Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 21:57, курсовая работа
При планировании определяются цели и план деятельности предприятия, средства, необходимые для реализации этого, разрабатываются также наиболее эффективные методы достижения целей. Основываясь на прогнозах и стратегических планах, обеспечивается вся будущая работа предприятия.
При организации происходит распределение задач между работниками (подразделениями) и установление взаимодействия между ними. Главной задачей является формирование структуры компании и обеспечение ее всем необходимым (оборудование, денежные средства, персонал и т.д.). Организация направлена на создание необходимых условий для достижения запланированных целей.
Введение 5
1. Менеджмент и самоорганизация 7
1.1 Менеджмент. Его сущность и понятия 9
1.2 Важно представлять, что понимается под организацией 12
1.3 Взаимоотношение членов организации 16
2. Взаимоотношения членов организации 22
2.1 Проблемы единства механизмов менеджмента в сфере культуры 23
2.2 Сущности и характерные черты библиотечного менеджмента 25
3. Особенности менеджмента в сфере культуры 34
Заключение 42
Список литературы 45
В рамках регулирования предусматривается реагирование на разного рода отклонения от нормального функционирования с помощью финансовых материальных и моральных рычагов управления.
Целью контроля является: выявить и предупредить отклонения, ошибки, недостатки в деятельности библиотеки.
Стимулирование играет существенную роль в формировании отношения к труду, рождает заинтересованность в работе. Руководитель библиотеки обязательно должен учитывать эффективность своей деятельности.
Функции управления тесно взаимосвязаны друг с другом и осуществляются они не поэтапно, а в координации друг с другом. Существуют несколько принципов управления:
научность - управленческая деятельность должна строиться на научной основе;
системность и комплексность - все функции управления необходимо использовать систематически и в комплексе;
единоначалие и коллегиальность - это соединение персональной ответственности и коллективного интеллекта;
демократический централизм - это отчетность вышестоящих перед нижестоящими, деловое партнерство.
Итак, библиотечный менеджмент направлен на выполнение библиотеками всех функций, возложенных государством на библиотеку, как социальный институт.
По закону РФ «О библиотечном деле» государство несет ответственность за организацию библиотечного дела в России. На территории России сложилась система управления библиотечным делом, которая состоит из следующих звеньев: органы государственного управления; органы координационного управления*.
Органы государственного управления действуют на четырех уровнях. Федеральный уровень организации управления министерство культуры и массовых коммуникаций. В рамках данного министерства функционирует федеральное агентство по культуре и кинематографии. На региональный уровне действует краевое управление культуры при администрации края. На территориальном уровне функционирует городской или районный отдел культуры. Органом управления для библиотеки является администрация библиотеки.
По закону «О библиотечном деле» на государственные органы возложены следующие обязательства:
обеспечивают регистрацию и контроль хранение и использование библиотечных фондов;
управление и финансирование библиотек;
подготовка библиотечных кадров и обеспечение им социальных льгот;
оказание методической помощи;
установление государственных библиотечных стандартов;
организацию государственного статистического учета библиотек.
На практике сложилось три типа координационных органов управления:
Основная цель межведомственных библиотечных комиссий координация деятельности библиотек различных ведомств. Такие комиссии могут быть созданы по различным направлениям. Например, при создании глобальной сети по библиотечным фондам библиотек России. Создана межведомственная комиссия по разработке программы информатизации библиотечного дела. Эта комиссия создана при федеральном агентстве по культуре и кинематографии.
Таким образом, в современной социокультурной ситуации библиотеки выступают как полуфункциональные учреждения. Библиотеки вынуждены занимать освободившиеся социокультурные ниши и брать на себя функции свойственные другим культурно-просветительным и воспитательным организациям.
Библиотекам приходится «выбрасывать на рынок» новые услуги, непривычные формы деятельности, повышать качество традиционных средств обслуживания. К таким услугам можно отнести получившую повсеместное развитие кружковую деятельность, также ксерокопирование, переплётные работы, распространение книжной продукции издательств, публикация произведений местных авторов и многое другое.
В соответствии с этим полностью меняется механизм хозяйствования библиотеки, происходит включение библиотек в рыночные отношения, таким образом, библиотека получает возможность самостоятельно получать деньги и укреплять свой авторитет. Все это полностью изменяет концепцию управления библиотекой, привнося в нее маркетинговые основы.
Библиотечный маркетинг- выявление рациональных путей взаимосвязи между теми, кто предлагает услуги, и теми, кто их покупает. В условиях рынка у библиотеки много соперников, конкурентов, которые могут предоставить идентичные услуги населению. Смысл маркетинговой операции состоит в том, чтобы предоставить услуги на таких условиях, которые потенциальным пользователям библиотеки понравились бы больше, чем альтернативные предложения. Нельзя забывать, что за пользование услугами библиотеки читатель несет свои расходы, теряет деньги, личное свободное время, потому важно, чтобы притягательность библиотеки превалировала над отягчающими моментами, над издержками. Поэтому библиотека, работая на рынке в условиях конкуренции, должна прилагать максимум усилий, чтобы завоевать свое место среди других учреждений, ведущих информационную деятельность.
