Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 12:27, курсовая работа
В условиях динамичности современного производства и общест¬венного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня не¬возможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов.
Введение
1 Понятие исследования и характеристика исследования систем управления
1.1 Исследования и их роль в научной и практической деятельности
1.2 Характеристика исследования систем управления
2. Основные подходы к исследованию систем управления…
2.1 Диалектический подход к исследованию систем управления
2.2 Процессный подход к исследованию систем управления
2.3 Ситуационный подход к исследованию систем управления
2.4 Функциональный подход к исследованию систем управления
2.5 Рефлексивный подход к исследованию систем управления
2.6 Системный подход к исследованию систем управления
2.7 Комплексный подход к исследованию систем управления
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Практика показывает,
что специалисты, имеющие обычный
опыт работы в научно-исследовательских
или хозяйственных
Таким образом, с практической точки зрения проведение исследований предъявляет определенные требования к составу и квалификации коллектива аналитиков и разработчиков.
Исследователи должны:
- иметь опыт работы
в области управления конкретны
- обладать знаниями современных методов и техники управления;
- обладать знаниями методов исследования операций и системного анализа;
- иметь способности к общению со специалистами различных уровней и профилей;
Кроме того, исследователи должны уметь систематизировать полученную информацию, инициировать новации в организации.
Выполнение этих требований определяет необходимость специального подбора и подготовки исследователей, поскольку от результатов их деятельности в значительной степени зависит эффективность работы предприятия. Подготовка таких специалистов осуществляется заблаговременно и сопровождается стажировкой исследователей в процессе разработки новой модели системы управления.
Исследование систем управления1 включает:
- уточнение цели развития
и функционирования
- выявление тенденций
развития предприятия в
- выявление факторов, обеспечивающих
достижение сформулированной
- сбор необходимых данных для разработки мероприятий по совершенствованию действующей системы управления;
- получение необходимых
данных для привязки
В процессе исследования и анализа работы организации устанавливается роль и место данного предприятия в соответствующем секторе рынка; состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия; производственная структура предприятия; система управления и ее организационная структура; особенности взаимодействия предприятия с потребителями, поставщиками и другими участниками рынка; инновационная деятельность предприятия; психологический климат предприятия и др.
2. Основные подходы к исследованию систем управления
2.1 Диалектический подход к исследованию систем управления
Выбор методологического1 подхода к исследованию оказывает самое существенное влияние на процесс его проведения и результативность, так как от этого во многом зависит направленность всех исследовательских работ. Большая часть изучаемых объектов – динамичные, внутренне взаимосвязанные объекты, взаимодействующие с внешней средой, поэтому одним из наиболее приемлемых подходов их исследования является диалектический.
Данный подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой учение о всеобщих связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления. Базовым законом этого учения выступает закон единства и борьбы противоположностей, а основополагающим принципом – принцип всеобщих связей явлений. Это значит, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все его стороны и связи. При этом развитие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз на более высоком уровне и все это осуществляется по спирали.2
Спиралеобразное движение обеспечивает постоянное накопление знаний и достижение с течением времени новых уровней развития. Помимо закона единства и борьбы противоположностей диалектики в ходе познания следует руководствоваться такими законами, как переход количества в качество, отрицание отрицания, реализуя при исследовании принципы восхождения от абстрактного к конкретному, единства анализа и синтеза, логического и исторического, выявления в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия.
Рассматриваемый подход предопределяет необходимость использования соответствующих принципов.
Принципы являются средством конкретизации подхода. Они, отражая практику успешного исследования, влияют на его результат, а также выступают в качестве опорных моментов в проведении исследования, критериев промежуточной оценки эффективности, ограничителей позитивного движения к истине и практической значимости.
Система принципов диалектического подхода к исследованию включает в себя по меньшей мере 9 следующих принципов, которые рассмотрены на рисунке Б1.1
В успехе любого исследования большую роль играют средства и методы его проведения. Диалектический подход реализуется и в методах исследования. Эти методы проявляются в способах разделения и соединения целого и части, главного и второстепенного, необходимого и случайного, статики и динамики, абстрактного и конкретного и т.д. Полный состав диалектических методов исследования представлен на рисунке В1.
