Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 15:06, отчет по практике
Целью данной практики является не только изучение практических ситуаций, но и сбор и анализ материала, необходимого для будущего дипломного проекта
Задачами преддипломной практики является:
- ознакомление с организацией: его структурой, основными функциями управленческих и производственных подразделений;
- непосредственное участие в текущей деятельности предприятия;
- подбор и систематизация материалов для выполнения дипломного проекта.
Сравнивая основные показатели хозяйственной деятельности предприятия за 2011 и 2012 годы можно отметить, что объем производства в сопоставимых оптовых ценах уменьшился на 2,89 %, а в фактических оптовых ценах увеличился на 35,2%.Остатки готовой продукции растут (с 213% до 269%) это связано с тем, что объемы реализации меньше объемов производства. Заработная плата в 2012 году увеличилась на 46,8% по сравнению с 2011 годом, что объясняется увеличением объёмов выпуска и реализации продукции, техническим совершенствованием производства и ростом производительности труда, ростом объёма реализации продукции на экспорт, совершенствованием организации труда и заработной платы. Рентабельность производства растет, рентабельность реализованной продукции также увеличивается, но и кредиторская задолженность растет, это связано с тем, что предприятие ежемесячно берет кредиты на выплату заработной платы.
2.1 Анализ объема реализации продукции
От объема продаж зависят финансовые результаты предприятия, его финансовое положение, платежеспособность и т.д.
На изменение объема продаж влияют многочисленные факторы, которые представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Факторы, влияющие на объемы продаж
Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс продукции, который представлен в таблице 6.
Таблица 6 - Анализ факторов изменения объема реализации продукции
Показатель |
Сумма в фактических ценах, млн.р. |
|||
2010 |
2011 |
2012 |
+, - | |
1 Остаток готовой продукции |
2013,0 |
3252,0 |
4587,0 |
+ |
Продолжение таблицы 2 |
||||
2 Выпуск продукции |
17668,0 |
23985,0 |
32429,0 |
+ |
3 Остаток готовой продукции на конец года |
3252,0 |
4587,0 |
7274,0 |
+ |
4 Отгрузка продукции за год (п.1+п.2-п.3) |
16429,0 |
2265,0 |
28105,0 |
+ |
5 Остаток товаров, отгруженных покупателям: |
||||
5.1 на начало года |
1842,0 |
4223,0 |
3194,0 |
+, - |
5.2 на конец года |
||||
6 Реализация продукции (п.4+п.5.1-п5.2) |
14587,0 |
18727,0 |
24911,0 |
+ |
Из таблицы видно, что план производства и реализации продукции выполнен за счет роста выпуска готовой продукции. Отрицательное влияние на объем продаж оказали следующие факторы: увеличение остатков готовой продукции на складе предприятия, а также рост остатков отгруженных товаров на начало года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия.
Как было установлено в процессе анализа, причина образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями тривиальна – низкая платёжеспособность потребителей. Вместе с тем, как следует из представленных данных предприятием, проводится определённая работа по улучшению платёжной дисциплины. В частности, отгрузка стала производиться только в день оплаты. Рост остатков готовой продукции на складах предприятия связаны с тем, что предприятие не может реализовать запасы выпущенных ранее изделий.
