Особенности анализа конкурентоспособности услуг досуга молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:42, контрольная работа

Краткое описание

Сфера досуга и отдыха – важнейшая сфера повседневности, к тому же за годы экономических перемен в стране претерпевающая в некотором смысле своеобразную «революцию предпочтений». Это выражается не только в том, что существенно расширяются возможности заполнения своего досуга для большинства населения страны, но, в частности, и в том, что происходят качественные типологические сдвиги по отношению к своему свободному времени, его ценности как таковой. Молодежь как наиболее динамично реагирующая группа на все то, что не принято считать традиционным, обнаруживает наибольшую активность в освоении новых возможностей и форм проведения свободного времени.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………3
I Понятие досуга, свободного времени………………………………………………………4
II Особенности молодежного досуга………………………………………………………….7
Заключение…………………………………………………………………………………….16
Список используемой литературы……………………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

Контр молод досуг.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Вторая группа учреждений досуговой инфраструктуры предлагает интеллектуальный досуг  в роли зрителя: театры, кинотеатры и киноконцертные залы, культурные центры иностранных государств, культурных автономий, музеи, библиотеки, выставочные залы и галереи.

Наибольшей популярностью  среди практически всех категорий  молодежи пользуется просмотр кинофильмов. Посещение кинотеатров стало для молодежи самостоятельной формой потребительского поведения. Молодые люди идут в кино как в своего рода клуб — малой группой, компанией, а в фойе, буфетах и зрительных залах встречают таких же людей.

Более интеллектуальная часть молодежи проводит свободное время, посещая картинные галереи, музеи, библиотеки.

В досуговых учреждениях третьей  группы организуется активное деятельное спортивное времяпрепровождение. Это  спортивные сооружения — стадионы, бассейны, тренажерные залы, парки активного отдыха, аквапарки. Самым масштабным спортивным сооружением является стадион, включающий, как правило, спортивное ядро (футбольное поле, беговые дорожки, места для прыжков и метания), окруженное трибунами для зрителей, площадки для спортивных игр и гимнастики. Конец XX и начало XXI в. в нашей стране ознаменовались модой на активный образ жизни, поддержание себя в хорошей физической форме, регулярные тренировки, пробежки и проч. Символом такого отношения является фитнес (от англ. fitness — "соответствие"). В первую очередь это соответствие проявляется в подборе разных видов спортивных упражнений и других мер индивидуально для каждого человека с целью общего оздоровления и коррекции фигуры. Фитнес включает в себя физические нагрузки, уход за своим телом и лицом, здоровое питание, это не просто занятия физической культурой, а стиль жизни современной молодежи.

Четвертая группа — учреждения, создающие условия для самостоятельного времяпрепровождения — пункты проката спортивного снаряжения и оборудования, пункты проката видеопродукции, бюро туризма и путешествий. Туризм — это один из видов активного отдыха, он осуществляется, как правило, туристскими организациями по туристским маршрутам. Существуют многочисленные виды и формы туризма (внутренний, международный, самодеятельный, организованный, ближний, дальний, познавательный, водный, горный, автомобильный, пешеходный, спортивный и т. д.).

Пятая группа — клубные учреждения различной ведомственной принадлежности (органов по делам молодежи, отделов культуры, предприятий, воинских частей, профсоюзных организаций и т. п.), осуществляющие в сфере досуга прежде всего функцию социального воспитания молодежи.

Существенную роль в свободном времени молодежи занимают домашние виды досуга: чтение книг, просмотр телепередач, видеофильмов, прослушивание музыки. Специалисты отмечают российскую тенденцию к последовательному одомашниванию досуга. Для подавляющего большинства российского населения свободное от работы и домашних дел время фактически целиком занято в последние годы просмотром телевизионных программ.

В современных условиях, указывает социолог Н. В. Котельникова, наблюдается рост роли досуга для молодежи и, как следствие, увеличение влияния видов досуговой деятельности, значимых для молодежи, распространяемых и пропагандируемых через них ценностей, образцов поведения на процесс социализации молодого поколения.

Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу ее специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей. Обычно молодежный досуг характеризуется следующими специфическими чертами:

-   преобладание поисковой,  творческо-экспериментальной активности;

-    повышенная эмоциональная,  физическая подвижность, динамичная  смена настроений, зрительная и  интеллектуальная восприимчивость;

-   предпочтение проводить  свободное время вне дома, в  компании сверстников, в коммуникативно  насыщенной среде;

-   обостренное стремление  к самостоятельности и индивидуальности  в выборе форм поведения, друзей, книг, одежды;

-   самоопределение в сфере  любительских занятий, досуговых  интересов, стиля самовыражения;

-   формирование особых молодежных  субкультур.

В числе факторов, определяющих характер занятий молодежи в свободное  время, специалисты чаще всего называют СМИ. Это Интернет, формирующий новые  досуговые увлечения молодежи (компьютерная живопись, графика, игры и проч.); периодические  издания и телевидение, оказывающие наряду с кинематографом влияние на выбор приоритетных ценностей молодого поколения, формирование его духовного мира.

Досуг для молодого человека превращается в образ жизни. Особенности досуга современной молодежи — высокий  уровень технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм, методов, эстетически насыщенное пространство. Н. В. Котельникова предложила ввести термин "досуговая стратегия", под которой понимаются механизмы удовлетворения потребностей в сфере досуга или через него, способы реализации целей, в которых молодой человек видит результат своего досугового времяпрепровождения. На основании проведенного автором социологического исследования выделены следующие молодежные досуговые стратегии:

-   "полезность" (участие в благотворительных акциях, общественно-полезной деятельности и проч.);

-   "взять от жизни все,  или гуляй, пока молодой" (посещение  дискотек, занятие экстремальными  видами спорта и проч.);

-   "поиск смысла жизни,  или поиск путей в будущее" (занятия спортом, музыкой, участие в художественной самодеятельности и проч.);

-    "отдохнуть" (просмотр  телепередач, слушание музыки  и проч.);

-    "хоть чем-то заняться (гуляние без определенных целей, "посиделки");

-   "уход" (употребление  алкоголя, наркотиков с целью снятия стресса, ухода от решения проблем и проч.);

-    "эпатаж" (членство  в неформальных молодежных объединениях  и проч.);

-   "побег от одиночества" (увлечение Интернетом, посещение  кафе и дискотек, массовых мероприятий  и проч.);

-  "престижность" (увлечение современными видами спорта, посещение "продвинутых" клубов, дискотек и проч.).

Достаточно серьезные опасения вызывает у специалистов ряд широко распространившихся тенденций молодежного  досуга. Прежде всего настоящей бедой, проникающей в молодежную среду через залы игровых автоматов, стала игровая зависимость — патологическое влечение к азартным играм. Объектом зависимости является механическое или электронное устройство.

Вторая опасная тенденция связана  с особенностями рок- музыки —  темпоритм, низкий частотный ряд, откровенные тексты, описывающие прелести наркотика, призывающие к самоубийству, умело используются для вовлечения молодежи в употребление психоактивных (чаще всего наркотических) веществ. Места выступлений "наркоориентированных" рок- групп — ночные клубы, которые одновременно являются и местом продаж наркотика.

Современное общество с явно выраженной имущественной дифференциацией  в сфере молодежного досуга также  демонстрирует разнообразие экзотических развлечений для одних и недоступность даже скромной доли — для других.

Существенную роль в неорганизованном досуге подрастающего поколения  играет молодежная субкультура. Существуют три основных подхода к трактовке  субкультуры: сфера культуры внутри господствующей культуры, социальная коммуникативная система, система ценностей и норм.

В соответствии с характеристикой  сущности субкультуры, данной А. В. Мудриком, молодежная субкультура определяется как движущая сила, обусловливающая  характер процесса социализации и отдельные  его черты. В социологических исследованиях указывается, что молодежная субкультура оказывает значительное влияние на социализацию в связи с тем, что обеспечивает реализацию потребностей юношества (защита возрастной автономии, регулирование поведения, эмоциональная поддержка, самовыражение).

 

Вероятностные последствия влияния  молодежной субкультуры на социальную ситуацию подростков и молодежи.

Можно условно выделить три вероятностных  последствия влияния молодежной субкультуры на социальную ситуацию подростков и молодежи:

-    позитивная тенденция  (освоение социальных ролей в  группе сверстников, социальное  и культурное самоопределение  на основе социальных проб  и экспериментирования);

-    социально-негативная тенденция  (наркотизация, принятие идеологии  национализма, экстремизма, приобщение к криминальному образу жизни);

-    индивидуально-негативная  тенденция (мораторий на социальное  и культурное самоопределение,  самооправдание инфантилизма и  эскапизм — "бегство" от  социальной реальности).

