Отбор и прием персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 08:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является подробное изучение технологий, принципов и методов профессионального найма и отбора персонала организации.
Задачи работы:
1.Проанализировать особенности профессионального найма и отбора персонала организации;
2. Проанализировать эффективность различных методов найма и отбора персонала

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Особенности найма и отбора персонала в организацию
1.1. Методы исследования системы найма персонала
1.2. Процесс найма персонала
1.3. Понятие и особенности отбора кандидатов при приеме на работу
1.4. Методы определения критериев отбора
1.5. Ступени процесса отбора персонала
1.6. Методы сбора информации, требующейся для принятия решения при отборе
1.7. Собеседование как основной метод отбора персонала
1.8. Система оценки кандидатов
1.9. ошибки при оценке кандидатов и способы их избежать
1.10. Процедуры принятия окончательного решения
Глава 2. Анализ организационных аспектов системы найма и отбора персонала персонала на примере ООО «Иванов»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Процесс найма и отбора в организации ООО «Иванов»
2.3. Недостатки в действующей системе найма персонала
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Отбор и прием персонала.docx

— 218.12 Кб (Скачать файл)

Использование квалификационной карты дает возможность структурированной  оценке кандидатов (по каждой характеристике) и сравнения кандидатов между  собой. В настоящее время подбором персонала занимается заместитель  директора совместно с руководителями подразделений, нуждающихся в новых  сотрудниках.

         Определив требования к кандидату,  сотрудники службы управления  персоналом приступают к привлечению  кандидатов, используя несколько  методов:

1.     Поиск внутри  организации. Прежде чем выйти  на рынок труда, сначала пробуют  искать среди своих сотрудников,  обращаясь к начальникам подразделений  с просьбой выдвинуть кандидатов  и анализируя личные дела с  целью подбора сотрудников с  требуемыми характеристиками.

2.     Объявления  в средствах массовой информации. Для привлечения кандидатов размещает  объявления в специализированных  газетах и рубриках. Преимуществом  данного метода является широкий  охват населения при относительно  низких первоначальных издержках.  А недостатком является обратная  сторона преимущества: огромный  наплыв кандидатов, большинство  из которых не обладает требуемыми  характеристиками.

Но не существует универсального метода  подбора кандидатов, поэтому  сотрудники службы управления персоналом используют различные методы в зависимости  от вакантной должности.

Таким образом, совокупность источников подбора персонала в  ООО «Иванов»представлена в таблице 6.

Подбор кандидатов является основой для следующего этапа  – отбора будущих сотрудников  организации, который начинается с  анализа списка кандидатов с точки  зрения их соответствия требованиям  организации к будущим сотрудникам.

Задача первичного отбора и оценки  состоит в определении  ограниченного числа кандидатов, с которыми организация могла  бы работать индивидуально. На этом этапе  сотрудники службы управления персоналом проводят индивидуальные собеседования  с отобранными кандидатами. Цель этих собеседований заключается  в оценке степени соответствия кандидата  портрету «идеального» сотрудника, его  способности выполнять требования должностной инструкции, способности  адаптироваться в организации и  т.д.

На основе собеседований (с сотрудником службы управления персоналом, а затем с начальником  подразделения) выбирают кандидата, который  наиболее подходит для этой должности.

После этого выбранного сотрудника принимают на работу с  испытательным сроком (от 1 до 3-х  месяцев), давая возможность руководству  оценить кандидата непосредственно  на рабочем месте без принятия на себя обязательств по его постоянному  трудоустройству. Если по истечении  испытательного срока у руководства  нет претензий к новому сотруднику, он принимается на постоянную работу.

В данный момент подбор персонала  для ООО «Иванов»актуален, так как предприятие расширяется, открываются новые направления, для обслуживания которых требуются новые сотрудники, также по причине постоянно существующей текучести кадров в магазине. Самые распространенные вакансии – менеджеры, поскольку специалисты данного профиля составляют основу персонала магазина.

