Основные положения классической школы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 11:16, контрольная работа

Краткое описание

Тейлор и Гилберт начинали свою карьеру простыми рабочими, что, несомненно, повлияло на их представление об управлении организацией. В отличие от них, авторы, которые считаются создателями школы административного управления, более известной как классическая школа, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе.

Содержание

Введение 3

Исторические предпосылки возникновения 5

Основные положения классической школы управления 6

Система управления ФредерикаТейлора 8

Бюрократическая система Макса Вебера 13

Схема управления организации по Генри Форду 14

Принципы и функции управления Анри Файоля 15

Заключение 17

Список использованной литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа 3 семестр_Коассическая школа управления.docx

— 39.54 Кб (Скачать файл)

Основные  положения системы Тейлора позволили  сформулировать ряд общих принципов  организации труда. Они включают в себя:

    • изучение процесса труда с целью проектирования наиболее рациональных приемов и действий;
    • отбор и обучение людей рациональным приемам труда с целью выбора эталонного работника;
    • определение трудового задания с целью разработки предложений по экономическому стимулированию работников.

Анализ  концепции «научного управления» позволяет сформулировать следующие положения:

    • управление людьми признано наукой, самостоятельной областью исследования;
    • важнейшая задача этой науки повышение эффективности труда в сфере производства;
    • работа по управлению людьми требует особых качеств от человека – умения думать и брать на себя ответственность за организацию труда подчиненных.

Можно видеть, что вся система Тейлора направлена на повышение эффективности производства. Рабочие должны работать, считал Тейлор, а менеджеры – думать. Сами по себе, это важные цели, способствующие эффективности деятельности организации, но требования достижения этих целей посредством жесткого порядка, четко очерченной структуры и извне задаваемых нормативов может привести к неспособности сотрудников и руководителей организации гибко адаптироваться к изменяющимся внешним условиям.

Сформулированные  Тейлором принципы анализа трудовой деятельности, определения трудового задания как цели деятельности, отбора и профессиональной подготовки сотрудников, экономического стимулирования труда сохранили свою актуальность до настоящего времени. Они, по-прежнему, являются важными в таких разделах организационной психологии, как анализ механизмов мотивации трудовой деятельности и целенаправленного поведения, работы с персоналом организации.

Основной  недостаток системы Тейлора в  том, что она была ориентирована  на модель экономического человека, т.е. человека, у которого основным, побуждающим  к труду стимулом являются денежное вознаграждение.

Сам Тейлор считал свою систему законченной  и единственно возможной. Однако реалии деловых отношений уже  к 30 годам ХХ столетия стали опровергать  ее принципы. В истории организационной  психологии новое направление, почувствовавшее  дух времени, получило название «Школа человеческих отношений».

Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной  областью научных исследований. В  своих работах «Управление фабрикой» (1903г) и «Принципы научного менеджмента» (1911г) Ф. Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда.

Его основополагающие принципы управления состоят в следующем: если я могу на научной основе отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы  и соединить воедино работу и  человека, тогда я смогу получить совокупную производительность, превышающую  вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой.

Главная заслуга Ф.Тейлора состоит в  том, что он как основатель школы  «научного управления» разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Величайший вклад Ф. Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бюрократическая система Макса Вебера

Большую роль в становлении менеджмента  сыграли труды немецкого социолога  и философа М. Вебера, посвященные  анализу бюрократических систем. Он построил систему так называемой идеальной бюрократии, в рамках которой  сформулировал основные принципы работы жестко регламентированной иерархической  структуры. Он придавал огромное значение компетентности, соблюдению правил и  процедур, информированности руководителя.

Внутри  этой концепции зародился ряд моделей управления. Одним из примеров такой модели может служить, так называемая, идеальная бюрократическая модель Вебера. Основные характеристики модели:

    • Вся деятельность по управлению расчленяется на элементарные простейшие операции, что предполагает строгое регламентирование функций, прав и обязанностей каждого из звеньев управления. Это создает условия для использования специалистов, профессионалов.
    • Производственно-техническая система строится на принципах иерархии.
    • Деятельность производственно-хозяйственных систем регулируется системой абстрактных правил, четкими стандартами, инструкциями, которые определяют ответственность каждого управленческого работника и создают предпосылки для единого подхода при решении производственной ситуации.
    • Устранение личных эгоистических отношений в служебных делах.
    • Работа основывается на соответствии работника занимаемой должности.

