Основные этапы развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 11:58, реферат

Краткое описание

Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.
Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру.

Вложенные файлы: 1 файл

osnovnye_etapy_razvitia_menedzhmenta.docx

— 39.52 Кб (Скачать файл)

Массовое производство – крупносерийное поточное производство, ставшее возможным в результате замены ручного труда машинами, специализации производственных операций и разделения труда.

В 1776 году Адам Смит провёл анализ различных форм разделения труда, а также дал характеристику обязанностей государя и государства. Также А. Смит занимался вопросами контроля и расчёта оплаты труда.

В 1785 году Томас Джефферсон первым обратил внимание на концепцию взаимозаменяемости частей.

Эли (Илай) Уитни в 1799 году заложил основы организации массового производства в машиностроении. Его научными и практическими интересами стали также вопросы, связанные с исчислением себестоимости, контролем качества, взаимозаменяемостью частей, а также признание интервала менеджмента.

В 1800 году Джеймс Уатт и Маттеус Бултон Сохо обратили внимание на вопросы, связанные со стандартными операциями, стандартное время и данные. Сфера социальных отношений также была ими принята во внимание, что отразилось в Рождественских праздниках для служащих, премиях, страховых обществах.

В 1810 году Роберт Оуэн использует на практике личный опыт, внедряет систему ответственности за подготовку рабочего, а также решает проблемы с жильём для рабочих.

Джеймс Милл первым обобщил опыт человеческой мотивации.

Математик Чарльз Беббидж в 1833 году разработал проект "аналитической машины" - прообраз современной цифровой вычислительный техники, с помощью которой уже тогда принимались управленческие решения.

Признание и обсуждение относительной важности и функций менеджмента было в области интересов Маршалла и Логлина.

Генри Пур в 1855 году сформулировал принципы организации, связи и информации применительно к железным дорогам, а в1856 году Даниэль Мак-Каллум использовал организационные схемы для демонстрации структуры менеджмента. Он же применил статистический менеджмент на железнодорожном транспорте.

Практическое использование мотивационного исследование Джевонсом в 1871 году позволило определить степень воздействия каждого из факторов на продуктивность рабочего. А в 1881 году Джозеф Вартон разработал для американского колледжа курс предпринимательского менеджмента.

Период систематизации

Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменили ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении.

На рубеже XIX–XX вв. в промышленном производстве развитых стран произошли серьезные сдвиги. Так, резко возросли его масштабы и концентрация, что выразилось в появлении предприятий-гигантов, на которых численность занятых составляла тысячи и десятки тысяч рабочих и инженеров, применялось дорогостоящее оборудование и сложные технологические процессы, основанные на последних достижениях научно-технической мысли.

Изменившиеся условия потребовали такого же коренного изменения управления производством, тем более что необходимые предпосылки для обновления организации производства уже имелись – это опыт индустриального управления, накопленный в XIX столетии, и достижения в таких научных сферах, как экономика, социология, психология.

Наука конца ХIХ в. была подготовлена к значительным теоретическим обобщениям огромного фактического материала, накопленного в течение предшествующих веков и в начале ХХ в., что и создало условия для того, чтобы менеджмент приобрел профессиональный статус.

В дальнейшем наука об управлении развивалась параллельно с развитием мировой экономики и, в конечном счете, можно представить это развитие в виде последовательно-параллельного доминирования различных школ.

XX век связан с такими  именами, как Фредерик Халси, Фредерик  Тейлор, Френк и Лилиан Гилбреты, Хьюго Эмерсон, Томас Эдисон, Анри  Файоль, Элтон Мэйо и многими  другими.

В этот период и сформировались основные школы менеджмента, которые занимались вопросами организации производства, управления людьми и процессами.

Информационный период

Данный период представлен количественной школой управления.

Информационный период связан с повсеместным внедрением компьютеров и применением математики в теории управления.

В это время разрабатывается идея системной теории, которая заключающается в том, что все действия обязательно должны быть взаимосвязаны и не приниматься изолированно от других. Системный подход позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.

В 70-е гг. появилась идея открытой системы, согласно которой, организация имеет тенденцию приспосабливаться к многообразной внутренней среде.

Этот же период ознаменовался появление ситуационного подхода, суть которого состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация.

 

Этапы развития менеджмента в мире

Выделяют 8 этапов в развитии менеджмента. 

Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги "Принципы научного управления", в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложенной Ф.Тейлором модели управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями. Именно под воздействием учения Тейлора чуть позже появляются научные работы по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита.

Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (административная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предложил новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения. 

Третий этап развития менеджмента стал называться "неоклассическим", нарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений", развитие которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. На этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений. 

Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940 - 1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.

Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д.Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "X" - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "У" - принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции - 1950 - 1960 г.) 

Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970 - 1980 гг. Учеными -управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация - это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла происходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: "стратегического менеджмента" И. Ансоффа, "теория властных структур между организациями" Г.Саланчика, "конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов" Портера и т.д. 

Седьмой этап относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием "организационной структуры" как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами. 

Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. На этом этапе просматриваются три основные тенденции: 

* возврат к прошлому - осознание  значения материальной, технической  базы современного производства; 

* создание социальных поведенческих  элементов - это усиление внимания  не только к организационной  культуре, но и к различным  формам демократизации управления, участие рядовых работников в  прибылях, в осуществлении управленческих  функций в других сферах деятельности; 

* усиление международного характера  управления.

Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности. По мнению М.Мескона и других, за всю историю эволюции систем управления человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления, т.е. воздействия на людей.

Иерархия - это организация, где основное средство воздействия отношения власть - подчинение, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ. Культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом организации, групповые ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе. Рынок, т.е. наличие сети равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя. 

На каждом этапе развития менеджмента формировались соответствующие школы управления. М.Мескон выделяет четыре такие школы, в которых показаны методы и принципы их формирования. 

I. Школа  научного управления.

1. Использование научного анализа  для определения лучших способов выполнения задачи. 

2. Отбор работников, лучше всего  подходящих для выполнения задач, и их обучение. 

3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач. 

4.Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности. 

5. Отделение планирования и обдумывания  от самой работы.

II. Классическая  школа управления.

1.Развитие принципов управления. 

2. Описание функций управления. 

3. Систематизированный подход к  управлению всей организации.

III. Школа  человеческих отношений и школа  поведенческих наук.

1. Применение приемов управления  межличностными отношениями для  повышения степени удовлетворенности и производительности. 

2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.

IV. Школа  науки управления.

1. Углубление понимания сложных  управленческих проблем благодаря  разработке и применению моделей. 

2. Развитие количественных методов  в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях. 

В число основных направлений развития научных школ управления можно отнести: такие подходы: 

* научного направления; 

* административный; 

* с точки зрения человеческих отношений; 

* с точки зрения науки о поведении; 

* с точки зрения количественных методов; 

* к управлению как к процессу; 

* системный, 

* ситуационный. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Мескон, М.Х Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М. : Дело, 2000 . - 704 с. 

2. Семенова, И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов / И.И. Семенов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000 . - 222 с. 

3. Попов, А.В. Теория и организация американского менеджмента / А.В. Попов - М. : МГУ, 1991. - С.12 

4. Кунц, Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций / Г. Кунц, С. О'Доннел . - М. : Прогресс, 1981. Т. 1. - С.92

 


Информация о работе Основные этапы развития менеджмента