Основы менеджемента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 21:40, реферат

Краткое описание

Стратегический менеджмент – это концепция, не так давно появившаяся в практике менеджмента. В первую очередь стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций, но в настоящее время, когда малые предприятия играют столь существенную роль, их потребности в стратегическом менеджменте уже нельзя игнорировать. Малый бизнес играет очень важную роль в обеспечении процветания экономики, в создании рабочих мест, развитии технологических инноваций. Поэтому причинам трудно переоценить значение стратегического менеджмента для сектора малого бизнеса. Изучению и анализу этой области стратегического менеджмента лишь в недавнее время стали уделять должное внимание.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………. 3
Глава I Концепции стратегического менеджмента в современных условиях
Концепция стратегического менеджмента…………………………………………………….. 3
Эволюция теорий стратегического менеджмента……………………………………………... 4
Преимущества и ограничения стратегического менеджмента в условиях малых и средних предприятий……………………………………………………………………………………...6
Процесс стратегического менеджмента на малых и средних предприятиях……………………………………………………………………………………..8
Динамическая модель стратегического менеджмента для малых и средних предприятий……………………………………………………………………………………...9
Глава II Стратегический менеджмент малых и средних предприятий
2.1 Процесс разработки стратегии на малых и средних предприятиях…….……………….12
2.2 Стратегическое планирование и разработка бизнес-плана……………………………...15
2.3 Реализация стратегии на малых и средних предприятиях……………………………….20
2.4 Стратегический контроль на малых предприятиях………………………………………30
Глава III Стратегические проблемы малых предприятий
3.1 Игнорирование стратегического менеджмента руководителями……………………….33
3.2 Управление стратегическими переменами……………………………………………….34
3.3 Подходы к управлению стратегическими переменами………………………………….36
3.4 МСП в процессе глобализации……………………………………………………………38
Глава IV Введение. ООО «УралИтнвестТрейд»……………………………………………..40
1. Стратегия организации ООО «УралИнвестТрейд»...……………………………………...44
2. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий…………………………….49
Список использованной литературы………………………………………………………….63

Вложенные файлы: 1 файл

менеджент.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы быть эффективным, особенно на МСП, процесс стратегического менеджмента не всегда должен придерживаться строго формального порядка. Как показывают исследования, компании, которые часто прибегают к стратегическому менеджменту, как правило, действуют более успешно, нежели те, кто им не пользуются. Стратегический менеджмент позволяет организации действовать превентивно, предпринимать профилактические действия, не ограничиваясь только ответными шагами, повышает ее готовность с уверенностью встретить как поддающиеся контролю, так и неконтролируемые ситуации. Стратегический менеджмент обеспечивает четкое стратегическое видение и придает смысл миссии компании. Наличие ясного видения создает синергию и объединяет в один поток всю энергию организации. Это помогает эффективно доносить до всех работников планы организации, тем самым, обеспечивая их готовность решать организационные задачи. Стратегический менеджмент позволяет оценить сильные и слабые стороны организации и сосредоточится на стратегически важных направлениях. Оценивая эффективность реализации стратегии, организация получает необходимую информацию о том, насколько стратегия соответствует внешним условиям среды; это позволяет понять природу происходящих во внешней деловой среде изменений и привнести в стратегический процесс этические аспекты и корпоративную социальную ответственность.

 

 

Как уже отмечалось, несмотря на множество преимуществ  использования в МСП стратегического  менеджмента, все еще остаются руководители, которые по тем или иным причинам избегают его применения. Эти причины  заключаются в следующем.

Некоторые руководители МСП  могут просто недопонимать всю важность стратегического менеджмента для  своего бизнеса. У них могут отсутствовать  необходимые знания в этой области  и информация о стратегическом процессе и его преимуществах для них и их компаний. Некоторые из них просто не знакомы с методиками стратегического менеджмента. Они могут считать, что он полезен только для крупных организаций, а может быть, они не верят в долгосрочное планирование.

Некоторые руководители МСП  могут не иметь управленческих навыков, необходимых для инициирования и поддержания стратегического процесса в ходе ведения бизнеса. Они могут осознавать пользу долгосрочного планирования, но при этом не знать, каким образом запустить этот процесс.

Наконец, что весьма важно, многие руководители МСП могут быть крайне загружены повседневными делами. Эти рутинные обязанности могут отнимать время, необходимое для стратегического долгосрочного планирования. Руководитель может не желать тратить время и средства на стратегическое планирование, поскольку понимает, что все равно неизвестно, каково будущее развитие событий.

