Основные подходы к формированию профессиональных качеств менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:39, реферат

Краткое описание

Следовательно, менеджер должен обладать определенными качествами, манерами, умением умело руководить трудовым коллективом, наиболее полно использовать творческие способности каждого из работников, обеспечивая тем самым гибкие реагирование на требования заказчиков.
Цель исследования – определить, что такое профессиональные качества менеджера.
Объект исследования: процесс формирования профессионально важных качеств менеджеров.[5]

Содержание

Введение 3
1.Профессия менеджера 4
1.1.Роль менеджера в организации 7
2.Структура профессиональных качеств менеджера 11
3.Влияние профессиональных качеств менеджера на предприятие на примере ООО «Босфор» 14
4.Заключение 22
5.Список используемой литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

реферат. профессиональные качества менеджера..docx

— 58.44 Кб (Скачать файл)

2.Структура профессиональных качеств менеджера

   Качества человека, способствующие формированию определенных  трудовых навыков и выполнению  определенных служебных обязанностей, обычно разделяют на профессиональные и индивидуальные. К профессиональным качествам относят, как правило, те, которые касаются выполнения им работы, его служебной деятельности, усиливаются при профессиональной специализации человека, а также отражают преимущественно рациональное поведение в поведении человека. Индивидуальные качества в большей степени проявляются вне служебных отношений, в быту, в повседневном общении с друзьями, членами семьи и другими людьми. Такого рода качества касаются, прежде всего, эмоциональные сферы и нравственности человека.

   Так, методика Фидлера, предполагает разделение качеств менеджера на две группы: деловые и личностные. К числу деловых качеств отнесены:

  1. Трудолюбие
  2. Инициативность
  3. Аккуратность
  4. Профессионализм
  5. Организованность
  6. Исполнительность
  7. Энергичность
  8. Ответственность
  9. Способность к работе
  10. Дисциплинированность

   В качестве важнейших  личностных качеств менеджера  рассматриваются:

  1. Доброжелательность
  2. Справедливость
  3. Коллективизм
  4. Умение держать слово
  5. Отзывчивость
  6. Уравновешенность
  7. Скромность
  8. Внешняя привлекательность
  9. Жизнерадостность
  10. Широта кругозора

   Вместе с тем  практика показывает, что указанное  разделение не только условно,  но и зачастую не вполне  отражает реальную действительность. Дело в том, что эффективность  управления и успешность деятельности  организации напрямую связаны  не только с чисто профессиональными,  но и со всеми иными качествами  руководителя. В частности, существуют  управленческие ситуации, успешное  разрешение которых зависит, определяющим  образом именно от нравственных  качеств менеджера.

   Среди важнейших  качеств менеджера, имеющих значение  для эффективного управления  организацией, для правильного принятия  решения в бизнесе, особое внимание  уделяется следующим:

  1. Мотивация
  2. Самооценка и уровень притязаний
  3. Особенность мышления
  4. Волевые факторы
  5. Факторы совести
  6. Субъективная значимость денег
  7. Индивидуальная рисковая стратегия
  8. Конфликтное поведение
  9. Невротическое и патологическое поведение

   В процессе своей  деятельности руководитель проецирует  свой внутренний мир, свои качества, все свои достоинства и недостатки  на возникающие управленческие  ситуации, на деятельность коллектива  и развитие организации. В зависимости от этих качеств ситуации гармонизируются и разрешаются позитивно, способствуют развитию и усилению возглавляемого им коллектива и в целом организации, или наоборот усугубляются, способствуют возникновению новых проблем и ведут к разложению коллектива, деградации, разрушению и в конечном счете к ликвидации организации.

Таким образом, не менее важны  для успешности работы менеджера  общее отношение к жизни и  деятельности и его нравственные качества, в том числе уважение к людям, чувство долга, верность слову  и делу, честность перед  собой и перед другими, оптимизм, открытость, любознательность, самостоятельность суждений, способность к критике и самокритике, доброжелательность, требовательность, чувство нового.

Трудно переоценить значение для руководства и управления коммуникативных качеств менеджера  и прежде всего общительность, тактичность, умение слушать и понимать собеседника, умение ладить с людьми, умение психологически корректно воздействовать на людей, умение сохранять дистанцию.

Весьма необходимы для  менеджера его волевые качества – настойчивость терпение, самообладание, способность к длительной концентрации внимания.

Большое значение для эффективности  внимания работы менеджеры имеют  также его эмоциональные проявления: естественность поведения, непринужденность, искренность  в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.

Следует иметь в виду, что в профессиональной деятельности, особенно на первых ее этапах трудно быть успешным во всем. Не всем видам деятельности, присущим менеджеру, начинающий руководитель проявляет одинаковые склонности и  способности. Далеко не все свойственные сфере управления формы и методы осваиваются одинаково успешно. В этой связи начинающему менеджеру важно целенаправленно формировать свой индивидуальный стиль руководства, который бы учитывал, с одной стороны, его склонности и способности, различного рода индивидуальные особенности, а с другой стороны, необходимость развития профессиональных качеств и самосовершенствования.

