Особенности применения метода экспертных оценок в практике исследования систем управления современных организациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

Современная экономика предъявляет новые, более высокие требования к управлению. Вопросы совершенствования методов управления приобретают сейчас очень важное значение, поскольку именно в этой сфере имеются еще большие резервы роста эффективности народного хозяйства. Существенным фактором повышения научного уровня управления является применение при подготовке решений математических методов и моделей. Однако, полная математическая формализация технико-экономических задач часто неосуществима вследствие их качественной новизны и сложности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
1. Сущность экспертных методов исследования систем управления…………………………………………………………………………………………………………5
1.1. Сущность и классификация экспертных методов…………………………………………........................................................................5
1.2 Принципы формирования групп экспертов…………………………………………………………………………………………………………..8
1.3 Основные стадии экспертного опроса………………………………………………………………………………………………………………11
2. Характеристика методов экспертных оценок……………………………………………………………………………………………………………..14
2. 1. Методы коллективной работы экспертной группы……………………………………………………………………………………………………………..14
2.2 Методы получения индивидуального мнения членов экспертной группы…………………………………………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

исследование систем управления Ерпылёв.docx

— 35.14 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3

1. Сущность экспертных методов  исследования систем управления…………………………………………………………………………………………………………5

1.1. Сущность и классификация экспертных методов…………………………………………........................................................................5

1.2 Принципы формирования групп  экспертов…………………………………………………………………………………………………………..8

1.3 Основные стадии экспертного  опроса………………………………………………………………………………………………………………11

2. Характеристика методов экспертных  оценок……………………………………………………………………………………………………………..14

2. 1. Методы коллективной работы экспертной группы……………………………………………………………………………………………………………..14

2.2 Методы получения индивидуального мнения членов экспертной  группы…………………………………………………………………………………………17

Заключение…………………………………………………………………………………………………….19

Список использованной литературы…………………………………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              Введение

 
Современная экономика предъявляет новые, более высокие требования к управлению. Вопросы совершенствования методов управления приобретают сейчас очень важное значение, поскольку именно в этой сфере имеются еще большие резервы роста эффективности народного хозяйства. Существенным фактором повышения научного уровня управления является применение при подготовке решений математических методов и моделей. Однако, полная математическая формализация технико-экономических задач часто неосуществима вследствие их качественной новизны и сложности.  
 
В связи с этим все шире используются экспертные методы, под которыми понимают комплекс логических и математико-статистических методов и процедур, направленных на получение от специалистов информации, необходимой для подготовки и выбора рациональных решений. Экспертные методы применяют сейчас в ситуациях, когда выбор, обоснование и оценка последствий решений не могут быть выполнены на основе точных расчетов. Такие ситуации нередко возникают при разработке современных проблем управления общественным производством и, особенно, при прогнозировании и долгосрочном планировании.  
 
Интуитивные (экспертные) методы исследований используют для анализа, диагностики состояния, последующего прогнозирования вариантов развития:  
 
- объектов, развитие которых либо полностью, либо частично не поддается предметному описанию или математической формализации;  
 
- в условиях отсутствия достаточно представительной и достоверной статистики по характеристикам объекта;  
 
- в условиях большой неопределенности среды функционирования объекта, рыночной среды;  
 
- при средне- и долгосрочном прогнозировании новых рынков, объектов новых областей промышленности, подверженных сильному влиянию открытий в фундаментальных науках (например, микробиологическая промышленность, квантовая электроника, атомное машиностроение);  
 
- в случаях, когда или время или средства, выделяемые на прогнозирование и принятие решений, не позволяют исследовать проблему с применением формальных моделей;  
 
- отсутствуют необходимые технические средства моделирования, например, вычислительная техника с соответствующими характеристиками;  
 
- в экстремальных ситуациях.  
 
В этом и заключается актуальность темы данной курсовой работы.  
 