Поиск менеджеров и другого  персонала фирмы производится главным  образом посредством СМИ.. При  отборе и оценке кандидатов для работы в  магазине проводится всего один этап собеседования с заместителем директора, который, как отмечалось выше, частично выполняет функции  менеджера по персоналу. Собеседование  носит неформальный характер и длится примерно 15 минут. В ходе собеседования  выясняются личные данные кандидата, опыт его работы, причину увольнения с  последнего места работы. Особое внимание уделяется внешнему виду претендента  и умению грамотно и дружелюбно общаться. Анкетирование или тестирование не проводится. Также не производится анализ вопросов соискателя. Рекомендации с предыдущего места работы не требуются. Изредка замдиректора звонит на предыдущее место работы соискателя для выяснения его характеристик. По результатам личного впечатления  администратора от собеседования принимается  решение о выходе сотрудника на работу или в отказе ему.

В случае если кандидат удовлетворяет  предприятие по требованиям, предъявляемым  к вакантной должности, производится оформление на работу – осуществляется процесс найма.

2.3 Недостатки в действующей  системе найма персонала.

В результате анализа действующей  системы найма персонала в  ООО «Иванов»мною  были отмечены следующие недостатки, препятствующие развитию компании:

1.В компании отсутствует  менеджер по набору персонала,  в настоящее время набором  персонала занимается заместитель  директора совместно с начальниками  подразделений,  которые  нуждаются  в новом сотруднике.

2. Основу системы отбора  претендентов на вакантную должность  составляет одноэтапное собеседование.

3. На фирме отсутствует  анкетирование и тестирование.

4. В качестве критерия  отбора не применяется практика  работы с рекомендациями с  предыдущих мест работы, отсутствие  проверки претендентов службой  безопасности.

Таким образом, действующая  система отбора персонала в ООО «Иванов»требует принятия корректирующих мер, принятие которых позволит значительно улучшить эффективность найма работников.

При отборе кандидатов для  работы в фирме необходимо проводить  два этапа собеседования. На первом этапе необходимо оценить уровень  стрессоустойчивости - важнейшее качество, необходимое для работы в сфере  услуг.

Второй этап собеседования  должен проводить начальник службы, в которую устраивается новый  сотрудник, и его будущий непосредственный руководитель. Они оценивают профессиональные навыки

Наряду с этим руководству  ООО «Иванов» целесообразно внедрять новые методы эффективного отбора персонала:

Так же необходимо ввести тестирование. Они могут быть различными – на способности и склонности, личностные опросники, тесты на интересы, проективные  методики. Несомненно, для каждой специальности  должен быть определен свой набор  методик, позволяющих выявить различные  проблемы кандидата, его способности,  навыки и знания.

Отбирая кандидатов целесообразно  подготовить и провести групповое  собеседование. Этот вариант отбора кандидатов очень удобен, если претендентов на вакансии достаточно много. В группе проще определить преимущества одних кандидатов перед другими, особенно при оценке коммуникативных навыков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Персонал деловой организации  –  это определенный по количеству и качеству состав трудовых ресурсов, необходимый для достижения организацией ее целей. Управлять персоналом значит планировать, организовывать, осуществлять мотивацию и контроль за формированием, распределением, перераспределением и  использованием кадров организации. Основной целью управления персоналом является использование с наибольшей эффективностью его потенциала для достижения целей  организации.

Найм персонала – важный этап в работе с кадрами, включающий расчет потребности, построение моделей рабочих мест, профессиональный отбор кадров и формирование резерва. Для оценки профессиональной пригодности работников используются различные методы: изучение личных документов,  беседа, анкетирование, тестирование, испытательный срок. Все большее признание получает метод профессиограмм.

Профессиональный отбор  кадров содержит основные этапы изучения потенциала работника и работы кадровой комиссии. Формирование резерва кадров осуществляется за счет внутренних и  внешних источников на основе научного подхода к изучению потенциала человека и его служебной карьеры.

