Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 15:35, шпаргалка
1. Определение менеджмента. Этапы и школы в истории менеджмента.
Понятие "Менеджмент" можно рассматривать с 3-х точек зрения:
1. это вид деятельности по руководству людьми, т.е. функция;
2. это область человеческих знаний, т.е. наука, помогающая осуществить эту функцию;
3. это категория людей (менеджеров), социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
— изучение влияния экономических законов на эффективность решения;
— применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования для каждого решения.
ясность формулировок — ориентация на конкретного исполнителя;
— получить качественную информацию, характеризующую систему разработки решения;
— обеспечить сопоставимость (сравнимость) вариантов решений;
— обеспечить многовариантность решений;
— достичь правовой обоснованности принимаемого решения;
Кроме того, чтобы быть
качественным, УР должно быть
устойчивым в эффективности к
возможным ошибкам в
6. Условия и факторы качества управленческих решений.
К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности
управленческого решения относятся:
Факторы, влияющие на качество управленческого решения. Качество, управленческого решения в значительной мере определяет конечный результат и зависит от ряда факторов:
1. Персонал предприятия как
В качестве одного из важнейших объектов управления для руководителя выступает персонал организации.
Персонал можно определить как некоторое количество человек одного трудового коллектива, имеющих определенные различия между собой (должностные, профессиональные, личностные) и организованных по общему замыслу руководства с учетом этих различий для решения задач, предусмотренных уставом организации, фирмы, предприятия.
Под управлением персоналом в наиболее общем виде мы будем понимать выполняемую в организациях деятельность, которая способствует наиболее эффективному использованию людей (работников) для достижения организационных и личных целей.
Персонал как объект управления имеет собственные свойства (организационно-структурные, психологические, социальные и другие), требующие умелого учета в практической работе.
Персонал как объект управления состоит из рабочих групп (трудовых коллективов), которые, в свою очередь, образуются из нескольких взаимодействующих сотрудников, каждый из которых является своеобразной личностью. В процессе решения совместных практических задач люди вступают в сложные отношения друг с другом и с группой в целом. Динамика взаимоотношений личности и группы представляется довольно сложной. Для понимания и оценки этих взаимоотношений следует учитывать как свойства личности, занимающей определенный статус и выполняющей определенную роль в группе, так и состав, содержание деятельности и уровень организации группы, атакже других более широких социальных объединений.
Персонал предприятия как объект управления обязательно должен проходить систему оценки, для выявления того, кто в наибольшей степени соответствует требованиям своего рабочего места.
Персонал также должен
иметь готовность выполнять
Персонал предприятия как объект управления должен подвергаться отбору для выявления качеств, необходимых кандидатам для того, чтобы занять вакантную должность.
Управление персоналом должно также включать регулирование социально-психологических отношений в коллективе, развитие персонала и, естественно, высвобождение неперспективных и неэффективных элементов труда.
Рассматривая персонал предприятия как объект управления, следует также иметь в виду, что службы управления персоналом обязательно выполняют несколько функций, например:
- они должны разрабатывать
бизнес-планы по управлению
- определять потребность организации в сотрудниках в настоящий момент времени и на будущее;
- разработать программу развития и обучения персонала, обеспечить её реализацию;
- составить систему оценки
квалификации профессионала и
проверки профессиональных и
личностных качеств вновь
- составить нормативные
документы для работы по
2. Принципы
управления персоналом.
Принципы управления — основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций. Это нормы и требования, которыми должны руководствоваться работники системы управления персоналом, включая руководителей организации.
Управление персоналом в организации осуществляется на основе следующих принципов:
1. Принцип умелого использования и сочетания единоначалия и коллегиальности в управлении.
Коллегиальность предполагает выработку коллегиального или коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений.
Единоначалие — единоличное управление, единый орган власти и властных полномочий.
2. Принцип научной обоснованности
(объективности) управления — принцип,
при котором все
3. Принцип плановости —
принцип установления основных
направлений, задач, планов развития
организации в перспективе, предусматривающих
заранее намеченную систему
4. Принцип сочетания прав,
обязанностей и
5. Принцип мотивации —
принцип, при котором чем тщательнее
менеджеры осуществляют
Мотивация — совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к осуществлению определенных действий, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.
6. Принцип стимулирования
— процесс использования
7. Принцип демократизации
управления — принцип участия
в управлении организацией
8. Принцип системности
— принцип, который предполагает
тесную увязку решений
9. Принцип эффективности
— принцип достижения
10. Принцип основного звена
— принцип нахождения и
11. Принцип оптимальности
— принцип соотношения между
централизацией и
12. Контроль и ответственность
за исполнением решений —
3. Функциональное разделение
Функциональное разделение труда означает разграничение и обособление деятельности групп работников по функциям управления как относительно самостоятельным сферам деятельности.
Функциональное разделение труда предусматривает обособление на предприятиях отдельных работ и категорий персонала в зависимости от их содержания и функций. В наиболее многочисленную функциональную группу персонала представляют рабочие, которые делятся на основных и вспомогательных. Первые заняты непосредственно осуществлением основных функций производства, вторые обеспечивают выполнение этих функций (наладка, ремонт оборудования, контроль материалов и т.д.)
По выполняемым функциям выделяют и другие известные категории персонала: руководители, специалисты, служащие, технические исполнители, младший обслуживающий персонал, ученики и др.
На современных предприятиях функциональное разделение труда служит основой эффективного использования всех категорий персонала.
Организационная структура системы управления персоналом представляет собой совокупность устойчивых взаимосвязей подразделений и должностных лиц, обеспечивающих выполнение задач по укомплектованию кадрами организации.
Совокупность подразделений и должностных лиц — носителей функций управления персоналом — представляет собой службу управления персоналом.
Варианты видоизменения организационной структуры зависят от возможностей организации, прежде всего финансовых. При немногочисленности персонала и, соответственно, незначительной общей трудоемкости функций службы управления персоналом выполнение конкретных функции может быть поручено даже отдельному специалисту, а не целому подразделению.
Основным этапом построения организационной структуры службы управления персоналом является формирование связей между ее звеньями. Можно выделить для систем управления персоналом три классических вида структурных связей:
1) линейная (административное подчинение);
2) функциональная (методическое обеспечение, консультирование смежного подразделения);
3) линейно-функциональная (привлечение
более компетентных
Традиционные организационные структуры служб управления персоналом не обеспечивают (или обеспечивают недостаточно) выполнение целого ряда важных задач по управлению персоналом:
1) анализ человеческого
ресурса и потребности в
2) оценку и подбор кандидатов на вакантные должности;
3) маркетинг кадров;
1) планирование деловой карьеры;
2) профессиональную и социально-
3) управление трудовой мотивацией;
4) регулирование правовых вопросов трудовых отношений;
8) соблюдение требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда;
9) анализ и регулирование
групповых и личных