Процесс стратегического менеджмента на малых и средних предприятиях4

Отличается ли процесс стратегического менеджмента  в малых и средних предприятиях от аналогичного процесса в крупных компаниях? Что, в сущности, представляет собой процесс формирования и реализации стратегии в рамках малого бизнеса? По утверждению Wheelen и Hunger, этот процесс не вписывается в рамки малого бизнеса и новых предпринимательских рискованных начинаний. Компании такого типа должны иметь новую миссию, новые задачи, новые стратегии и новую политику, которые должны стать результатом соотнесения внешних возможностей и угроз внутренним преимуществам и недостаткам. Поэтому указанные авторы предложили модифицированную версию модели стратегического менеджмента, которая в большей степени соответствует новому предпринимательскому бизнесу. На рис. 2 представлена модель стратегического менеджмента, подходящая для малого бизнеса; она состоит из следующих взаимосвязанных шагов (стадий).

Разработка основной идеи бизнеса – продукт и /или  услуги, имеющие целевого потребителя  и/или целевые рынки. Подобная идея может возникнуть на основе опыта предпринимателя или быть результатом творческого озарения.

Тщательное изучение и оценка внешней среды, чтобы  выявить факторы социальной среды  и среды деятельности; это позволяет  определить возможности и угрозы. В центре процесса сканирования должны находиться потенциал рынка и доступность ресурсов.

Тщательное изучение и оценка внутренних факторов нового бизнеса. Предпринимателю следует  объективно оценить личные активы, области, в которых он особенно компетентен, личные способности и опыт – все с точки зрения организационных потребностей нового бизнеса.

Анализ стратегических факторов в свете текущей ситуации с применением SWOT-анализа. Потенциальные  преимущества и слабые места предприятия  следует оценивать в свете  возможностей и угроз внешней среды.

Принятие решения  о том, следует или не следует  действовать. Если представляется, что  главную идею бизнеса осуществить  реально, следует продолжать действовать. В противном случае необходимо отказаться от дальнейшей разработки идеи до тех пор, пока не изменятся стратегические факторы.

 


 


 

Нет, вернуться  к стадии 1


 


Да

 

Рис.2 Процесс принятия стратегических решений на МСП (новые предприятия)

 

Создание бизнес-плана, содержащего практические меры по претворению идеи в действительность.

Реализация бизнес-плана  с использованием планов действий и  практических мер.

Оценка реализованного бизнес-плана – сопоставление  фактических результатов деятельности с запланированными. В той степени, в какой фактические результаты деятельности отличаются в ту или иную сторону от запланированных, предпринимателю следует пересмотреть миссию компании, ее задачи, стратегии, политику и программы и по возможности внести изменения в первоначальный бизнес-план.

1.5 Динамическая модель стратегического менеджмента для малых и средних предприятий5

По мнению некоторых  специалистов, ряд моделей был  специально разработан для стратегического  менеджмента в малом бизнесе (Linneman, 1990; Green и Jones, 1982; Shuman и Seeger; 1986; Aram и Cowan; 1990; Foster, 1993; Berry, 1998, Beal, 2000). Строго говоря, между моделями стратегического менеджмента для малого предприятия, предложенными этими авторами, нет принципиальной разницы. В качестве основы все используют аналогичные концепции. Многие из концепций и методик, касающихся стратегического менеджмента, были разработаны и с успехом применены на предприятиях. В связи с тем, что менеджеры прилагают усилия, чтобы как можно лучше приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям мира бизнеса, их компании, как правило, проходят через четыре стадии развития стратегического менеджмента, а именно: финансовое планирование, планирование на основании прогнозов, планирование, ориентированное на внешнюю среду (стратегическое планирование) и, наконец, стратегический менеджмент. По своей сущности стратегический менеджмент состоит из четырех основных элементов: тщательного исследования (сканирование) среды, формулирования стратегии, реализации стратегии, оценки и контроля. Сканирование среды – это своего рода мониторинг, оценка и распространение информации, полученной во внешней и внутренней среде, среди ключевых фигур корпорации. Цель этого процесса- выявление стратегических факторов, тех элементов внешней и внутренней среды, которые определяют будущее корпорации.

Самый простой  способ провести сканирование среды  бизнеса – применить SWOT-анализ. Формирование стратегии представляет собой разработку долгосрочных планов для эффективного управления возможностями и угрозами внешней среды на основе корпоративных  преимуществ и недостатков. Формирование стратегии включает определение корпоративной миссии, постановку достижимых целей, разработку стратегии, выработку руководящих принципов политики. Реализация стратегии представляет собой процесс, в ходе которого стратегии приводятся в действие путем разработки программ, подготовки бюджета и рабочих процедур. Процесс этот может включать изменения общей культуры, структуры и руководства организации.

Наконец, оценка и контроль – это процесс, посредством  которого осуществляется мониторинг деятельности корпорации и ее результатов, чтобы сопоставить фактическую эффективность деятельности с желаемой. Несмотря на то, что оценка и контроль являются заключительными элементами стратегического менеджмента, они могут также способствовать выявлению слабых мест в уже реализованных стратегических планах и стимулировать повтор всего процесса. Концептуальной основой для разработки модели стратегического менеджмента для МСП стали исследования специалистов в данной области, собственные наблюдения авторов, а также результаты первого эмпирического обследования электронной промышленности Великобритании. По мнению авторов книги это обеспечило вполне реалистический и структурированный формат, определивший направление исследования стратегий МСП по последовательным стадиям, начиная с получения полного представления об общей ситуации (осведомленности), переходя затем к формированию стратегии и ее реализации и заканчивая контролем и совершенствованием стратегии.

