Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:19, курсовая работа
Целью данной работы является разработка теоретических и прикладных аспектов совершенствования управления инновационной деятельностью предприятия на основе системы показателей оценки его инновационного потенциала.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятия инновации и инновационная деятельность предприятия, принципы ее функционирования.
Исследовать подходы к определению инновационного потенциала предприятия, уточнить его содержание и структуру.
Провести сравнительный анализ существующих методических подходов к оценке инновационного потенциала предприятия.
Введение
1. Теоретические и методические основы инновационного потенциала
1.1 Инновация: теоретический анализ понятия
1.2 Понятие, структура и функции инновационного потенциала
2. Исследование и оценка инновационного потенциала на примере Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров
2.1 Характеристика предприятия и исследование проблем инновационной деятельности Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров
2.2 Оценка инновационного потенциала Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров
2.3 Оценка профессиональных и деловых качеств персонала Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров
3. Совершенствование системы управления инновационной деятельностью Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров
Заключение
Список литературы
Целью оценки инновационного потенциала является возможность определения направлений инновационного развития, обеспечивающих возможности перехода предприятий на выпуск конкурентоспособной продукции, существенно повысив свою устойчивость и гибкость по отношению к переменам во внешней среде.
Оценка показателей инновационного потенциала предприятия позволяет:
Аналитический обзор имеющихся методик показал, что существует явно недостаточное количество разработок для анализа и оценки непосредственно инновационного потенциала предприятия, кроме того, в рассмотренных методиках, как правило, предпочтение отдается балльным, преимущественно экспертным оценкам каждого из учитываемых факторов.
Оценку каждой составляющей потенциала получают в результате опросов, проведенных среди экспертов. Но, как показывает практика, экспертные оценки являются в значительной мере субъективными, кроме того, подобные методики не обладают свойством воспроизводимости, т.е. затруднены для использования внутренними пользователями.
Применение большинства методических подходов, с одной стороны, требует весьма дорогостоящих экспертных процедур, а с другой стороны, не дает возможности убедиться в адекватности полученных результатов и математически оценить их достоверность. Более рационально применять относительные показатели, расчет которых легко произвести по доступному как для внутренних, так и для внешних аналитиков кругу параметров.
Определение состава оценочных показателей является важной проблемой методического обеспечения оценки инновационного потенциала предприятия.
Объективность оценки величины инновационного потенциала предприятия может быть обеспечена лишь при правильном выборе системы показателей, позволяющих в комплексе характеризовать потенциал по различным признакам.
Перечень таких показателей должен гарантировать необходимую и достаточную информацию о состоянии инновационного потенциала предприятия и отдельных его элементов с целью принятия своевременных и объективных решений по поводу дальнейшего развития составляющих потенциала и совершенствования их структуры. Наиболее эффективным способом сбора информации является систематическое рассмотрение всех сфер деятельности предприятия (производство, финансы, НИОКР, маркетинг и др.). Источником количественных показателей является внутренняя документация предприятия.
С учетом вышеизложенного, необходимо систематизировать показатели инновационного потенциала в соответствии с составляющими, характеризующими его важнейшие стороны. Такая система показателей должна соответствовать требованию универсальности и простоты ее использования, но в то же время давать объективную информацию, адекватную исследуемому объекту.
2. Исследование и оценка инновационного потенциала на примере Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров
2.1 Характеристика и исследование проблем инновационной деятельности Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров
Хабаровская дирекция по обслуживанию пассажиров Дирекции по обслуживанию пассажиров Дальневосточной железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские Железные Дороги» (соответственно далее ДОП - 1, Дирекция, Филиал, ОАО «РЖД») создана в соответствии с Положением о Дирекции по обслуживанию пассажиров Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», утвержденного начальником ДВжд - филиала ОАО «РЖД» 30 сентября 2003 года.
ДОП - 1 в своей деятельности руководствуется законодательными и иными нормативными актами РФ, международными договорами РФ, внутренними документами ОАО «РЖД», Положением о филиале ОАО «РЖД», Положением о Дирекции и Положением о Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров.
ДОП - 1 я является структурным подразделением Дирекции по обслуживанию пассажиров ДВжд - филиала ОАО «РЖД», на имеет статуса юридического лица и осуществляет свою деятельность от имени ОАО «РЖД». Ответственность по обязательствам ДОП - 1 несет ОАО «РЖД».
Место нахождения ДОП - 1:
Г. Хабаровск, улица Армавирская, 1
Почтовый адрес:
680022, Г. Хабаровск, улица Армавирская, 1
ДОП - 1 имеет круглую печать, содержащую её наименование, указание на место его нахождения, а также полное фирменное наименование ОАО «РЖД» на русском языке. ДОП - 1 может иметь штампы и бланки со
своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации, содержащие указание на ОАО «РЖД».
Дирекция осуществляет оперативное руководство работой ДОП - 1. Взаимоотношения между Дирекцией и ДОП - 1 строятся на основе административного подчинения в соответствии с Положением о Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров, Положением о Дирекции и Положением о филиале ОАО «РЖД». Акты дирекции являются обязательными для руководства и работников ДОП - 1.
