Оценка конкурентоспособности инновационной организации, и ее научно-технической продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….............3
1. Исходные данные для выполнения курсовой работы……………………………...5
2. Характеристика новшества, рынка, потребителей, конкурентов, поставщиков...10
3. Обоснование потребности инвестиций в основной и оборотный капитал...........14
3.1. Инвестиции в НИОКР…………………………………………………………..14
3.2. Развитие производственных мощностей………………………….....................17
3.3. Оборотный капитал……………………………………………………………..17
4. Обоснование затрат на производство новой продукции…………….....................19
5. Расчет затрат на использование (эксплуатацию) новой продукции у потребителя………………………………………………………………………….22
6. Оценка конкурентоспособности инновационной организации (ИО)…………...23
7. Оценка конкурентоспособности новшества………………………………………31
7.1. Оценка технического уровня……………………………………………………33
7.2. Оценка цепочки затрат (совокупных затрат) за жизненный цикл
инновации…………………………………………………………………………...36
7.3. Оценка конкурентных преимуществ (разработчика и производителя)
при продвижении товара на рынок………………………………………………..37
8. Источники финансирования инновационной деятельности……………………..42
9. Экономическое обоснование инновационного проекта………………………….43
9.1. Расчет потока наличности, связанного с коммерциализацией новшества…..48
9.2. Интегральные показатели эффективности………………….………………....51
Заключение……………………………………………………………………………...57
Список использованной литературы …….…………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ Курсовая,вар.12 (страт.мен.метод2005)�(страт.мен.метод2005)посудомоеч.машина.doc

— 758.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Рассчитаем налог на имущество: Н1= (ΔК+ Кникор)*0,02

Н1= (480 + 3181,3)*0,02= 73 тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

Для расчета обязательств перед бюджетом по налогам (Н2) примем плановую цену продажи: Цн=1,4*С (Себестоимость продукции)

Цн=1,4*0,957=1,340 тыс. руб.

 

 

 

 

 

Расчет плановой выручки от продаж: Вн=V*Цн

Вн=2500*1,340=3350 тыс. руб.

 

 

 

 

 

Налог на прибыль: Н2=(Вн-С-Н1)*0,24= (3350-2392-73)*0,24=212 тыс. руб.

Снал=73+212=285 тыс. руб.

 

  1. Расчет затрат на использование (эксплуатацию) новой продукции у потребителя.

 

Общие затраты на использование  новой продукции у потребителя (цена потребления) складываются из покупной цены, прочих единовременных затрат (демонтаж и утилизация старой продукции, монтаж, настройка новой продукции и пр.), затрат на текущий ремонт и обслуживание (техническое обслуживание), затрат на эксплуатацию.

В курсовой работе можно  рассчитать затраты на потребление  электрической энергии за срок службы новой техники (если в качестве новшества выбрана бытовая техника)

                                         Сэл = τэ * Эсут * 360 * Тсл           (13)

где Сэл - затраты на потребление электроэнергии;

  τэ - тариф за электроэнергию, руб./ кВт.ч.;

  Эсут - суточное потребление электроэнергии;

  Тсл — срок службы новой продукции.

Затраты на потребление электроэнергии

Показатель

Новшество

Конкурент

Тариф за электроэнергию, (τэ)

1,51 руб./ кВт.ч.

1,51  руб./ кВт.ч.

Суточное потребление электроэнергии (Эсут)

5 кВт./сут

6,8 кВт./сут

Срок службы новой продукции (Тсл)

5 лет

4 года

Затраты на потребление электроэнергии (Сэл)

13,590

14,786


 

Годовые затраты на ремонт и обслуживание приняты в размере 5% от продажной цены (Ц), тогда дополнительные затраты на использование (ΔСисп) можно определить по формуле:

                                      ΔСисп = Сэл + 0,05 * Ц * Тсл          (14)

 

Показатель

Новшество

Конкурент

Затраты на потребление электроэнергии (Сэл)

13,590

14,786

Цена (Ц)

1,340

0,600

Срок службы новой продукции (Тсл)

5 лет

4 года

Дополнительные затраты на использование (ΔСисп)

13,925

14,906


 

  1. Оценка конкурентоспособности инновационной

организации (ИО).

 

 

 

 

 

Конкурентоспособность любой организации может быть выражена через пятиуровневую иерархию факторов, представленную на рис. 1.

На втором уровне этой иерархии конкурентоспособность должна быть подкреплена тремя важнейшими факторами - способностью к развитию, производственными и сбытовыми  мощностями.