Для того чтобы обеспечить организацию необходимым кадровым ресурсом, важно разработать адекватную задачам ситуацию во внешней среде  и технологии деятельности, структуру  фирмы, рассчитать потребность в  персонале.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Травин В.В., Дятлов  В.А. Менеджмент персонала предприятия:  Учеб.-практ. Пособие. 3-е изд. – М., Дело, 2007. – 648 с.

2. Дятлов В.А. Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов экономических вузов и факультетов / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., ПРИОР, 2007. – 568 с.

3. Егоршин А.П. Управление  персоналом: Учебник для вузов. 3-е  изд. Н. Новгород: НИМБ, 2006. – 468 с.

4. Управление персоналом  организации: Учебник / Под ред.  А.Я. Кибанова. 2-е изд. Доп. И перераб. – М., ИНФРА-М, 2006. – 542 с.

5. Управление организацией / Под ред. Гунина В.Н., - М., Инфра-М, 2007. – 652 с.

6. Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. - М., ООО «Журнал «Управление персоналом», 2006. – 268 с.

            7. Саакян А. М, Зайцев А. П., Лашманова О. Н. Управление персоналом в организации.- СПб.: Питер, 2001

            8. Моргунов Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. - М., 2005

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Пример профессиограммы торгового представителя

ПРОФЕССИОГРАММА ТОРГОВОГО  ПРЕДСТАВИТЕЛЯ

Содержание и основные операции (действия)

Поиск клиентов, заключение договоров на поставку продукции. Отслеживание в дальнейшем своевременности поставок и оплаты за отгруженную продукцию, проведение инкассации с клиентами. Контакты с лицами, отвечающими за поставки продукции в торговые точки. Оформление сопроводительной документации, еженедельная отчетность о проделанной  работе.

Условия и характер труда

Работа строится по территориальному признаку, индивидуальная работа в  рамках выделенного района г. Москвы, свободный график работы, рабочий день не регламентирован. Работа связана с постоянным общением, налаживанием деловых контактов, рекламированием продукции.

Критерии эффективности:

1. Объем продаж

2. Отсутствие жалоб клиентов

3. Минимизация клиентов-должников

4. Максимальный охват  всех торговых точек, имеющихся  в районе

Знания

Знание правил оформления договорной документации, приемов привлечения  клиентов, культура ведения переговоров  на различных уровнях, культура труда, служебной этики и психологии поведения. Досконально знать продаваемый  товар, рынок сбыта данной продукции, а также информацию о товарах  и услугах фирмы.

Умения и навыки

Умение находить клиентов, входить в контакт с любыми типами клиентов как непосредственно, так и по телефону, умение анализировать  и систематизировать полученную информацию, планировать свою работу. Грамотно использовать жестикуляцию и  голос, создавая доверительную атмосферу, поддерживать престиж фирмы. Умение заинтересовать продукцией.

Интересы и склонности

Широкий кругозор, эрудиция, азартность, общительность, достаточный  уровень активности поведения, склонность к убеждению и лидерству.

Профессионально важные качества

Коммуникабельность, стрессоустойчивость, бесконфликтность, активность, вежливость, настойчивость в достижении цели, наблюдательность, прекрасная память, выносливость (физическая и моральная), лидерские качества. Аккуратность в  одежде. Приятный голос и хорошая  дикция. Способность воспринимать и  перерабатывать большие объемы информации.

Рекомендуемые методики тестирования при отборе

   Тест Айзенка, тест на уровень притязаний, Томаса, КОС и др

Медицинские противопоказания

Полиартрит, ревматизм, нарушение  слуха, зрения, речи, невротические  нарушения, атеросклероз, сильные внешние  дефекты.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Пример квалификационной карты менеджера по персоналу


Информация о работе Отбор и прием персонала