ДОП - 1 имеет в своем составе структурные подразделения (Приложение 1).
Целью деятельности ДОП - 1 является осуществление функций Филиала по своевременному и качественному обеспечению во взаимодействии с другими организациями потребностей государства, юридических и физических лиц в перевозках пассажиров, багажа и грузобагажа и связанных с ними работах и услугах, обеспечение положительного финансового результата.
Для достижения этих целей Доп - 1 в порядке, установленном законодательными и иными нормативными актами РФ, осуществляет следующие виды деятельности:
Проведя анализ, оценка состояния инновационной деятельности Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров, позволяет сделать вывод о недостаточности и неравномерности ее темпов, нерациональности структуры и низкой степени мотивации субъектов хозяйствования в дальнейшем совершенствовании.
Сущность инновационной деятельности заключается только в приобретении машин и оборудования, нововведения, внедряемые предприятием, ориентированы на незначительное усовершенствование уже имеющейся продукции и технологий ее производства. Устаревшая материально-техническая база предприятия и низкая инвестиционная активность выступают факторами, сдерживающими инновационное развитие. Недостаток собственных финансовых средств, несмотря на некоторое улучшение финансового положения предприятия, продолжает оставаться основным фактором, сдерживающим разработку и освоение новых технологий, оборудования, материалов и продукции. Затраты на технологические инновации составляют незначительную величину, явно несоизмеримую с реальными потребностями в технологическом обновлении и расширении спектра принципиально новой продукции.
В предельно жестких условиях, предприятие в меру имеющегося у него реального инновационного потенциала начинает переходить на оказание тех услуг, которые имеют больший спрос, находить и осваивать на рынке новые ниши, уделять больше внимания снижению затрат на производство услуг и повышению их качества.
Несмотря на наметившиеся позитивные тенденции, инновационный потенциал Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров остается невысоким. Выходу из подобной ситуации может способствовать активизация инновационной деятельности на микро уровне, это требует разработки и реализации, соответствующих мер по активизации инновационной активности, применения стратегического управления инновациями в сфере оказания транспортных услуг.
Инновационная стратегия как таковая отсутствует, а это значит, что отсутствуют и четко сформулированные цели по данному направлению деятельности.
Все реализуемые нововведения носят преимущественно единичный характер, то есть вносят изменения и улучшения в отдельных звеньях технологического процесса, и не оказывают существенного влияния на конечные результаты производства, новые услуги появляются, но на базе имеющихся технологий.
Кроме того, практически отсутствует какая-либо отчетность по инновационной деятельности, соответственно руководители не имеют достаточной аналитической основы для проведения оценки эффективности
данного вида деятельности и принятия обоснованных управленческих решений о дальнейшем развитии предприятия.
В современных условиях технико-экономическое планирование деятельности предприятия должно заключаться не только в формировании планов производства и оказания услуг, но и в разработке планов реализации нововведений, их ресурсного обеспечения, учете влияния результатов такой деятельности на функционирование предприятия.
Сопоставив данные анализа хозяйственной деятельности Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров с результатами анализа инновационной деятельности, пришли к выводу, что активизация инновационной деятельности предприятий группы может стать основным направлением повышения эффективности функционирования предприятия.
Любые инновационные решения в процессе реализации связаны с высокими рисками (потеря вложенных средств, неприятие нововведения рынком, технические, технологические просчеты и т.д.), поэтому информация, на основании которой принимаются такие решения, должна быть максимально точной и объемной.
При выборе направления инновационного развития должны учитываться, прежде всего, имеющиеся технологические возможности предприятия. Оценка инновационного потенциала позволит объективно оценивать свои внутренние возможности, чтобы успешно заниматься инновационной деятельностью, привлекать внешних инвесторов и реализовать перспективные проекты.
2.2 Оценка инновационного потенциала Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров
Учитывая особенности деятельности предприятия необходимо решить проблему, связанную с разработкой теоретических и методических вопросов по измерению и количественной оценке технического прогресса, организации труда, организации производства и организации управления производством, а также природных факторов и выявлению их влияния на эффективность деятельности предприятия.
При оценке инновационной деятельности предприятия наряду с достигнутым уровнем необходимо принимать во внимание перспективный, прогнозируемый организационно-технический уровень. Если оценка прогрессивности уровня станет одним из основных показателей при проведении итогов деятельности предприятия и мотивации работников, то это будет действенным стимулом ускорения научно-технического прогресса.
Проблема комплексной оценки природных условий производства, технического и организационного уровня предприятия пока еще не решена. Отсутствует единая отраслевая методика, которая охватывала бы все многообразие условий и организации производства.
Слабая теоретическая разработка методических вопросов оценки организационно-технического уровня создает трудности в выявлении резервов и путей повышения эффективности работы, а также в экономическом обосновании инновационных мероприятий.
Информация о работе Оценка инновационного потенциала предприятия