На третьем уровне иерархии конкурентоспособность определяется выбором стратегии. Стратегия конкурентной борьбы направлена на улучшение или сохранение позиции фирмы на рынке - доли продаваемых товаров, неважно давно производимых или новых.




 






 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Факторы, определяющие конкурентоспособность промышленной компании

 

 

На четвертом уровне иерархии конкурентоспособность  определяется способностью высшего  руководства организации принимать  такие решения, которые реализуют  на практике три первых фактора конкурентоспособности организации.

На пятом уровне - результаты деятельности организации в предыдущем периоде. Здесь особенно важна прибыль  организации как источника ресурсов борьбы за рынок.

Руководители крупнейших промышленных компаний в развитых странах исходят из того, что в современных условиях удержать конкурентные позиции снижением издержек невозможно, перемены происходят быстро, но они подчиняются определенным закономерностям, которые поддаются предсказанию и анализу.

Нововведения сопряжены с риском, но отказ от них еще более рискован. В связи с этим разработка и реализация политики в области НИОКР является необходимым условием выживания промышленных компаний. При формировании политики НИОКР крупные корпорации используют различные стратегии в области НИОКР:

  • имитация - приобретение других фирм, проведение исследований в кооперации с другими организациями, разработка изделий, ориентированных на достижение краткосрочных целей;
  • разработка технологических процессов - ориентация на внутрифирменный научно-технологический потенциал, при этом приобретение лицензий и проведение совместных НИОКР не играют большой роли; разработки чаще всего не защищаются патентами;
  • наступательная специализация - проведение НИОКР специального назначения, ориентированных на индивидуального потребителя; широко практикуются контрактные исследования, связанные с привлечением внешних организаций, но совместные исследования с другими фирмами редки; предпочтение отдается разработке технологий;
  • наступательная инновация - серьезный анализ технологической стратегии конкурентов, широко осуществляются совместные с другими фирмами НИОКР, ориентация, как на создание новых изделий, так и новых технологических процессов;
  • стратегия выжидания - наблюдение за нарождающейся отраслью, что позволяет получить информацию о требованиях к технологии и персоналу, оценить перспективы отрасли с точки зрения прибыльности и потенциала роста; оценить собственные шансы; когда отрасль "созреет", принимаются решения о характере деятельности в ней: развернуть собственные работы или приобрести лицензию, создать совместное предприятие с фирмой - новатором или полностью приобрести ее;

 

  • стратегия регенерирующего роста - развертывание собственной деловой активности в отраслях, находящихся на ранней (зарождающейся) стадии развития посредством приобретения малых фирм либо создания новых подразделений внутри компаний.

При формировании стратегии НИОКР  используются также известные портфельные (матричные) стратегии.

При формировании стратегии НИОКР  важно учитывать как научно-технический потенциал организации, так и особенности внешних экономических условий. Научно-технический потенциал организации определяется рядом параметров, например таких, как:

• уровень развития техники в  сравнении с мировым;

• размер наукоемкости (доля затрат на НИОКР в объеме продаж);

• характеристика длительности жизненного цикла выпускаемых изделий;

• степень интеграции различных  подразделений между собой;

• доля исследований (НИР) и разработок (ОКР) в общих затратах на НИОКР;

• уровень централизации и децентрализации управления организацией и НИОКР;

• уровень использования эффективных  методов управления нововведениями;

• ускорение обновляемости продукции (сокращение сроков выполнения НИОКР, сокращение сроков создания и внедрения  новой продукции).

Если в ходе стратегического планирования принято решение о внедрении новой техники, то необходимо ответить на вопрос, разрабатывать эту технику самим; передать заказ на разработку другой организации; проводить кооперационные НИОКР с какой-нибудь организацией; создать совместное предприятие с фирмой-новатором или ее полное приобретение; приобрести лицензию; купить готовое изделие (опытный образец) или технологию.

Необходимо оценить возможность  разработки новшества творческим коллективом. Такую оценку можно сделать по ряду показателей, характеризующих эффективность деятельности инновационной организации (ИО) (по данным таблицы 3).

Ниже приведена таблица оценочных  показателей инновационных организаций, состоящую из трех разделов (таблица 8).