По традиции все модели процесса стратегического менеджмента стремятся ответить на шесть основных вопрос: чем мы хотели бы заняться? Каково наше положение в данный момент? Чего бы мы хотели добиться? Каким образом мы намереваемся это сделать? Какой путь будет наилучшим? И, наконец, следует ли нам вообще с этим связываться?

Большинство моделей  процесса стратегического менеджмента  основываются на широком толковании понятия «заинтересованные лица, выгодополучатели» и скорее движимы  соображениями конкуренции, нежели ориентированы на потребителя. Динамичный стратегический менеджмент для МСП, как разновидность более общей модели базового стратегического менеджмента, представлен моделью стратегического менеджмента, основанной на ценности потребителя (рис. 3)

Динамическая  модель стратегического менеджмента  МСП включает четыре стадии:

осведомленность – понимание стратегической ситуации;

формулирование  стратегии – разработку подходящих стратегий;

реализация стратегии  – претворение в действительность выбранных стратегий;

контроль и  совершенствование стратегии – обзор результатов и выводы для последующего совершенствования стратегии.

Модель динамичного  стратегического менеджмента для  МСП описывает процесс, посредством  которого МСП определяют свои намерения, цели и желательный уровень достижений; решают, какие действия следует предпринять для своевременного достижения поставленных целей, часто – в условиях переменчивой внешней среды; предпринимают эти действия и оценивают скорость продвижения вперед путем оценки результатов. Это создает основу для обучения на собственном опыте в интересах дальнейшего совершенствования. В соответствии с моделью можно предположить, что процесс стратегического менеджмента в МСП составляет динамичную последовательность:

анализ текущего положения МСП в контексте  их продукции, рынков, характерных конкурентных преимуществ, личных целей владельца-руководителя и, следовательно, определение миссии, целей и ценностей для удовлетворения потребителей;

анализ внешней  среды – оценка возможностей и  угроз, которые представляют конкуренты, поставщики, социально-политическое влияние экономики, а также влияние технологии, что позволит повысить ценность продукции МСП для потребителей;

анализ внутренней среды - оценка внутренних возможностей, преимуществ и слабых мест;

 



 





 


 


 


 


 


 



 

Рис.3 Динамичная модель стратегического менеджмента для МСП

 

определение ключевых факторов, способствующих повышению  эффективности, и стратегических проблем  компании, которые могут оказать  влияние на направление ее будущего движения;

определение стратегических альтернатив целей и главных  стратегий;

осуществление изменений для улучшения процесса (продуктов и услуг) увеличения человеческих возможностей;

мониторинг усовершенствования потребительской ценности и эффективности  бизнеса;

анализ результатов  примененных стратегий и извлечение уроков

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие рефераты:

Стратегии роста: рост за счет внутренних средств

Рост за счет внутренних средств или стратегии  внутреннего роста представляют собой развитие рынка или развитие продукта или то и другое, одновременно или последовательно, за счет использования  ресурсов организации.

Стратегия бизнеса: как найти свою

Стратегия —  «искусство генерала» (в переводе с  греческого), представляет собой оптимальный  путь к цели. Стратегический менеджмент — раздел науки управления, обеспечивающий руководителя методами и навыками.

Организация и организационная теория (по книге  Дафта Р. "Организации")

Определение организации, ее ключевой элемент, значение и воздействие  на нашу жизнь. Система как набор  взаимодействующих элементов, функции  подсистем. Конфигурация, вертикальное и горизонтальное строение, составляющие, цель и стратегия организации.

Теория  и практика организационного развития

История возникновения  концепции "организационное развитие" и определение понятия организационного развития как процесса изменения  будущего организации, осуществляемого  группой сотрудников. Анализ его  отличительных особенностей, принципов и ценностей.

Корпоративная стратегия

Определение сущности, роли и изучение особенностей корпоративной  стратегии предприятия. Цели, принципы разработки и реализации. Уровни и ценность стратегического управления. Устранение непоследовательности в поведении, действиях и принятии решений.

Управление  процессом реализации стратегических изменений

Понятие стратегических изменений, их разновидности и отличительные  признаки, значение в деятельности любого предприятия. Стратегии осуществления  изменений и особенности их проведения менеджером современной организации: директивные и нормативные.

Слагаемые стратегического управления

Существует множество  моделей процесса стратегического  управления, которые в той или  иной мере детализируют последовательность шагов процесса стратегического  управления, однако три ключевых этапа  являются общими для всех.

Информация о работе Основы менеджемента