В последние годы экспертные оценки находят широкое применение в социально-политическом и научно-техническом прогнозировании, в планировании народного хозяйства, в разработке крупных научно-технических, экономических и социальных программ, в решении отдельных проблем управления. В ходе развития общественного производства возрастают не только сложность управления, но и требования к качеству принимаемых решений. Для того чтобы повысить обоснованность решений и учесть многочисленные факторы, оказывающие влияние на их результаты, необходим разносторонний анализ, основанный как на расчетах, так и на аргументированных суждениях руководителей и специалистов, знакомых с состоянием дел и перспективами развития в различных областях деятельности.  
 
Применение экспертных методов обеспечивает активное и целенаправленное участие специалистов на всех этапах принятия решений, что позволяет существенно повысить их качество и эффективность.  
 
Целью работы является изучение сущности экспертных методов и практики их применения в исследовании систем управления организаций.

 

 

1 Сущность экспертных методов  исследования систем управления

 
1.1  Сущность и классификация экспертных методов

 
Сущность экспертных методов, как при решении задач исследования систем управления, так и при использовании их в практике принятия решений в других областях науки, техники, управления, заключается в усреднении различными способами мнений (суждений) специалистов-экспертов по рассматриваемым вопросам. 
 
Методы экспертных оценок - это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов. Эти мнения обычно выражены частично в количественной, частично в качественной форме.  
 
Под экспертными оценками понимают комплекс логических и математических процедур, направленных на получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выработки рациональных решений.  
 
Возможность использования экспертных оценок, обоснование их объективности обычно базируется на том, что неизвестная характеристика исследуемого явления трактуется как случайная величина, отражением закона распределения которой является индивидуальная оценка специалиста-эксперта о достоверности и значимости того или иного события. При этом предполагается, что истинное значение исследуемой характеристики находится внутри диапазона оценок, получаемых от группы экспертов, и что обобщенное коллективное мнение является достоверным.

Функции экспертных оценок в системе управления: 
 
- прогноз тенденций развития тех или иных объектов управления и возможных сбоев в управляющих подсистемах, возникновения новых субъектов в формировании систем управления. Например, знатоки путей формирования первоначального капитала, конечно, предупреждали об обязательном возникновении криминальных структур в экономике РФ в период приватизации объектов государственной собственности… (недальновидность верхов или собственная их криминальная наклонность); 
 
- обоснование построения модели объекта прогнозирования. Методы экспертных оценок – одна из групп методов научно-технического прогнозирования, базирующаяся на предположении, что на основе мнений экспертов возможно построить адекватную модель объекта прогнозирования; 
 
- оценка степени достоверности данных, полученных в результате исследования, когда на процесс исследования  естественным образом влияют субъективные факторы. Например, выводы по любому социально-экономическому исследованию могут быть сделаны на фактах, деформированных социальной концепцией исследователя;  
 
- оценка степени полноты и объективности информации, получаемой управляющей системой от объекта управления, а также обоснованности информации (решений), поступающей на вход в объект управления от управляющей системы; 
 
- оценка конкретных альтернативных путей развития или объекта управления, или управляющей системы, или обеих систем вместе; 
 
- аттестация конкретных элементов управляющей системы и объекта управления на предмет их соответствия функциям, для которых они созданы.  
 
Наиболее распространенными экспертными методами при классификации по признаку оценки предпочтений в настоящее время при принятии решений по управлению являются следующие: 
 
- метод рангов;  
 
- метод непосредственного оценивания;  
 
- метод сопоставлений.  
 
Последний метод включает две его разновидности: парного сравнения и последовательного сопоставления. 
 
В принципе каждый из них имеет много общего, а отличие, в основном, только в том, что оценивание (измерение) изучаемых объектов системного управления осуществляется различными способами. Причем каждый из методов обладает определенными достоинствами и недостатками. 
 
Общность каждого из методов заключается в последовательности проведения процедур их использования. К ним следует отнести: 
 
- организацию экспертного оценивания;  
 
- проведение сбора мнений экспертов;  
 
- обработку результатов мнений экспертов.  
 