 

 

Схема управления организацией по Генри Форду

Г.Форд считал, что под его руководством организовано такое массовое производство, которое  делает управление излишним. Он разработал теорию управления качеством.

Он применил стандартизацию и унификацию – важнейшие  элементы в управлении качеством, организовал  конвейерное производство, что дало возможность перейти к массовому  производству автомобилей. При этом он уделял большое внимание охране труда и созданию нормальных условий труда, установил 8-часовой рабочий день и минимальный уровень оплаты труда. Он больше тяготел к практике и не разделял некоторые взгляды Тейлора, Эмерсона и Файоля. Он был против чрезмерного увлечения организационными схемами и структурами. Требовал строгого соблюдения дисциплины без личного общения работников на предприятии, внедрял абсолютное разделение труда на конвейере

Свою  теорию управления Форд назвал «Террор  машины».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы и функции управления Анри Файоля

А. Файоль (1841-1925гг) разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организацией:

    1. планирование;
    2. организация;
    3. подбор и расстановка кадров;
    4. руководство (мотивация;
    5. контроль.

На базе учения А. Файоля в 20-е г.г. было сформулировано и понятие организационной структуры фирмы, элементы которой представляют систему взаимосвязей, серию непрерывных взаимосвязанных действий – функций управления.

Разработанные А. Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления, «администрирования» (отсюда и название «административная школа»). Не случайно американцы называют француза А. Файоля отцом менеджмента.

Им была создана «административная наука», которая основывалась на 14 положениях-принципах:

    1. Разделение труда.
    2. Полномочия и ответственность.
    3. Дисциплина.
    4. Единоначалие.
    5. Единство направлений.
    6. Подчиненность личных интересов общим.
    7. Вознаграждение персонала.
    8. Централизация.
    9. Скалярная.
    10. Порядок.
    11. Справедливость.
    12. Стабильность рабочего места для персонала.
    13. Инициатива.
    14. Корпоративный дух.

Система из 14 положений является не просто гибкой, но допускающей возможность введения новых положений.

Применимость и значение концепций  в практике современного управления.

На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась административная модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

    1. четкое функциональное разделение труда;
    2. передача команд и распоряжений сверху вниз;
    3. единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);
    4. соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).

Все вышеуказанные  принципы построения организации справедливы  и для настоящего времени, несмотря на то, что достижения НТП наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между  органами (звеньями) управления в организации  за счет ускорения обработки информации. В целом же для классической школы  менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.

 

 

 

 

 

Заключение

Управление  как исторический процесс развивалось  с того момента, когда появилась  необходимость регулировать совместную деятельность коллективов людей.

Сложились, в основном, 5 направлений:

  1. школа научного управления;
  2. школа административного управления;
  3. школа управления с позиции человеческих отношений и психологии человека;
  4. школа управления с позиции поведения человека в производстве;
  5. количественный подход.

«Школа научного управления» может рассматриваться как предтеча к формированию организационной психологии.

Сущность  предложенной системы основывается на следующих четырех положениях:

  1. Развитие научно обоснованного знания о трудовой деятельности.
  2. Отбор и обучение работников.
  3. Сочетание знания о трудовой деятельности с возросшими трудовыми возможностями отобранных работников.
  4. Специализация видов трудовой и организационной деятельности в форме распределения ответственности между руководителями и работниками.

На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась административная модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

  1. четкое функциональное разделение труда
  2. передача команд и распоряжений сверху вниз
  3. единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);
  4. соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).

Список использованной литературы

  1. Менеджмент. П. А. Кохно. – М.: Финансы и статистика, 2001.
  2. Менеджмент. Учебное пособие. Вершигора Е.Е, 2001
  3. Менеджмент: Учебник для вузов. М.М. Максимов А.В.Игнатьева, М.А.Комаров и др.; 2004.
  4. Герчикова И.Н. Менеджмент: М., 2005.
  5. http://www.sre.mnogosmenka.ru/sre0391/sre0391.htm
  6. Мотивация труда и повышение эффективности работы. Н. Комарова. // Человек и труд, №10, 2007.
  7. Основы управления персоналом Б.М. Генкин, Г.А. Коновалова, В.И. Кочетков и др. - М.: Высш. школа, 2006.
  8. Уткин Э.А. История менеджмента – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандеш»: Издательство ЭКМОС, 2007.

 


Информация о работе Основные положения классической школы управления