Отбор и прием персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 08:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является подробное изучение технологий, принципов и методов профессионального найма и отбора персонала организации.
Задачи работы:
1.Проанализировать особенности профессионального найма и отбора персонала организации;
2. Проанализировать эффективность различных методов найма и отбора персонала

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Особенности найма и отбора персонала в организацию
1.1. Методы исследования системы найма персонала
1.2. Процесс найма персонала
1.3. Понятие и особенности отбора кандидатов при приеме на работу
1.4. Методы определения критериев отбора
1.5. Ступени процесса отбора персонала
1.6. Методы сбора информации, требующейся для принятия решения при отборе
1.7. Собеседование как основной метод отбора персонала
1.8. Система оценки кандидатов
1.9. ошибки при оценке кандидатов и способы их избежать
1.10. Процедуры принятия окончательного решения
Глава 2. Анализ организационных аспектов системы найма и отбора персонала персонала на примере ООО «Иванов»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Процесс найма и отбора в организации ООО «Иванов»
2.3. Недостатки в действующей системе найма персонала
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Отбор и прием персонала.docx

— 218.12 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. Особенности найма и отбора персонала в организацию

1.1. Методы исследования системы найма персонала

1.2. Процесс найма персонала

1.3. Понятие и особенности отбора кандидатов при приеме на работу

1.4. Методы определения критериев  отбора 

1.5. Ступени процесса отбора персонала

1.6. Методы сбора информации, требующейся  для принятия решения при отборе

1.7. Собеседование как основной  метод отбора персонала

1.8. Система оценки кандидатов

1.9. ошибки при оценке кандидатов  и способы их избежать

1.10. Процедуры принятия окончательного  решения 

Глава 2. Анализ организационных аспектов системы найма и отбора персонала персонала на примере ООО «Иванов»

2.1. Краткая характеристика предприятия

2.2. Процесс найма и отбора в организации ООО «Иванов»

2.3. Недостатки в действующей системе найма персонала

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

Приложение А

Приложение Б

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Стратегия функционирования и развития любого предприятия (организации) не возможна без персонала. Для того чтобы обеспечить эффективное функционирование предприятия, должна быть сформирована сильная команда, способная поддерживать его высокий профессиональный авторитет.

Основным структурным  подразделением по управлению кадрами  в организации является отдел  кадров, на который возложены функции  по приему, отбору, оценке и увольнению кадров, а также по организации  обучения, повышения квалификации и  переподготовки кадров. Для выполнения последних функций нередко создаются  отделы подготовки кадров или отделы технического обучения.

Службы управления персоналом, как правило, имеют низкий организационный  статус, являются слабыми в профессиональном отношении, а значит система менеджмента  в процессе найма, отбора и оценки персонала на многих предприятиях сферы  производства и сферы услуг, далека от совершенства и требует постоянного  пересмотра и корректировок.

Целью курсовой работы является подробное изучение технологий, принципов  и методов профессионального  найма и отбора персонала организации.

Задачи работы:

1.Проанализировать особенности  профессионального найма и отбора  персонала организации;

2. Проанализировать эффективность  различных методов найма и  отбора персонала 

Объектом исследования курсовой работы являются технологии найма и отбора персонала, а предметом, непосредственно, персонал организации.

Для того, чтобы построить  эффективную систему найма и  отбора персонала, прежде всего, важно  понять ее место в общей системе  управления человеческими ресурсами  организации. Эффективный найм и отбор начинается с точной характеристики работы, т.е. с анализа работы конкретной должности. Далее составляется должностная инструкция, на основании которой формулируются требования к кандидатам. Одним из важных этапов является рекламирование работы, т.е. привлечение кандидата. Собеседование все еще сохраняет свою популярность как один из самых важных элементов процесса найма и отбора персонала. В ходе собеседования можно познакомиться с кандидатом поближе, т.е. узнать его личные качества, манеры поведения. На основании собранных сведений уже происходит принятие решения о выборе потенциального работника, но даже полное наличие элементов найма и отбора не дают точной информации о нанимаемом человеке.

В виду своей актуальности проблематика темы отбора персонала  все чаще появляется в заголовках различных периодических и учебных  изданий, а так же в ресурсах сети Интернет опубликованы разработки исследователей в данной области: Десслер Гари, В. Малешин, Купер Доминик, но несмотря на то, что эта тема исследована достаточно глубоко, появляются новые разработки и дополнения к методикам найма и отбора персонала.  