В этой связи начинающему  менеджеру важно иметь адекватную самооценку, осознавать свои индивидуальные способности и склонности, сильные  и слабые стороны характера, а  также способы и методе компенсации  собственных недостатков.[1]

 

3.Влияние профессиональных качеств менеджера на предприятие на примере  ООО «Босфор»

ООО «Босфор» функционирует  с 1990 года и представляет собой малое  предприятие, занимающееся разработкой  и производством электронной  аппаратуры медицинского и технического назначения. Фирма на арендуемых площадях имеет лабораторию, склад, служебные  помещения. С самого начала существования  фирмы ее руководителем является Александров Николай Петрович. Штат фирмы составляет 15 человек. Средний  возраст сотрудников - 44 года. Коллектив ООО «Босфор» достаточно стабилен: 9 сотрудников работают с создания фирмы, 6 - пришли в коллектив в последние 5 лет.

Продукция фирмы хорошо известна во многих городах России. Совместно  с иностранными фирмами проводится работа по продвижению продукции  на европейский рынок (в частности, на рынки Англии, Франции, Германии, Италии, Испании, Бельгии и Нидерландов).

Руководителю предлагалось проанализировать и оценить особенности  своей работы и возможных профессиональных ограничений; подчиненные также давали оценку профессиональным возможностям руководителя. На основе полученных данных рассматривались критерии эффективности работы руководителя конкретного предприятия (ООО «Босфор») основанные на оценке личных качеств.

Методика «Оценка и  анализ своих личных ограничений» представляет собой три опросника, которые  взаимосвязаны между собой. На два («Анализ своих ограничений», «Работа» отвечает руководитель. Анализ результатов этих опросников позволяет провести диагностику индивидуальных представлений руководителя о своей работе, дать основу для систематизированной оценки своих сильных сторон и ограничений, мешающих эффективно выполнять работу по управлению. Опросник «Работа» дает возможность проанализировать, насколько квалификация каждого конкретного руководителя соответствует специфическим требованиям к должности и, как следствие, выявить те навыки, которые требуют дальнейшего доразвития. Третий опросник («Другие» предлагается подчиненным для получения обратной связи, составления картины представлений работников о профессионально важных качествах руководителя. Этот опросник позволяет собрать информацию о деловых качествах, компетентности руководителя. Сопоставление полученных в ходе исследования данных дает возможность наиболее объективно проанализировать особенности деятельности и качеств личности руководителя, определить характер отношения к нему подчиненных. 

Данные, полученные на основе опросника «Анализ своих ограничений», позволяют выделить следующие области, в которых руководитель, по его  мнению, почти не имеет трудностей:

1) творческий подход к  деятельности (способность генерировать  и использовать достаточно новые  идеи);

2) навык решения проблем  (присутствие стратегии, необходимой  в принятии решений, способность  решать современные проблемы);

3) осознание своих личных  целей (ясность в вопросе о  целях своей личной или деловой  жизни, цели совместимы с условиями  работы и жизни);

4) умение влиять на  людей (способность обеспечивать  участие и помощь со стороны  окружающих, влиять на их решения).

На основе самоанализа  данный руководитель подчеркивает те личностные особенности, которые требуют  первоочередного развития:

1) слабые навыки руководства  (отсутствие практических способностей  добиваться результата от работы  подчиненных;

2) неумение обучать (отсутствие  способности или желания помогать другим развивать и расширять свои возможности);

3) низкая способность  формировать коллектив (неспособность  содействовать развитию и повышению  эффективности рабочих групп  или коллективов);

4) неумение управлять  собой (неспособность в полной  мере использовать свое время,  энергию, умения; неспособность справляться  со стрессами жизни управленца).

Как показывает проведенный  анализ личных ограничений руководителя ООО «Босфор», некоторые из них  связаны именно с приобретением  навыков самоменеджмента руководителя. Поэтому можно высказать предположение о том, что приобретение этих навыков может несколько повлиять на эффективность деловой деятельности руководителя и предприятия в целом .

Таблица 1.

Результаты опросника  «Анализ своих ограничений»

 

1

2

3

4

5

6

7

8

-

-

11

 

-

13

14

15

-

17

-

-

-

-

22

 

23

-

-

-

-

-

29

30

31

32

-

 

-

35

-

37

38

-

40

41

-

43

44

 

-

46

47

-

-

50

-

52

-

-

-

 

-

-

58

-

60

61

-

-

64

-

-

 

67

68

-

70

71

72

73

74

-

-

-

 

78

-

-

81

82

83

84

-

-

87

-

 

-

90

91

-

93

94

95

-

97

-

-

 

100

101

102

103

104

105

106

107

-

109

110

Сумма ответов

5

7

6

6

7

8

7

6

3

4

4


 

Таблица 2.

Сводные результаты опросника «Анализ своих ограничений»

Результат

Сильные стороны

Ранг

Обратный ранг

Ограничения

5

Способность управлять собой

4

3

Неумение управлять собой

7

Четкие ценности

2

5

Размытость личностных ценностей

6

Четкие личные цели

3

4

Смутные личные цели

6

Продолжающееся саморазвитие

3

4

Остановленное саморазвитие

7

Хорошие навыки решения проблем

2

5

Недостаточность навыка решать проблемы

8

Творческий подход

1

6

Недостаток творческого  подхода

7

Умение влиять на окружающих

2

5

Неумение влиять на людей

6

Понимание особенностей управленческого  труда

3

4

Недостаточное понимание  особенностей управленческого труда

3

Способность руководить

6

1

Слабые навыки руководства

4

Умение обучать

5

2

Неумение обучать

4

Умение наладить групповую  работу

5

2

Низкая способность формировать  коллектив

         

 

Представления подчиненных  о «сильных» и «слабых» сторонах деятельности и личности руководителя носят несколько иной характер. Так, среди «сильных» сторон подчиненные  называют:

Информация о работе Основные подходы к формированию профессиональных качеств менеджера