Исходной позицией является взаимосвязь противоречия и тождества. Именно на этом методе построены все разновидности анализа. Диалектические методы предполагают любое явление рассматривать в двойственности его свойств и характеристик, находить их противоречия и взаимосвязь (обусловленность, единство, зависимость). Свойства любого явления расщепляются на противоположности и предстают перед исследователем в виде общего и особенного, качества и количества, причины и следствия, содержания и формы и т.д.
2.2 Процессный подход к исследованию систем управления
Процессный1 подход известен применительно к управлению в целом. Он рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления (прогнозирование и планирование, организация и т.д.). Причем выполнение каждой работы общих функций управления здесь также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных непрерывно выполняемых действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты.
Входы
(информация и пр.)
Рисунок 1 - Основные составляющие процесса исследования
Часто выход одного процесса является входом для другого, а сам процесс управления определяется суммой всех связанно выполняемых функций. В рамках такого подхода изучение СУ следует рассматривать как выполнение исследовательских работ и общих управленческих функций по их реализации (исследовательского управленческого цикла) в виде процесса – непрерывной серии взаимосвязанных действий, т.е как работу по достижению целей исследования. При процессном подходе характерна ориентация на совокупность непрерывно осуществляемых действий по всем исследовательским работам с их идентификацией и взаимосвязанным общим управленческим функциям (прогнозированию, планированию, организации работ, координации, выполнению работ, регулированию, активизации и стимулированию, учету, контролю и анализу), преобразующих входы в выходы и представляет собой процессный подход к исследованию СУ.
Технологически процессный подход
к исследованию осуществляется последовательно,
параллельно и последовательно-
Рисунок 2 - Виды процессного подхода к исследованию:
А – последовательный;
Б – параллельный; В – последовательно-
Преимущество процессного подхода состоит в следующем:
- непрерывности взаимосвязанного проведения исследовательских работ;
- получении синергетического исследовательского результата;
- более полном выполнении
требований к проведению
- постоянном улучшении
процессов, основанных на
2.3 Ситуационный подход к исследованию систем управления
В настоящее время для ряда целей исследования систем управления, обусловленных необходимостью быстротечного изменения управления, крайне важно оперативно провести работы и принять обоснованные управленческие решения. Такие цели могут ставиться по мере возникновения непрогнозируемых проблем управления, требующих быстрого разрешения и связанных, например, с внезапными изменениями на рынках, необходимостью срочного заключения контракта, проведением не в установленные плановые периоды работ по реструктуризации систем управления и т.п. В условиях конкуренции цена задержки в проведении исследования и принятия последующего решения по его результатам даже правильных управленческих решений может оказаться очень большой, т.е. необходимо повышать оперативность проведения исследований систем управления.
В этих случаях следует
использовать ситуационный
В общем случае ситуационный подход к исследованию методологически тесно связан с аналогичным подходом к управлению, который сформировался ранее и внес существенный вклад в теорию управления.
Изучая сложившуюся
ситуацию можно лучше понять как
обусловившие ее причины, так и воздействия,
которые будут в большей
В реализации ситуационного
подхода важно представление
исследователя о
В ситуационном подходе, также как и в системном, должен использоваться процессный подход.
Ситуационный подход может использоваться в следующих случаях:1
1. Если сравнительно
часто повторяются типовые
2. Когда возникают ситуации, отличающиеся от типовых и не имеющие стандартных готовых исследовательских процедур разрешения. Для данного варианта возможно следующее:
- при отклонение от типовой ситуации, вызванной информационной неопределенностью имеющейся информации, можно использовать специально разрабатываемые советующие компьютерные программой с нечеткой логикой; выполнение таких «советов» позволит сделать исследовательские выводы и принять оптимальное решение, но только с определенной вероятностью;
- при полном отклонении от типовой ситуации и отсутствии информации для принятия исследовательских выводов следует использовать методы ситуационного анализа (например, факторного, балансового), что не исключает применение аналитических компьютерных программ.
При использовании
ситуационного подхода
Ситуационный подход к исследованию систем управления развивается вместе с наукой1 и техникой. В настоящее время он предполагает использование экономических и логических методов анализа, основных методов разработки управленческих решений и соответственно имеет связи информатикой, интеллектуальными советующими и экспертными системами, теорией принятия решений и другими науками.
Информация о работе Основные подходы исследования систем управления