По методу рангов эксперт осуществляет ранжирование (упорядочение) исследуемых объектов организационной системы в зависимости от их относительной значимости (предпочтительности). При этом обычно наиболее предпочтительному объекту присваивается ранг 1, а наименее предпочтительному - последний ранг, равный по абсолютной величине числу упорядочиваемых объектов. Более точным такое упорядочение становится при меньшем количестве объектов исследования и наоборот. 
 
Таким образом, этот метод позволяет определить место исследуемого объекта среди других объектов системы управления. Достоинством метода рангов является его простота. Недостатками являются: 
 
- невозможность с достаточной точностью ранжировать количество объектов, количество которых превышает 15-20;  
 
-не отвечает на вопрос как далеко по значимости находятся исследуемые объекты друг от друга. 

 

                                  1.2 Принципы формирования групп  экспертов

 
Практика показывает, что уменьшение субъективности и соответственно повышение объективности результатов использования экспертных методов существенно зависит от соблюдения правил организации, подготовки и проведения экспертных работ. Особенно это зависит, в первую очередь, от организации экспертного оценивания, назначения ответственного за организацию и проведение работ по экспертной оценке, а также от формирования экспертных комиссий. 
 
Для общего руководства экспертными работами следует назначать председателя экспертной комиссии. В составе комиссии организуют две группы: рабочую и экспертную. 
 
Рабочую группу возглавляет ее руководитель (организатор). В его подчинение входят технические работники, осуществляющие технические работы по подготовке материалов к работе экспертов, отработку результатов работы экспертов и т.п. 
 
В экспертную группу входят эксперты - специалисты по решаемым проблемам. 
 
Формирование экспертной осуществляет руководитель (организатор) рабочей группы. При этом выполняется ряд последовательных мероприятий: 
 
- постановку проблемы и определение области деятельности группы;  
 
- составление предварительного списка экспертов - специалистов в рассматриваемой области деятельности;  
 
- анализ качественного состава предварительного списка экспертов и уточнение списка;  
 
- получение согласия эксперта для участия в работе;  
 
- составление окончательного списка экспертной группы.  
 
Количество экспертов в экспертной группе зависит от множества факторов и условий. В частности, от важности решаемой проблемы, располагаемых возможностей и т.п. В большинстве случаев определяется минимально необходимое количество экспертов, что часто становится важнейшим условием установления числа приглашаемых экспертов. 
 
Подбор конкретных экспертов проводится на основе анализа качества каждого из предлагаемых экспертов. Используются для этой цели разнообразные способы: 
 
- оценка кандидатов в эксперты на основе статистического анализа результатов прошлой деятельности в качестве экспертов по проблемам организационного проектирования;  
 
- коллективная оценка кандидата в эксперты как специалиста в данной области;  
 
- самооценка кандидата в эксперты;  
 
- аналитическое определение компетентности кандидатов в эксперты.  
 
Очень часто применяют одновременно несколько способов. Например, способы самооценки и коллективной оценки качеств предлагаемого эксперта. Такой подход позволяет достаточно обоснованно подобрать экспертов с необходимыми качествами. Однако следует признать, что способ оценок прошлой деятельности представляется более объективным, чем способы самооценок и коллективной оценки. 
 
Независимо от избранного способа оценки качеств кандидатов эксперты должны удовлетворять во всех случаях таким требованиям как: 
 
           - профессиональной компетентности в области проектирования организационных систем;  
 
- креативности (умению решать творческие задачи);  
 
- научной интуицией;  
 
- заинтересованности в объективных результатах экспертной работы;  
 
- деловитости (собранности, умению переключаться с одного вида деятельности на другой, коммуникативности, независимости суждений, мотивированности действий);  
 
- объективности;  
 
- нонконформизма. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     1.3 Основные стадии экспертного  опроса

 
Как показывает опыт проведения экспертных исследований, с точки зрения менеджера - организатора такого исследования целесообразно выделять следующие стадии проведения экспертного опроса.  
 