1 ОСОБЕННОСТИ НАЙМА  И ОТБОРА ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИЮ

1.1. Методы исследования  системы найма персонала

Методы исследования –  это способ достижения цели. Выбор  метода исследований связан как со сложностью решаемой проблемы, так  знаниями, опытом, квалификацией и  интуицией менеджера – исследователя. Сегодня, в связи с развитием  компьютерных технологий обработки  информации, менеджеру доступен практически  весь арсенал средств и методов, разработанный в различных областях знаний. Совершенно естественно, что  каждый этап проведения исследований (в силу своей специфики) может  потребовать использования совершенно различных методов обработки  информации и методов принятия решений (или их комбинаций). От правильности выбора метода исследования зависит  получение достоверных и полных результатов исследования возникших  в организации проблем.

Метод декомпозиции позволяет  расчленить сложные явления на более  простые. Чем проще элементы, тем  полнее проникновение вглубь явления  и определение его сущности. Например, систему управления персоналом можно  расчленить на подсистемы, подсистемы на функции, функции – на процедуры, процедуры на операции.

Метод структуризации целей  предусматривает количественное и  качественное обоснование целей  организации  в целом и целей  системы управления персоналом с  точки зрения их соответствия целям  организации. При структуризации должны быть обеспечены взаимоувязка, полнота, сопоставимость целей разных уровней управления персоналом.

Балансовый метод позволяет  произвести балансовые сопоставления, увязки. Например, сравниваются результаты обработки фотографий рабочего дня  и технологических карт выполнения управленческих операций и процедур с действительным фондом рабочего времени  их выполнения.

Метод изучения документов. Всякое управление связано с движением  информации, которая фиксируется  в документах.  В тех фирмах, где исследованию управления персоналом уделяется серьезное внимание, систему  информационного обеспечения управления ориентируют не только на решение  текущих проблем, но и на исследование управления персоналом.

В практике исследования широко используются методы социологических  исследований – наблюдение, интервьюирование, анкетирование, если они подготовлены и проведены достаточно корректно, дают богатую информацию для исследования системы управления персоналом.

Весьма часто используется метод экспертных оценок. Многие проблемы управления только этими методами и  можно исследовать. Например, качество управления персоналом, угрозы и преимущества системы управления персоналом и  так далее.

Безошибочное определение  потребности в персонале (исходя из определения оптимальной численности  персонала) служит предпосылкой того, что сотрудники будут находиться в распоряжении организации в  соответствии с ее количественными, качественными, временными и территориальными потребностями. Таким образом, устраняются  конфликты, которые могли бы возникнуть из-за дисбалансов в вышеперечисленных  областях. Особо важную роль определение  потребности в персонале призвано играть в качестве «системы ранней диагностики»: оно позволяет заранее  идентифицировать угрожающие дисбалансы в сфере персонала и оставляет  достаточно времени для разработки и реализации решений, рассчитанных на достижение равновесия интересов. В  общем виде подходы к найму  персонала, методы его отбора и привлечения  представлены на рис. 1[1]

Преимущества набора персонала  за счет внутренних источников в том, что возможности работника уже  известны, у него есть определенная репутация, и он должен дорожить ею. Затраты на переподготовку или повышение  квалификации работника, как правило, ниже, чем на найм. Кроме того, продвижение работника по службе становится примером реализации возможностей для его коллег,  и они стремятся работать лучше.

Однако этот источник набора кадров имеет и свои негативные стороны: осложняются межличностные взаимоотношения  работников,  часто ухудшается отношение  к работнику со стороны его  бывших коллег, возникает угроза застоя в организации.

Найм персонала за счет внешних источников обычно позволяет сделать выбор из большого числа кандидатов. Новые сотрудники вносят в организацию новые идеи и приемы работы. Предотвращается угроза межгрупповых интриг внутри организации. Но нельзя забывать и о недостатках этого источника:

1. Возможности новых  работников точно не известны;

2. Менеджеры, пришедшие  со стороны, переживают обычно  долгий период адаптации. 

3. Приход работника со  стороны (особенно руководителя) ухудшает моральный климат среди  ветеранов;

4. Привлечение работников  со стороны – во многих странах  дорогой источник.

В процессе найма производится оценка персонала.

Фактически оценка при  найме – это одна из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов организации[2]

Деловая оценка персонала  – целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик  человека требованиям должности  или рабочего места[3]

1.2. Процесс найма персонала 

Персонал деловой организации  – состав трудовых ресурсов, определенный по количеству и качеству, необходимый  для достижения организацией ее целей[4]

Цель найма персонала  состоит в создании резерва кандидатов на все рабочие места с учетом, в том числе и будущих организационных  и кадровых изменений, увольнений, перемещений, уходов на пенсию, окончаний сроков контрактов, изменений направлений  и характера производственной деятельности.