2.2 Анализ себестоимости
С целью изучения финансовых результатов деятельности предприятия «Борисовский хрустальный завод» рассмотрим состав и структуру себестоимости по статьям затрат за 2010-2012 годы, изучив приведенные в таблице 7 сведения:
Таблица 7 - Состав и структура себестоимости товарной продукции ПРУП «Борисовский хрустальный завод» по статьям затрат
Статьи затрат |
2010 год |
2011 год |
2012 год | ||||||
Сумма, млн. р. |
Затраты на 1 руб., коп. |
Уд. вес, % |
Сумма, млн. р. |
Затраты на 1 руб., коп. |
Уд. вес, % |
Сумма, млн. р. |
Затраты на 1 руб., коп. |
Уд. вес, % | |
1 Сырьё |
11923 |
67,4 |
20,5 |
13436 |
56 |
16,9 |
23371 |
72 |
24,6 |
2 Вспомогательные материалы |
1767 |
9,9 |
3,0 |
1866 |
7,6 |
2,3 |
2659 |
8,3 |
2,8 |
3 Топливо, энергия |
1100 |
6 |
1,9 |
407 |
1,5 |
0,5 |
704 |
2,2 |
0,7 |
4 Работы и услуги сторонних организаций |
2582 |
14,4 |
4,4 |
3020 |
12,5 |
3,8 |
4140 |
12,9 |
4,4 |
5 Прочие материальные затраты |
2019 |
11,4 |
3,5 |
5234 |
21,7 |
6,6 |
883 |
2,6 |
0,9 |
6 Расходы на оплату труда |
16563 |
93 |
28,5 |
25542 |
106,6 |
32,1 |
30441,9 |
93,7 |
32,1 |
7 Отчисления на социальные нужды |
6216 |
35 |
10,7 |
8967 |
37,3 |
11,3 |
9946 |
30,8 |
10,5 |
8 Общепроизводственные расходы |
6531,8 |
36,9 |
11,2 |
8265 |
34,2 |
10,4 |
10968 |
33,9 |
11,6 |
9 Общехозяйственные расходы |
7238,8 |
41,1 |
12,4 |
10331,8 |
43 |
13,0 |
8851 |
27,4 |
9,3 |
10 Потери от брака |
11,4 |
0,07 |
0,02 |
15,2 |
0,07 |
0,02 |
15,2 |
0,03 |
0,02 |
11 Производ- ственная себестоимость |
55956,1 |
316,5 |
96,1 |
77088 |
321,5 |
97,0 |
91983,6 |
283,8 |
97,0 |
12 Коммер- ческие расходы |
2244,1 |
12,5 |
3,9 |
2384 |
9,9 |
3,0 |
2844,9 |
8,7 |
3,0 |
13 Полная себестоимость |
58200,3 |
329,5 |
100,0 |
79472,7 |
331,4 |
100,0 |
94828,5 |
292,5 |
100,0 |
Исходя из приведенных данных в таблице 6, 7 можно сделать ряд выводов:
- Затраты на производство
- Основными статьями
- Полная себестоимость товарной продукции в 2010 году, увеличившись в 2011 году до 36,6 %. В 2012 году данный показатель вырос в относительном выражении (к уровню прошлого года) на 19,3 %.
- Удельный вес производственной
себестоимости в структуре
Таким образом, уже на основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что, несмотря на увеличение себестоимости готовой продукции, эффективность деятельности предприятия выросла в 2012 году по сравнению с ситуацией в 2010 году.
Однако на этом же этапе анализа необходимо и определить факторы, которые обеспечили увеличение себестоимости готовой продукции, так как именно сокращение затрат позволяет в большинстве случаев достичь максимального увеличения прибыли от реализации предприятия.
Увеличение затрат на производство продукции было связано как с ростом общего количества реализуемой продукции, так и удельных переменных затрат на единицу продукции, а также с ростом постоянных расходов (накладных расходов). Информация о затратах, сгруппированная по основным видам расходов (переменным и постоянным) в разрезе основных статей затрат приведена в таблице 8:
Таблица 8 - Группировка статей затрат на постоянные и переменные расходы, необходимая для проведения факторного анализ себестоимости продукции
Показатель |
2010 |
2011 |
2012 |
1 Количество выпущенной |
7 335,0 |
7 809,0 |
7 464,6 |
2 Переменные затраты, всего, млн. рублей, в том числе: |
42156,7 |
58494,6 |
72168,5 |
2.1 Сырьё |
11923 |
13436 |
23371 |
2.2 Вспомогательные материалы |
1767 |
1866 |
2659 |
2.3 Топливо, энергия |
1100 |
407 |
704 |
2.4 Работы и услуги сторонних организаций |
2582 |
3020 |
4140 |
2.5 Прочие материальные затраты |
2019 |
5234 |
883 |
2.6 Расходы на оплату труда |
16563 |
25542 |
30441 |
2.7 Налоги, отчисления и на социальные нужды |
6213 |
8967 |
9946 |
2.8 Потери от брака |
11 |
15 |
15 |
2 а) удельные переменные расходы, млн. рублей на 1 ед. продукции (стр.2 / стр.1) |
5,7 |
7,6 |
9,5 |
3. Постоянные затраты (накладные расходы) |
13770 |
18596 |
19819 |
3.1 Общепроизводственные расходы |
6531 |
8265 |
10968 |
3.2 Общехозяйственные расходы |
7238 |
10331 |
8851 |
4 Всего затраты на производство
(производственная себестоимост |
55956 |
77088 |
91983 |
5 Коммерческие расходы |
2244 |
2384 |
2844 |
6 Полная себестоимость |
58200 |
79472 |
94826 |
Для проведения анализа показателя производственной себестоимости используем следующую факторную модель:
,
где ПС – производственная себестоимость товарной продукции;
– количество выпущенной
– удельные переменные
А – постоянные расходы на весь выпуск продукции (в млн. р.).