Принятие решения о необходимости проведения экспертного опроса и формулировка лицом, принимающим решения его цели. Таким образом, инициатива должна исходить от руководства, что в дальнейшем обеспечит успешное решение организационных и финансовых проблем.  
 
Подбор и назначение лицом, принимающим решения основного состава рабочей группы (обычно - научного руководителя и секретаря). При этом научный руководитель отвечает за организацию и проведение экспертного исследования в целом, а также за анализ собранных материалов и формулировку заключения экспертной комиссии. Он участвует в формировании коллектива экспертов и выдаче задания каждому (вместе с лицом, принимающим решение или его представителем). Дело секретаря - ведение документации, решение организационных задач.  
 
Разработка рабочей группы (точнее, ее основным составом, прежде всего научным руководителем и секретарем) и утверждение у лица, принимающего решения технического задания на проведение экспертного опроса. На этой стадия решение о проведении экспертного опроса приобретает четкость во времени, финансовом, кадровом, материальном и организационном обеспечении. В частности, в рабочей группе выделяются различные группы специалистов - аналитическая, эконометрическая (специалисты по методам анализа данных), компьютерная, по работе с экспертами (например, интервьюеров), организационная. Очень важно для успеха, чтобы все эти направления работ были утверждены лицом, принимающим решения.  
 
Разработка аналитической группой рабочей группы подробного сценария (т.е. регламента) проведения сбора и анализа экспертных мнений (оценок). Сценарий включает в себя, прежде всего конкретный вид информации, которая будет получена от экспертов (например, тексты (слова), условные градации, числа, ранжировки, разбиения или иные виды объектов нечисловой природы). Так, довольно часто экспертов просят высказаться в свободной форме, ответив при этом на некоторые количество заранее сформулированных вопросов. Кроме того, их просят заполнить формальную карту, в каждом пункте выбрав одну из нескольких градаций. Сценарий должен содержать и конкретные методы анализа собранной информации. Например, вычисление медианы Кемени, статистический анализ люсианов, применение иных методов статистики объектов нечисловой природы и других разделов современной эконометрики. Эта работа ложится на эконометрическую и компьютерную группу рабочей группы. Традиционная ошибка - сначала собрать информацию, а потом думать, что с ней делать. В результате, как показывает опыт, информация используется лишь на 1-2%.  
 
Подбор экспертов в соответствии с их компетентностью. На этой стадии рабочая группа составляет список возможных экспертов.  
 
Формирование экспертной комиссии. На этой стадии рабочая группа проводит переговоры с экспертами, получает их согласие на работу в экспертной комиссии, возможно, часть намеченных рабочей группой экспертов отказывается по тем или иным причинам. Лицо, принимающее решение утверждает состав экспертной комиссии, возможно, вычеркнув или добавив часть экспертов к предложениям рабочей группы. Проводится заключение договоров с экспертами об условиях их работы и ее оплаты.  
 
Проведение сбора экспертной информации. Часто перед этим проводится набор и обучение интервьюеров - одной из групп, входящих в рабочую группу.  
 
Компьютерный анализ экспертной информации с помощью включенных в сценарий методов. Ему обычно предшествует введение информации в компьютеры.  
 
При применении согласно сценарию экспертной процедуры из нескольких туров - повторение двух предыдущих этапов.  
 
Итоговый анализ экспертных мнений, интерпретация полученных результатов аналитической группой рабочей группы и подготовка заключительного документа экспертной комиссией для лица, принимающего решения.  
 