Если говорить кратко, то задача службы персонала состоит  в осуществлении контроля за соответствием  кадрового состава организации  стоящим перед ней производственными  задачами.

Различают понятия «набор»  и  «найм кадров». Набор кадров – массовое привлечение на работу персонала в какую-либо организацию. Набор кадров предполагает системный подход к реализации нескольких этапов, осуществляемых в рамках процесса найма персонала:

Общий анализ потребности (настоящей и будущей) в кадрах;

Формулирование требований к персоналу – точное определение  того, кто нужен организации, путем  анализа работы (рабочего места, должности), подготовки описания этой работы, а  также определение сроков и условий  набора;

Определение основных источников поступлений кандидатов;

Выбор методик оценки и  отбора кадров

Найм на работу – это ряд действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией. Это комплекс организационных мероприятий, включающий все этапы набора кадров, а также оценку, отбор кадров и прием сотрудников на работу[5] .

Некоторые специалисты  в области управления персоналом рассматривают этот процесс до окончания  этапа введения в должность, т.е. до того момента, когда новые сотрудники органично впишутся в конкретный трудовой коллектив и организацию  в целом.

Найм кадров в организациях осуществляют работники отдела кадров (менеджеры по персоналу).

Научно-методические принципы найма персонала представлены в  таблице 1.

Научно-методически обоснованныйнайм кадров позволяет избежать главной и широко распространенной ошибки – субъективности оценки кандидата, сильного влияния первого впечатления о человеке на последующее решение о его приеме на работу.

Ключевым звеном в процессе найма персонала можно назвать  определение адекватных требований к кандидатам. Хорошей основой  для разработки таких требований является специальное психологическое  исследование – профессиография, технология изучения требований профессии к личным и деловым качествам, профессиональным знаниям и умениям. Объем, глубина и детальность их изучения зависят от заказа руководства фирмы. Результатом является профессиограмма (приложение А)

В современных условиях получило развитие такое направление  профессиографии, как акмеография. Акмеографический подход, базируясь на продуктивных основах профессиографии, охватывает, кроме ролевых характеристик персонала, и субъективные стороны его труда: профессиональные позиции, индивидуальные особенности деятельности. Примечательной особенностью акмеографического подхода выступает его ориентированность на выявление и продуктивное развитие творческого потенциала человека[6].

Схема найма работника  в организацию приведена на рисунке 3.

Состав мероприятий при  приеме на работу представлен в таблице 2[7].

Таблица 2 - Мероприятия  при найме на работу

1.3. Понятие и особенности  отборакандидатов при приеме  на работу

Отбор персонала - это процесс  изучения психологических и профессиональных качеств работника с целью  установления его пригодности для  выполнения обязанностей на определенном рабочем месте или должности  и выбора из совокупности претендентов наиболее подходящего с учетом соответствия его квалификации, специальности, личных качеств и способностей характеру  деятельности, интересам организации  и его самого.[8] Отбор персонала  необходимо отличать от подбора персонала.

Привлечение и отбор  кадров является одной из центральных  функций управления, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование  любых видов ресурсов (экономисты традиционно выделяют три вида ресурсов: капитал, труд и земля, в смысле ресурсы), имеющихся в распоряжении организации, и именно от людей в конечном счете  зависит ее экономические показатели и конкурентоспособность.

Часто руководители основное внимание обращают на финансовые, производственные вопросы, вопросы материально-технического обеспечения или сбыта готовой  продукции, не уделяя достаточного внимания людям, которые обеспечивают работу организации по всем этим направлениям. Ошибки при подборе персонала - особенно когда речь идет об отборе кандидатов на руководящие должности - слишком  дорого обходятся организации. Потери организации от принятия ошибочных  решений, аварий, травматизма и брака - это только часть тех расходов, которые приходится нести в результате неудовлетворительной работы по отбору новых работников.

Поиск и отбор кадров традиционно рассматривается как  функция кадровых служб. Однако эффективный  процесс отбора всегда требует участия  в нем руководителей тех подразделений, для которых набираются новые  работники. Здесь необходимо знание основных принципов и процедур, используемых при отборе кадров, и обладание  нужными для этого навыками. Особенно это актуально для небольших  организаций, где набор кадров осуществляется в основном первым руководителем  или руководителями подразделений.

Информация о работе Отбор и прием персонала