Основные подходы исследования систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:33, контрольная работа

Краткое описание

В условиях динамичности современного производства и общест¬венного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня не¬возможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Необхо¬димость в исследованиях систем управления продикто¬вана достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям.

Содержание

Введение
1 Понятие исследования и характеристика исследования систем управления
1.1 Исследования и их роль в научной и практической деятельности
1.2 Характеристика исследования систем управления
2. Основные подходы к исследованию систем управления…
2.1Диалектический подход к исследованию систем управления
2.2Процессный подход к исследованию систем управления
2.3Ситуационный подход к исследованию систем управления
2.4Функциональный подход к исследованию систем управления
2.5Рефлексивный подход к исследованию систем управления
2.6Системный подход к исследованию систем управления
2.7Комплексный подход к исследованию систем управления
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б

Вложенные файлы: 1 файл

Основные подходы исследования систем управления.doc

— 274.50 Кб (Скачать файл)

Практика показывает, что специалисты, имеющие обычный  опыт работы в научно-исследовательских  или хозяйственных организациях, не обладают специальными знаниями для подобных исследований.

Таким образом, с практической точки зрения проведение исследований предъявляет определенные требования к составу и квалификации коллектива аналитиков и разработчиков.

Исследователи должны:

- иметь опыт работы  в области управления конкретными производственными объектами;

- обладать знаниями  современных методов и техники  управления;

- обладать знаниями  методов исследования операций  и системного анализа;

- иметь способности  к общению со специалистами  различных уровней и профилей;

Кроме того, исследователи должны уметь систематизировать полученную информацию, инициировать новации в организации.

Выполнение этих требований определяет необходимость специального подбора и подготовки исследователей, поскольку от результатов их деятельности в значительной степени зависит эффективность работы предприятия. Подготовка таких специалистов осуществляется заблаговременно и сопровождается стажировкой исследователей в процессе разработки новой модели системы управления.

Исследование систем управления1 включает:

- уточнение цели развития  и функционирования предприятия  и его подразделений;

- выявление тенденций  развития предприятия в конкретной  рыночной среде;

- выявление факторов, обеспечивающих  достижение сформулированной цели  и препятствующих ей;

- сбор необходимых данных для  разработки мероприятий по совершенствованию действующей системы управления;

- получение необходимых  данных для привязки современных моделей, методов и средств к условиям конкретного предприятия.

В процессе исследования и анализа работы организации устанавливается роль и место данного предприятия в соответствующем секторе рынка; состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия; производственная структура предприятия; система управления и ее организационная структура; особенности взаимодействия предприятия с потребителями, поставщиками и другими участниками рынка; инновационная деятельность предприятия; психологический климат предприятия и др.

 

2. Основные подходы к  исследованию систем управления

 

2.1 Диалектический подход к исследованию систем управления

 

Выбор методологического1 подхода к исследованию оказывает самое существенное влияние на процесс его проведения и результативность, так как от этого во многом зависит направленность всех исследовательских работ. Большая часть изучаемых объектов – динамичные, внутренне взаимосвязанные объекты, взаимодействующие с внешней средой, поэтому одним из наиболее приемлемых подходов их исследования является диалектический.

Данный подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой учение о всеобщих  связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления. Базовым законом этого учения выступает закон единства и борьбы противоположностей, а основополагающим принципом – принцип всеобщих связей явлений. Это значит, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все его стороны и связи. При этом развитие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз на более высоком уровне и все это осуществляется по спирали.2

Спиралеобразное движение обеспечивает постоянное накопление знаний и достижение с течением времени  новых уровней развития. Помимо закона единства и борьбы противоположностей диалектики в ходе познания следует  руководствоваться такими законами, как переход количества в качество, отрицание отрицания, реализуя при исследовании принципы восхождения от абстрактного к конкретному, единства анализа и синтеза, логического и исторического, выявления в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия. 

Рассматриваемый подход предопределяет необходимость использования  соответствующих принципов.

Принципы являются средством  конкретизации подхода. Они, отражая  практику успешного исследования, влияют на его результат, а также выступают в качестве опорных моментов в проведении исследования, критериев промежуточной оценки эффективности, ограничителей позитивного движения к истине и практической значимости.

