Основные пути улучшения инновационного состояния организации в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 22:32, реферат

Краткое описание

Процесс формирования целей составляет одну их важнейших процедур инновационного менеджмента. Он является составной частью и исходным пунктом всех плановых расчетов в инновационной сфере. Основной целью инновационного менеджмента является обеспечение долговременного функционирования предприятия на основе эффективной организации инновационных процессов и высокой конкурентоспособности инновационной продукции.
Процесс организации инновационного менеджмента на предприятии состоит из следующих взаимосвязанных этапов:
Определение цели управления инновацией.
Выбор стратегии менеджмента инновации.

Содержание

Введение
1.Структура инновационного процесса и роль инноваций в развитии организации
2.Индикаторы инновационного состояния организации
3. Показатели инновационной деятельности организации
4. Система сбалансированных показателей в организации
5.Основные пути улучшения инновационного состояния организации в современных условиях
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 36.08 Кб (Скачать файл)

Исходным моментом состава  и структуры сбалансированных показателей  является определение современных  внутренних возможностей организации  в инновационной сфере с использованием экономических критериев. В зависимости  от степени текущей обеспеченности организации материально-техническими и финансовыми ресурсами, а также  наличия опыта внедрения новых  технологий в хозяйственный оборот в дальнейшем осуществляется планирование направления будущего инновационного развития. Для реализации эффективного управления инновационной деятельностью  на основе использования системы  сбалансированных показателей необходима реальная оценка уровня инновационного потенциала организации на заданный момент времени и оценка его динамики в целях дальнейшего развития.

Инновационный потенциал  определяется составом и уровнем  развития составляющих стратегической карты организации, их взаимосвязями  и способностью работать как единая система реализации нововведений. Поэтому  для определения состава и  структуры сбалансированных показателей  развития инновационного потенциала организации  необходимо вычленить составляющие стратегической карты, измерить потенциалы, выявить взаимосвязь между ними, и, таким образом, получить комплексный  прогноз потенциального уровня инновационного потенциала этой организации.

Прогнозирование такой сложной  категории как инновационный  потенциал с помощью одного какого-нибудь показателя, не представляется возможным, и должно быть предложено большое число описывающих его сбалансированных показателей. Но основной проблемой измерения инновационного потенциала является не только выбор и определение значений этих параметров, но и оценка результатов измерений, возможность их использования на практике.

Важным моментом при определении  состава и структуры сбалансированных показателей для прогнозирования  условий и возможностей долгосрочного  развития инновационного потенциала организации  является, прежде всего, построение системы. Данная система сбалансированных показателей  должна давать объективную оценку реального  состояния инновационного потенциала исследуемой организации. Кроме  того, она должна учитывать отраслевые особенности протекания инновационных  процессов, характеристики производственной системы, тип производства; также  в системе должны быть показатели, отражающие наличие и качество основных стратегически важных для организации  ресурсов, задействованных в инновационной  деятельности, показатели прямо или  косвенно указывающие на результативность использования имеющихся ресурсов организацией, задействованных в  инновационной деятельности.

Важнейшее значение в условиях рыночной экономики имеют финансовые ресурсы, которые обеспечивают условия  реализации остальных составляющих стратегической карты при прогнозировании  инновационного потенциала и выполняют  роль их количественной оценки. Финансовые ресурсы инновационного потенциала обеспечивают поступление средств  для реализации инновационных процессов, создают стимулы и условия  для разработки инновации, воздействуют на выбор тематики инновационных  проектов в соответствии с потребностями  функционирования и развития инновационной  деятельности организации, способствуют эффективному формированию расходов на инновации. Показатели финансовой составляющей при определении состава и  структуры сбалансированных показателей для развития инновационного потенциала организации характеризуют величину затрат на проведение НИОКР, приобретение новых технологий и нематериальных активов.

Определение состава и  структуры сбалансированных показателей  в рамках клиентской составляющей должно исходить из того, что целью создания и накопления необходимых ресурсов для организации, осуществляющего  внедрение инноваций, является получение  прибыли от реализации инновационной  продукции, а также возможность  создавать инновации на регулярной основе. Показатели данной группы косвенно определяют эффективность и рациональность систем организации и управления инновационной деятельностью в  организации.

Использование в производстве и инновационной деятельности результатов  научно-технической деятельности происходит на основе передачи информации. Информация играет важную роль в процессе научно-технической  деятельности, выступая как исходный материал любой исследовательской  работы, и как результат НИОКР. Информация может быть представлена в виде научно-технической литературы, сведений о патентах, изобретениях, новых технологиях и т.д. внутренняя информация в виде регламентов, проектно-конструкторской  документации, отчетов, имеющих важное значение в инновационной деятельности. Определить состав и структуру сбалансированных показателей для развития инновационного потенциала организации можно с  помощью показателя численности  занятых информационной деятельностью  в организации, а также расходов на информационную деятельность.

Данная группа показателей  может быть дополнена абсолютными  показателями и анализом таких параметров, как имеющиеся в организации  информационные системы управления, информационные технологии, степень  их участия в инновационном процессе.

Вещественной основой  состава и структуры сбалансированных показателей в рамках процессной составляющей являются материально-технические  ресурсы, которые определяют технико-технологическую  базу потенциала, влияют на масштабы и  темпы инновационной деятельности.

Во многих случаях именно уровень процессной составляющей при  прогнозировании условий и возможностей долгосрочного развития инновационного потенциала организации на основе системы  сбалансированных показателей определяет затраты и сроки выполнения исследований и разработок, опытной проверки научно-технических  результатов.