Заключение
Рыночная экономика, основанная на конкуренции, свободе производителей, а не на иерархическом подчинении хозяйственных процессов воле центра, требует никак не меньше, а даже больше менеджеров, чем прежняя система. Но менеджеры эти должны быть совсем иными, нежели раньше, обладать новыми качествами. Ведь не случайно доля административно-управленческих работников (вместе с инженерами и учеными) в общей численности занятых даже в обрабатывающей промышленности США повысилась с 15,0% в конце 50-х годов до 40% в начале годов 90-х, а не некоторых фирмах эта доля достигает и 70%. И это несмотря на то, что огромная масса специалистов по управлению ушла из административного аппарата фирм в самостоятельные, действующие на основах жесткой самоокупаемости компании по оказанию деловых услуг. Нет никаких заметных тенденций сокращения и государственного аппарата в ведущих капиталистических странах. Повышение численности, удельного веса управленцев происходит в условиях, когда в частном бизнесе идет учет каждого цента или пенни, затраченного на управление, а государственные бюджеты находятся под контролем демократических институтов.
По-видимому, следует сделать важный вывод из этого -- дело не в механических сокращениях, а в глубоких преобразованиях аппарата управления. Идея приспособления к принципиально новым условиям -- вот то главное, что должно выйти на первый план. Разумеется, далеко не все способны на такого рода приспособление. Многим, возможно, придется уступить свое место более молодым, прогрессивным и энергичным менеджерам. Однако основная масса существующих работников управления -- это весьма ценный потенциал людей, знающих реальность, имеющих немалую профессиональную подготовку, приученных к дисциплине, упорному целенаправленному труду, обладающих чувством ответственности. С этими людьми необходимо внимательно, вдумчиво работать, обеспечивать их правильную расстановку в новых условиях, обучение, переквалификацию. Нужно создать им стимулы к эффективному труду, защиту их прав, наконец, сформировать активную среду социального отбора руководителей и специалистов нового типа, в которой выживут и добьются успеха именно те, кто быстрее и лучше приспособится к новым условиям.
Если же говорить о методах эффективной работы руководителей, то, не умаляя значения, скажем, компьютеризации процессов управления, внедрения рациональных методов анализа и обоснования решений, скрупулезного учета затрат и результатов, нужно сказать, что эффективность управления начинается, возможно, с малого -- умения осознать свои личные цели, понимать подчиненных, правильно распределять свое время, снимать стрессы, контролировать свой вес, нормально одеваться и многое другое.
Кто знает, может быть овладение всеми этими простыми премудростями на практике даст не только большой прямой, но и косвенный эффект, приведет к тому, что предприятие, организация станут более гибкими, способными к нововведениям, к преодолению трудностей, которых так много в нашей хозяйственной жизни.
Конечно, очень многое в нашей работе, карьере, жизни зависит от общих для всех общественных и других условий, от особенностей выпавшего на долю каждого места работы, от многих других, возможно, и не очень-то подвластных каждому отдельному человеку объективных обстоятельств. Но не слишком ли часто мы объясняем наши неудачи объективными обстоятельствами, полностью ли используем резервы, заложенные в нас самих? Ведь, как признается в науке менеджмента, правильно сформулировать проблему -- это означает на 50% ее правильно решить.
В заключение можно вспомнить старую, проверенную временем истину: «Именно на управленцах всех уровней лежит задача сделать все возможное для создания подходящего варианта будущего и не дать втянуть себя в водоворот неудач». Конечно, современный мир многообразен, зависит от многих факторов, но этот тезис должен стать путеводным для тех, кто хочет взять на себя бремя ответственности за руководство хозяйством и кто готов сделать все для того, чтобы быть на уровне этой ответственности.
Список литературы
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеждмент: учебник.- М., Экономистъ, 2003
Ципкин А.Ю., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: учебное пособие для вузов.- М., ЮНИТИ - ДАНА, 2002
Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. - СПб., Лань, 2001
Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере: Учебное пособие.- СПб., Изд-во Михайлова В.А., 2000
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.- М., Дело ЛТД, 1994
Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практическое пособие. Пер. с англ. - М., Международные Отношения, 1994
Котлер Ф. Основы маркетинга.- М., Прогресс, 1992
Тейлор Ф. Основы научного менеджмента. - М., Прогресс, 1992
Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М., Дело, 1991
Харви Мак Кей. Как уцелеть среди акул. - М., Экономика, 1991
Информация о работе Основные понятия и категории библиотечного менеджмента