Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:50, курсовая работа
Современная экономика предъявляет новые, более высокие требования к управлению. Вопросы совершенствования методов управления приобретают сейчас очень важное значение, поскольку именно в этой сфере имеются еще большие резервы роста эффективности народного хозяйства. Существенным фактором повышения научного уровня управления является применение при подготовке решений математических методов и моделей. Однако, полная математическая формализация технико-экономических задач часто неосуществима вследствие их качественной новизны и сложности.
Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
1. Сущность экспертных методов исследования систем управления…………………………………………………………………………………………………………5
1.1. Сущность и классификация экспертных методов…………………………………………........................................................................5
1.2 Принципы формирования групп экспертов…………………………………………………………………………………………………………..8
1.3 Основные стадии экспертного опроса………………………………………………………………………………………………………………11
2. Характеристика методов экспертных оценок……………………………………………………………………………………………………………..14
2. 1. Методы коллективной работы экспертной группы……………………………………………………………………………………………………………..14
2.2 Методы получения индивидуального мнения членов экспертной группы…………………………………………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………………………….22
2.2 Методы получения индивидуального
мнения членов экспертной группы
Методы получения
индивидуального мнения членов экспертной
группы основаны на предварительном получении
информации от экспертов, опрашиваемых
независимо друг от друга, с последующей
обработкой полученных данных. К этим
методам можно отнести методы анкетного
опроса, интервью и методы «Дельфи».
Основные
преимущества метода индивидуального
экспертного оценивания состоят в их оперативности,
возможности в полной мере использовать
индивидуальные способности эксперта,
отсутствии давления со стороны авторитетов
и в низких затратах на экспертизу. Главным
их недостатком является высокая степень
субъективности получаемых оценок из-за
ограниченности знаний одного эксперта.
Метод «Дельфи» представляет
собой итеративную процедуру анкетного
опроса. При этом соблюдается требование
отсутствия личных контактов между экспертами
и обеспечения их полной информацией по
всем результатам оценок после каждого
тура опроса с сохранением анонимности
оценок, аргументации и критики.
Процедура
метода включает несколько последовательных
этапов опроса.
На первом
этапе производится индивидуальный опрос
экспертов, обычно в форме анкет. Эксперты
дают ответы, не аргументируя их. Затем
результаты опроса обрабатываются, и формируется
коллективное мнение группы экспертов,
выявляются и обобщаются аргументации
в пользу различных суждений.
На втором
- вся информация сообщается экспертам,
и их просят пересмотреть оценки и объяснить
причины своего несогласия с коллективным
суждением. Новые оценки вновь обрабатываются,
и осуществляется переход к следующему
этапу. Практика показывает, что после
трех-четырех этапов ответы экспертов
стабилизируются, и необходимо прекращать
процедуру.
Достоинством
метода «Дельфи» является использование
обратной связи в ходе опроса, что значительно
повышает объективность экспертных оценок.
Однако данный метод требует значительного
времени на реализацию всей многоэтапной
процедуры.
Динамизм
и новизна современных управленческих
задач, возможность возникновения разнообразных
факторов, влияющих на эффективность решений,
требуют, чтобы эти решения принимались
быстро и в то же время были хорошо обоснованы.
Опыт, интуиция, чувство перспективы в
сочетании с информацией помогают специалистам
точнее выбирать наиболее важные цели
и направления развития, находить наилучшие
варианты решения сложных научно-технических
и социально-экономических задач в условиях,
когда нет информации о решении аналогичных
проблем в прошлом.
Использование
метода экспертных оценок помогает формализовать
процедуры сбора, обобщения и анализа
мнений специалистов с целью преобразования
их в форму, наиболее удобную для принятия
обоснованного решения. Но, следует заметить,
что метод экспертных оценок не может
заменить ни административных, ни плановых
решений, он лишь позволяет пополнить
информацию, необходимую для подготовки
и принятия таких решений. Широкое использование
экспертных оценок правомерно только
там, где для анализа будущего невозможно
применить более точные методы.
Метод проведения
экспертного опроса является своеобразным
интерфейсом между поставленной проблемой
и людьми, решающими эту проблему – экспертами.
Таким образом, от выбора метода проведения
опроса напрямую зависит качество и объективность
экспертной оценки. А областью применения
экспертной оценки является решение современных
задач системного анализа, связанных со
стратегическим планированием и прогнозированием,
выбором и принятием решений, структурным
анализом и распределением ресурсов, поэтому
выбор метода опроса становится трудной
и ответственной задачей.
Сущность
метода экспертных оценок заключается
в проведении экспертами интуитивно-логического
анализа проблемы с количественной оценкой
суждений формальной обработкой результатов.
Получаемое в результате обработки обобщенное
мнение экспертов принимается как решение
проблемы. Комплексное использование
интуиции (неосознанного мышления), логического
мышления и количественных оценок с их
формальной обработкой позволяет получить
эффективное решение проблемы.
При выполнении
своей роли в процессе управления эксперты
производят две основные функции: формируют
объекты (альтернативные ситуации, цели,
решения и т. п.) и производят измерение
их характеристик (вероятности свершения
событий, коэффициенты значимости целей,
предпочтения решений и т. п.). Формирование
объектов осуществляется экспертами на
основе логического мышления и интуиции.
При этом большую роль играют знания и
опыт эксперта.
Характерными
особенностями метода экспертных оценок
как научного инструмента решения сложных
неформализуемых проблем являются, во-первых,
научно обоснованная организация проведения
всех этапов экспертизы, обеспечивающая
наибольшую эффективность работы на каждом
из этапов, и, во- вторых, применение количественных
методов, как при организации экспертизы,
так и при оценке суждений экспертов и
формальной групповой обработке результатов.
Эти две особенности отличают метод экспертных
оценок от обычной давно известной экспертизы,
широко применяемой в различных сферах
человеческой деятельности.
Экспертные
методы непрерывно развиваются и совершенствуются.
Основные направления этого развития
определяются рядом факторов, в числе
которых можно указать на стремление расширить
области применения, повысить степень
использования математических методов
и электронно-вычислительной техники,
а также изыскать пути устранения выявляющихся
недостатков. Несмотря на успехи, достигнутые
в последние годы в разработке и практическом
использовании метода экспертных оценок,
имеется ряд проблем и задач, требующих
дальнейших методологических исследований
и практической проверки. Необходимо совершенствовать
систему отбора экспертов, повышение надежности
характеристик группового мнения, разработку
методов проверки обоснованности оценок,
исследование скрытых причин, снижающих
достоверность экспертных оценок. Однако,
уже и сегодня экспертные оценки в сочетании
с другими математико-статистическими
методами являются важным инструментом
совершенствования управления на всех
уровнях.
Список использованной