280 |
763 |
150,30 |
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг |
1447 |
2207 |
760 |
152,52 |
Валовая прибыль |
70 |
73 |
3 |
104,29 |
Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг |
70 |
73 |
3 |
104,29 |
Уровень затрат на один рубль реализованной продукции, руб. |
0,954 |
0,968 |
0,014 |
101,48 |
Уровень прибыли в одном рубле реализованной продукции, руб. |
0,046 |
0,032 |
-0,014 |
69,39 |
Рентабельность реализованной продукции, %, % |
4,84 |
3,31 |
-1,53 п.п. |
- |
Рентабельность продаж, % |
4,61 |
3,20 |
-1,41 п.п. |
- |
Источник: составлено автором на основании данных приложения В.
Таким образом, на основании данных таблицы 2.10, можно сделать вывод о том, что объем выручки предприятия в 2013 году в абсолютном выражении увеличился на 763 млн. руб., что в относительном выражении составило 50,30 %. Рост выручки предприятия был обеспечен как рост средних отпускных цен ООО «ММК-ЛЮКС» относительно уровня предшествующего периода, так и за счет роста физического объема продаж продукции в 2013 году относительно 2012 года.
Стоит обратить внимание на рост себестоимости реализованной продукции, которая в абсолютном выражении выросла на 760 млн. руб., в относительном – на 52,52 %. Таким образом, темпы роста себестоимости превышают темпа роста выручки от реализации продукции, что не могло не сказаться на уровне затрат в одном рубле реализованной продукции.
Рост себестоимости продукции, как было выявлено в процессе анализа затрат ООО «ММК-ЛЮКС» происходил за счет роста всех видов затрат, однако в большей степени – за счет роста уровня материальных затрат предприятия.
Рост себестоимости продукции ООО «ММК-ЛЮКС» не мог не сказаться на уровня затрат предприятия на каждый рубль реализованной продукции. Так, уровень затрат в каждом рубле реализованной продукции в 2013 году вырос относительно уровня 2012 года на 0,014 руб. или на 1,48 % в относительном выражении. Уровень прибыли в каждом рубле реализованной продукции снизился на соответствующую величину, в относительном выражении данное снижение составило 30,61 %. Данный факт является отрицательной тенденцией в работе предприятия, а дальнейший рост уровня затрат в каждом рубле реализованной продукции может привести к значительному снижению прибыли предприятия от реализации продукции.
Что касается показателей рентабельности, то наблюдается их снижение в 2013 году. Данный факт стал следствием того, что в результате снижения покупательской способности, потребители заказывали «бюджетные варианты» продукции (недорогой профиль и фурнитура).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что прибыль от реализации ООО «ММК-ЛЮКС» формировалась в 2013 году на фоне значительного роста уровня затрат предприятия.
В целом же сбытовую деятельность исследуемого предприятия можно назвать эффективной, поскольку прибыль от реализации имеет положительное значение и положительную динамику в исследуемом периоде.
В следующей главе курсовой работы будут предложены направления повышения эффективности сбытовой деятельности ООО «ММК-ЛЮКС».
3 направления повышения эффективности сбытовой деятельностиООО «ММК-ЛЮКС»