Важными показателями при  прогнозировании условий и возможностей развития инновационного потенциала организации  на основе системы сбалансированных показателей, являются количественные и качественные показатели кадров. От величины данных сбалансированных показателей зависят масштабы и  темны осуществления инновационной  деятельности. Готовность персонала  к инновационной деятельности является основными условием прогнозирования  развития инновационного потенциала, поскольку именно готовность персонала  организации к инновационным  преобразованиям оказывает положительное, или отрицательное влияние на прочие составляющие, способствуя или  наоборот препятствуя раскрытию  и реализации инновационного потенциала.

Кадровые показатели характеризуют  обеспеченность инновационного процесса человеческими ресурсами, квалификационную структуру персонала, задействованного в создании и распространении  инноваций.

Каждый представленный выше показатель обеспечивает полезную информацию о характеристиках исследуемой  организации, использование системы  показателей повышает обоснованность принятия управленческих решений в  направлении развития инновационной  деятельности организации. Основным достоинством системы сбалансированных показателей является ее простота в применении в сочетании с практической полнотой содержащейся в ней информации.

Определение состава и  структуры сбалансированных показателей  развития инновационного потенциала организации  предполагает ведение учета разного  рода затрат и результатов, связанных  с инновационной деятельностью, что способствует формированию массива  информации аналитического характера  и систематизации процесса сбора  внутренней информации, необходимой  для анализа и оценки инновационной  деятельности.

Использование системы сбалансированных показателей оценки и развития инновационного потенциала любой организации позволит ее руководству реально оценить  инновационные возможности при  подготовке инновационных проектов и программ, избежать нерациональных затрат на нереализуемые проекты.

5. Основные пути улучшения инновационного состояния организации в современных условиях

Современные условия успешного  существования организации определяются рядом параметров, среди которых  важно выделить именно те, которые  оказывают наиболее существенное влияние  на ее конкурентоспособность. В то же время конкурентное преимущество только тогда имеет стратегическое значение для организации, когда в его  основе лежат какие-то уникальные навыки, знания, методы или разработки, которыми данная организация владеет. Создание и постоянное обновление таких навыков, иначе говоря, непрерывная инновационная  активность - одна из основных стратегически  важных задач, стоящих перед современной  организацией.

Под инновационной активностью  организации следует понимать комплексную  характеристику его инновационной  деятельности, включающую восприимчивость к новшествам, степень интенсивности и своевременность осуществляемых действий по трансформации новшеств, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества, способность обеспечить обоснованность применяемых методов, рациональность технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций. Другими словами, инновационная активность характеризует готовность к обновлению основных элементов инновационной системы – своих знаний, технологического оснащения, информационно-коммуникационных технологий и условий их эффективного использования (структуры и культуры), а также восприимчивость ко всему новому.

Для повышения уровня инновационной  деятельности и повышения конкурентоспособности  организациям необходимо в первую очередь  решить следующие задачи:

а) более активное участие  на рынках, а также повышение в  общем объёме продаж доли внутреннего  рынка, не зависящего от изменения курсов иностранных валют;

б) расширение ассортимента выпускаемой продукции;

в) снижение издержек производства;

г) более последовательная маркетинговая политика.

Задачами «второй очереди» можно считать:

а) использование технологических  навыков и ноу-хау для выпуска  новых видов продукции;

б) всесторонняя подготовка производства к возможному «скачку» – быстрому развитию в связи с  увеличившимся спросом на рынке;

в) более активное финансирование технологического обновления производства.

Задачи «третьей очереди»:

а) удовлетворение растущей требовательности покупателей и  поставщиков, связанной, в основном, с соответствием продукции всё  более новым европейским и  международным стандартам качества и безопасности;

б) отслеживание тенденций  и закономерностей в изменениях потребностей и вкусов потребителей.

Существует 7 параметров инновационной  активности:

1 - качество инновационной  стратегии и инновационной цели; Это соответствие стратегии миссии-предназначению  и миссии-ориентации, внешней среде,  потенциалу, целям, другим стратегиям  фирмы.

2 - уровень мобилизации  инновационного потенциала;

Это проявленная руководством способность привлечения требуемого потенциала, способность привлечь не только очевидную и известную  часть, но также скрытую (латентную) часть потенциала, то есть способность  проявить высшую компетенцию при  мобилизации инновационного потенциала.

3 - уровень привлеченных  капиталовложений – инвестиций;

Это проявленная руководством способность привлечения инвестиций, требуемых по объему и приемлемых по источникам.

4 - методы, культура, ориентиры,  используемые при проведении  инновационных изменений;

Это применение в инновационной  деятельности концепций и методов, направленных на получение реальных конкурентных преимуществ. Например, в  инновационных процессах распространен  метод "параллельного проектирования". В маркетинге инноваций таким  методом или такой концепцией на сегодняшний момент является концепция "фокусирования на клиентах".

5 - соответствие реакции  организации характеру конкурентной  стратегической ситуации;

Это инновационная ситуация определяется состоянием объекта (предлагаемого  новшества) и состоянием среды. Известны три типа поведения или реакций  на стратегическую ситуацию: реактивное поведение, когда ситуация уже воспринимается даже недостаточно компетентными руководителями и только затем организация приступает к ее изменению; активное поведение, когда ситуация распознается профессионально  компетентным руководством и после  этого разрабатывается и реализуется  стратегия; планово-прогнозное поведение, при котором реализуется метод  управления по "слабым сигналам".

6 - скорость (темп) проведения  стратегических инновационных изменений;

Скорость (темп) разработки и реализации инновационной стратегии: интенсивность действий по созданию и продвижению новшеств, проведению стратегических инновационных изменений. Такая интенсивность характеризуется  комплексом показателей, включающих показатель инновационности "ТАТ", обновляемость  продукции, обновляемость технологии и технологического оборудования, обновляемость  знаний персонала, обновляемость организационных  структур и другие показатели.

Информация о работе Основные пути улучшения инновационного состояния организации в современных условиях