Официальное окончание деятельности рабочей группы, в том числе утверждение лицом, принимающим решение заключительного документа экспертной комиссии, подготовка и утверждение научного и финансового отчетов рабочей группы о проведении исследования, оплата труда экспертов и сотрудников рабочей группы, официальное прекращение деятельности (роспуск) экспертной комиссии и рабочей группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               2. Характеристика методов экспертных  оценок

 
               2. 1. Методы коллективной работы экспертной группы

 
Методы экспертных оценок можно разделить на две группы: методы коллективной работы экспертной группы и методы получения индивидуального мнения членов экспертной группы.  
 
Методы коллективной работы экспертной группы предполагают получение общего мнения в ходе совместного обсуждения решаемой проблемы. Иногда эти методы называют методами прямого получения коллективного мнения. Основное преимущество этих методов заключается в возможности разностороннего анализа проблем. Недостатками методов является сложность процедуры получения информации, сложность формирования группового мнения по индивидуальным суждениям экспертов, возможность давления авторитетов в группе.  
 
Методы коллективной работы включают методы «мозговой атаки», «сценариев», «деловых игр», «совещаний» и «суда».  
 
Метод «мозговой атаки». Методы этого типа известны также под названием коллективной генерации идей, мозгового штурма, дискуссионных методов. Все эти методы основаны на свободном выдвижении идей, направленных на решение проблемы. Затем из этих идей отбираются наиболее ценные.  
 
Достоинством метода «мозговой атаки» является высокая оперативность получения требуемого решения. Основным недостатком его - сложность организации экспертизы, так как иногда невозможно собрать вместе требуемых специалистов, создать непринужденную атмосферу и исключить влияние должностных взаимоотношений.  
 
Метод «сценариев» представляет собой совокупность правил по изложению в письменном виде предложений специалистов по решаемой проблеме. Сценарий представляет собой документ, содержащий анализ проблемы и предложения по ее реализации. Предложения вначале пишут эксперты индивидуально, а затем они согласуются и излагаются в форме единого документа.  
 
Основным преимуществом сценария является комплексный охват решаемой проблемы в доступной для восприятия форме. К недостаткам можно отнести возможные неоднозначность, нечеткость излагаемых вопросов и недостаточную обоснованности отдельных решения.  
 
«Деловые игры» основаны на моделировании функционирования социальной системы управления при выполнении операций, направленных на достижение поставленной цели. В отличие от предыдущих методов, где экспертные оценки формируются в ходе коллективного обсуждения, деловые игры предполагают активную деятельность экспертной группы, за каждым членом которой закреплена определенная обязанность в соответствии с заранее составленными правилами и программой.  
 
Основным достоинством деловых игр является возможность выработки решения в динамике с учетом всех этапов исследуемого процесса при взаимодействии всех элементов общественной системы управления. Недостаток заключается в сложности организации деловой игры в условиях, приближенных к реальной проблемной ситуации.  
 
Метод «совещаний» («комиссий», «круглого стола») - самый простой и традиционный. Он предполагает проведение совещания или дискуссии с целью выработки единого коллективного мнения по решаемой проблеме. В отличие от метода «мозговой атаки» каждый эксперт может не только высказывать свое мнение, но и критиковать предложения других. В результате такого тщательного обсуждения уменьшается возможность ошибок при выработке решения.  
 
Достоинством метода является простота его реализации. Однако на совещании может быть принято ошибочное мнение одного из участников в силу его авторитета, служебного положения, настойчивости или ораторских способностей.  
 
Метод «суда» является разновидностью метода «совещаний» и реализуется по аналогии с ведением судебного процесса. В роли «подсудимых» выступают выбираемые варианты решения; в роли «судей» - лица, принимающие решение; в роли «прокуроров» и «защитников» - члены экспертной группы. Роль «свидетелей» выполняют различные условия выбора и доводы экспертов. При ведении такого «судебного процесса» отклоняются или принимаются те или иные решения. Метод «суда» целесообразно использовать при наличии нескольких групп экспертов, придерживающихся различных вариантов решения.  

Информация о работе Особенности применения метода экспертных оценок в практике исследования систем управления современных организациями