2.3 Анализ финансового состояния предприятия
Одним из показателей, характеризующих финансовое состояние организации, является её платежеспособность, т.е. возможность наличными денежными ресурсами погашать свои платежные обязательства. Платежеспособность является внешним проявлением финансового состояния организации, его устойчивости.
Анализ платежеспособности необходим не только для организации с целью оценки и прогнозирования финансовой деятельности, но и для внешних инвесторов (банков). Оценка платежеспособности внешними инвесторами осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов, которая определяется временем, необходимым для превращения их в денежные средства.
Сущность ликвидности состоит в том, чтобы для покрытия краткосрочных обязательств имелись или могли быть добыты средства, достаточные для предотвращения задержки в платежах. Платежеспособность (в узком смысле слова) – это такое состояние организации, когда оно располагает в данный момент средствами, достаточными для уплаты по обязательствам, требующим немедленного погашения. Если ликвидность – состояние средств субъектов хозяйствования, при котором могут быть добыты средства для погашения, то есть, допускается погашение обязательств в течение некоторого промежутка времени, то платежеспособность – это способность погасить свои обязательства немедленно, и в этом случае не допускается наличие промежутка времени.
Одно из условий ликвидности организации – ликвидность активов, предполагающая их мобильность и способность при необходимости быть преобразованными в денежную наличность. Степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов.
Для оценки финансового положения предприятия в отечественной практике анализа финансовой положения организации рекомендуется составлять баланс ликвидности.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированных по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков .
Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается ликвидным, если имеют место следующие соотношения (формула 2):
А1 > П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 < П4. (2)
В зависимости от степени ликвидности активы и пассивы организации разделяются на группы в соответствии со специальной методикой. К наиболее ликвидным активам относятся денежные средства и финансовые вложения. Быстрореализуемые активы – это краткосрочная дебиторская задолженность. Медленно реализуемые активы – запасы, налоги по приобретенным активам, долгосрочная дебиторская задолженность и прочие оборотные активы. К труднореализуемым активам относятся внеоборотные активы предприятия. В составе пассивов выделяют наиболее срочные обязательства (краткосрочную кредиторскую задолженность), краткосрочные пассивы (краткосрочные заемные средства и кредиты банков, подлежащие погашению в течение года после отчетной даты и прочие краткосрочные обязательства), долгосрочные пассивы (долгосрочные кредиты и займы) и постоянные пассивы (собственный капитал предприятия).
Таблица 9 - Оценка степени текущей платежеспособности ПРУП «Борисовский хрустальный завод» на основе сопоставления активов по степени ликвидности и пассивов по степени срочности погашения
Активы |
На начало года, млн. р. |
На конец года, млн. р. |
Пассивы |
На начало года, млн. р. |
На конец года, млн. р. |
Вывод о выполнении неравенств |
А1 |
68358 |
278 |
П1 + П2 |
58255 |
72967 |
Неравенство А1 > (П1 + П2) не выполняется на конец периода, платежеспособность – не абсолютная (реальная) |
А1 + А2 |
77219 |
3325 |
П1 + П2 |
58255 |
72967 |
Неравенство (А1 + А2) > (П1 + П2) не выполняется, платежеспособность – не гарантированная |
А1 + А2 + А3 |
112106 |
45668 |
П1 + П2 |
58255 |
72967 |
Неравенство (А1 + А2 + А3) > (П1 + П2) выполняется на конец периода, платежеспособность – потенциальная, на конец года неравенство не выполняется – у предприятия отсутствует собственный оборотный капитал |