Система принципов диалектического  подхода к исследованию включает в себя по меньшей мере 9 следующих принципов, которые рассмотрены на  рисунке Б1.1

 

    1. Принцип объективности, который, быть может, наиболее ярко проявляется в фактологии исследования, построении гипотез, оценках его результатов.
    2. Принцип движения и развития. Все явления необходимо рассматривать с учетом их функционирования и изменения качества, увеличения жизнеспособности, приспособления к условиям.
    3. Принцип противоречивости является важнейшим принципом диалектического подхода. Он предписывает поиск противоречий, как веду щей силы всяких изменений. Он включает в себя и соответствующую оценку альтернатив, действия противоположностей, связей и зависимостей.
    4. Принцип научности, который устанавливает функции исследования, заключающиеся в необходимости описания, объяснения и предвидения явлений. Действительная научность проявляется в возможности предвидеть и на этой основе использовать результаты исследования. Успешное предвидение-это высший уровень эффективности исследования. Все что человек способен проектировать во благо своей жизни, является проявлением возможности предвидения.
    5. Принцип проверяемости практикой дополняет вышеназванный принцип и определяет ориентацию на практическую значимость исследования. Утверждение, что практика является критерием истинности, не пустой звук или отвлеченная мысль. Это реальность любой исследовательской деятельности и один из важнейших принципов диалектического подхода.
    6. Принцип взаимодействия. Диалектический подход построен на учете разнообразия связей, их системности, многовариантности.
    7. Принцип целостности является необходимым и естественным дополнением вышеназванного. Система существует только в рамках определенной целостности, которую надо увидеть, обнаружить, найти границы любого явления, его отделенность от среды. Конечно, целостность всегда относительна, ее нельзя абсолютизировать, но невозможно и игнорировать.
    8. Важным принципом диалектического подхода является и принцип относительности. Он заключается в понимании и поиске ограничений, этапности исследования, сравнительной оценке результатов, определении условий их использования и учета. Принцип относительности позволяет формулировать критерии отбора или оценок.
    9. Перечень принципов диалектического подхода был бы неполным, если бы не было указано и правило генетической и исторической определенности. Каждое исследуемое явление должно рассматриваться с позиций его происхождения, этапов существования, цепочки изменений и исторических тенденций.

В успехе любого исследования большую роль играют средства и методы его проведения. Диалектический подход реализуется и в методах исследования. Эти методы проявляются в способах разделения и соединения целого и части, главного и второстепенного, необходимого и случайного, статики и динамики, абстрактного и конкретного и т.д. Полный состав диалектических методов исследования представлен на рисунке В1.

Исходной позицией является взаимосвязь противоречия и тождества. Именно на этом методе построены все  разновидности анализа. Диалектические методы предполагают любое явление  рассматривать в двойственности его свойств и характеристик, находить их противоречия и взаимосвязь (обусловленность, единство, зависимость). Свойства любого явления расщепляются на противоположности и предстают перед исследователем в виде общего и особенного, качества и количества, причины и следствия, содержания и формы и т.д.

 

2.2 Процессный  подход к исследованию систем  управления

 

Процессный1 подход известен применительно к управлению в целом. Он рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления (прогнозирование и планирование, организация и т.д.). Причем выполнение каждой работы  общих функций управления здесь также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных непрерывно выполняемых действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты.

 

Рычаги (определяют и регулируют процессы, т.е. это процедуры, методы методики исследования, требования заказчиков, внутренней и внешней среды, законов и т.п.)


                                         


                     


                          Входы                                                                            Выходы (результаты 

                     (информация и пр.)                                                           преобразования входов


 


                   


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Основные составляющие процесса исследования 

 

Часто выход одного процесса является входом для другого, а сам процесс управления определяется суммой всех связанно выполняемых функций. В рамках такого подхода изучение СУ следует рассматривать как выполнение исследовательских работ  и общих управленческих функций по их реализации (исследовательского управленческого цикла) в виде процесса – непрерывной серии взаимосвязанных действий, т.е как работу по достижению целей исследования. При процессном подходе характерна ориентация на совокупность непрерывно осуществляемых действий по всем исследовательским работам с их идентификацией и взаимосвязанным общим управленческим функциям (прогнозированию, планированию, организации работ, координации, выполнению работ, регулированию, активизации и стимулированию, учету, контролю и анализу), преобразующих входы в выходы и представляет собой процессный подход к исследованию СУ.