В субкультуре реализуется одна из основополагающих потребностей молодых людей и девушек — выстраивание образа "Я" Однако ценностное самоопределение молодежи зачастую подменяется присвоением внешнего субкультурного образа, транслируемого представителями субкультуры. Субкультура выступает как форма самопредъявления человека на культурно-эстетическом уровне, когда человеку нравятся прежде всего внешние атрибуты (музыка, одежда и т. д.).

В качестве важного элемента неофициальных  субкультур можно выделить социокультурные  контексты: "радикально- силовой" (скинхеды, футбольные фанаты), "либеральный" (хиппи, ролевики), "радикально-протестный" (панки) и другие. Здесь следует говорить о наличии резонанса между состоянием человека и социокультурным контекстом субкультуры, который помогает человеку справиться с внутренним конфликтом или найти объяснение своего состояния. Так, например, эмоциональная неуравновешенность, склонность к агрессии резонируют с радикально-силовым контекстом субкультур.

Влияние неофициальной молодежной субкультуры обеспечивает компенсацию негативного отношения к себе, низкого уровня самоуважения, непринятия образа собственного тела (несоответствия внешнего вида эталонам маскулинности и феминимности). Компенсация происходит благодаря крайнему преувеличению и мифологизации своей непохожести, исключительности. Таким образом, нахождение в субкультуре может выступать для молодого человека или девушки психологической защитой.

Эмоциональная привлекательность "неформального" (иного, отличного от насаждаемого взрослыми) стиля жизни нередко снижает значимость целенаправленной деятельности (спорт, искусство, познание), способствует размыванию жизненных перспектив. Этому содействует неуспеваемость в учебном учреждении (школе, колледже, вузе), отсутствие у молодого человека опыта самопознания и самоопределения.

Кроме того, у представителей неофициальных  молодежных субкультур возникают осложнения во взаимоотношениях со взрослыми и  сверстниками как вследствие некомпетентности в общении, повышенной агрессивности, других возрастных особенностей, так и вызванные провоцирующим имиджем. Можно отметить, что рассогласования в сфере общения со старшими усиливаются после того, как молодой человек начинает предъявлять себя в качестве представителя субкультуры.

Можно выделить четыре основных варианта реагирования окружающих на проявления молодежных субкультур и их влияние на социализацию подростков и молодежи.

Вариант реагирования "блокирование" предполагает, что окружающими отвергаются  и ценностно-смысловая, и бытий- но-символическая  составляющие данной субкультуры; субкультурные проявления оцениваются как социально опасные и запрещаются. Молодежная субкультура не допускается в относительно контролируемое представителями власти и педагогами пространство жизнедеятельности. Блокирование в отношении антисоциальных субкультур осуществляется государством путем законодательного ограничения и его реализации силами правопорядка.

Реагирование по типу "замещение" строится на основе негативной оценки идеологии субкультуры, но при этом отношение молодежи к субкультуре  воспринимается как предмет преобразования. Социальные работники и педагоги чаще действуют не прямо, замещая одно значение другим и изменяя символику незначительно (внешняя часть символа остается, а трактовка изменяется). Возможна реализация данного варианта и на государственном уровне путем социальной пропаганды тех или иных ценностей, поддержки молодежных объединений и движений, транслирующих определенную субкультуру.

Вариант "сопровождение" строится исходя из безусловного принятия личности молодого человека, какие бы идеи он ни разделял и ни пропагандировал. Сущностью социальной работы выступает посредничество между молодым человеком и культурой, где движение осуществляется от индивидуального понимания юношами или девушками смысла существования к социокультурным значениям. Сопровождение как вариант социально-педагогического реагирования на влияние молодежной субкультуры предполагает оснащение молодых людей недостающими средствами самопознания и самовыражения в сфере молодежных субкультур.

Кроме указанных трех существует четвертый вариант — "игнорирование", который характеризуется индифферентным отношением к внешним проявлениям при неприятии ценностной составляющей субкультуры. Субъект социальной работы отказывается от вмешательства в данную сферу, не расценивая ее как опасную, реагирует на проявления субкультуры и запрещает в том случае, если они будут представлять опасность для жизни и здоровья окружающих и самих учащихся.

Информация о работе Особенности анализа конкурентоспособности услуг досуга молодежи