 

 

 

 

 

Матрица предпочтений

 

№ п/п

Наименование

1.1

1.2

1.3

1.4

2.1

2.2

3.1

3.2

3.3

сумма

dij

1.1

Выполнение  общего объема работ

1

0,5

1,5

1,5

1

1

1,5

1

1

10

0,12

1.2

Удельный  вес тем, законченных в срок

1,5

1

1

0,5

1

0,5

0,5

1

1,5

8,5

0,10

1.3

Внедрение результатов  законченных тем

0,5

1

1

1

1,5

0,5

1

0,5

1,5

8,5

0,10

1.4

Экономическая эффективность внедренных работ

0,5

1,5

1

1

1

0,5

1

0,5

0,5

7,5

0,09

2.1

Удельный  вес законченных тем по новейшим разработкам

1

1

0,5

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

6,5

0,08

2.2

Наличие авторских  свидетельств

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1

0,5

0,5

0,5

9,5

0,12

3.1

Обеспеченность  кадрами высшей квалификации

0,5

1,5

1

1

1,5

1,5

1

1,5

1

10,5

0,13

3.2

Обеспеченность  кадрами с высшим образованием

1

1

1,5

1,5

1,5

1,5

0,5

1

1

10,5

0,13

3.3

Творческая  активность сотрудников

1

0,5

0,5

1,5

1,5

1,5

1

1

1

9,5

0,12

              Итого

81

1


 

 

0,5 – низкий; 1 – средний; 1,5 – высокий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатели оценки деятельности инновационных организаций  за 5 лет.

 

Таблица 8

Наименование  оценочного показателя

Формула расчета показателя Пij

Значение коэффициента dij

Инновационная организация

1

2

3

4

2

3

4

5

6

7

8

1. Экономические результаты

П1= ∑ Пij *dij

0,41

 

 

0,31

0,26

0,30

0,35

1.1 Выполнение общего  объема работ

П1.1 = Сзак/Собщ

0,12

0,86

0,85

0,5

0,8

1.2 Удельный вес тем, законченных в срок

П1.2 = nзак/nобщ

0,10

0,75

0,71

1

0,8

1.3 Внедрение результатов  законченных тем

П1.3 = пвн / пзак

0,10

0,83

0,8

0,83

1

1.4 Экономическая эффективность  внедренных работ

П1.4 = Э / (Свн*5)

0,09

0,56

0,08

0,6

0,8

2. Научно-технический уровень

П2 = ∑Пij * dij 

0,2

 

 

 

0,01

0,03

0,02

0,04

2.1. Удельный вес законченных  тем по новейшим разработкам

П2.1 = Сн / Сзак 

0,08

 

 

 

0,08

0,18

0,25

0,5

2.2 Наличие авторских  свидетельств

П2.2 = Навт / (пн *5) 

0,12

 

 

0

0,1

0

0

3. Научно-технический потенциал и его использование

П3 = ∑Пij * dij 

0,38

0,13

0,15

0,20

0,19

3.1. Обеспеченность кадрами  высшей квалификации

П3.1 = (Чд + Чканд) / Чво 

0,13

0,1

0,11

0,1

0,12

3.2. Обеспеченность кадрами  с высшим образованием

П3.2 = Чво / Чобщ

0,13

 

 

 

 

 

 

0,5

0,62

0,67

0,71

3.3. Творческая активность  сотрудников

            0.4·прац+0,3·пдокл+0,3·ппубл

П3.3 =---------------------

          Чобщ

0,12

0,4

0,5

0,82

0,71

 

П = П1+ П2 +П3 = R

1

0,45

0,44

0,52

0,58


 

Результативность инновационной организации оценивается по системе показателей в зависимости от характера выполняемых работ (фундаментальные, прикладные и т.д.).

Коэффициент результативности организации R рассчитывается по интегральному показателю


                                                                                                                                    (15)

где Пij - оценочный показатель;

  dij - коэффициент значимости показателя, который можно определить по матрице предпочтений.

Определим коэффициент  эффективности каждой из инновационных организаций:

R1=0,31+0,01+0,13=0,45                                                                                           R2=0,26+0,03+0,15=0,44

 

 

 

 

 

 

 

R3=0,30+0,02+0,20=0,52                                                                                          R4=0,35+0,04+0,19=0,58

 

 

 

 

 

 

 

Как видно из результативности анализа  наилучшие показатели имеет инновационная организация 4 и 3.

В связи с тем, что только 40% результатов  прикладных исследований и разработок внедряется в производство, риск у потенциальных инвесторов велик. Для уменьшения коммерческого риска целесообразно финансирование инновационной деятельности осуществлять в четыре этапа:

  • ф<span class="Normal__Char" style=" font-size: 13pt;

Информация о работе Оценка конкурентоспособности инновационной организации, и ее научно-технической продукции