Технологически процессный подход к исследованию осуществляется последовательно, параллельно и последовательно-параллельно, однако наиболее жизнеспособным из названных  подходов является последовательно-параллельный.1

Рисунок 2 - Виды процессного  подхода к исследованию:

 

А – последовательный; Б – параллельный; В – последовательно-параллельный.

Преимущество процессного  подхода состоит в следующем:

- непрерывности взаимосвязанного проведения исследовательских работ;

- получении синергетического  исследовательского результата;

- более полном выполнении  требований к проведению исследований;

- постоянном улучшении  процессов, основанных на объективных  результатах исследования.

 

2.3 Ситуационный  подход к исследованию систем  управления

 

В настоящее время для ряда целей  исследования систем управления, обусловленных необходимостью быстротечного изменения управления, крайне важно оперативно провести работы и принять обоснованные управленческие решения. Такие цели могут ставиться по мере возникновения непрогнозируемых проблем управления, требующих быстрого разрешения и связанных, например, с внезапными изменениями на рынках, необходимостью срочного заключения контракта, проведением не в установленные плановые периоды работ по реструктуризации систем управления и т.п. В условиях конкуренции цена задержки в проведении исследования и принятия последующего решения по его результатам даже правильных управленческих решений может оказаться очень большой, т.е. необходимо повышать оперативность проведения исследований систем управления.

 В этих случаях следует  использовать ситуационный подход  к исследованию систем управления. Ситуационный подход – это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждогоиз элементов определены исходя из общего предназначения объекта.1 сущность которого заключается в оперативном изучении сложившейся ситуации и проведении исследовательских работ на основе использования преимущественно типовых процедур исследования и своего рода методов «моментальных фотографий» управленческой деятельности организации и ее отношений  с внешней средой. Однако в любом случае тот или иной метод исследования должен определяться конкретной сложившейся ситуацией.1

В общем случае ситуационный подход к исследованию методологически  тесно связан с аналогичным подходом  к управлению, который сформировался ранее и внес существенный вклад в теорию управления.

Изучая сложившуюся  ситуацию можно лучше понять как  обусловившие ее причины, так и воздействия, которые будут в большей степени  способствовать достижению целей исследования систем управления в конкретных условиях и обстоятельствах.

В реализации ситуационного  подхода важно представление  исследователя о рассматриваемой  проблеме или задаче и соответствующих  решениях.

В ситуационном подходе, также как  и в системном, должен использоваться процессный подход.

Ситуационный подход может использоваться в следующих случаях:1

1. Если сравнительно  часто повторяются типовые ситуации, требующие проведения однотипных  исследовательских работ и этапов  изучения систем управления, когда заранее вырабатываются стандартные исследовательские процедуры, выводы и решения. Это позволяет не тратить много временных, трудовых и материальных ресурсов на разработку методик и проведение исследования, достаточно лишь идентифицировать реальную исследовательско-управленческую ситуацию и по типовой схеме получить готовые выводы и рекомендации по принятию решения. В настоящее время это можно оперативно сделать с помощью специально разрабатываемых советующих компьютерных программ;

2. Когда возникают ситуации, отличающиеся от типовых и не имеющие стандартных готовых исследовательских процедур разрешения. Для данного варианта возможно следующее:

- при отклонение от  типовой ситуации, вызванной информационной  неопределенностью имеющейся информации, можно использовать специально разрабатываемые советующие компьютерные программой с нечеткой логикой; выполнение таких «советов» позволит сделать исследовательские выводы и принять оптимальное решение, но только с определенной вероятностью;

- при полном отклонении от типовой ситуации и отсутствии информации для принятия исследовательских выводов следует использовать методы ситуационного анализа (например, факторного, балансового), что не исключает применение аналитических компьютерных программ.

 При использовании  ситуационного подхода объектами  исследования могут быть методы  и стиль управления, стратегия  развития организации, внутренняя  и внешняя среда организации,  подсистема управления качеством,  затратами и др. Однако, в ряде  возникших ситуаций объектом исследования может быть и систем управления в целом.

 Ситуационный подход  к исследованию систем управления развивается вместе с наукой1 и техникой. В настоящее время он предполагает использование экономических и логических методов анализа, основных методов разработки управленческих решений и соответственно имеет связи информатикой, интеллектуальными советующими и экспертными системами, теорией принятия решений и другими науками.

Информация о работе Основные подходы исследования систем управления