Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 23:39, реферат
Термин "менеджмент" имеет достаточно широкую трактовку, вследствие чего любое его определение будет неполным. В целом - это комплекс общих подходов, форм, приемов, методов, обеспечивающих компетентно-профессиональное управление конкретной системой, независимо от характера и вида управленческой ситуации по достижению поставленных целей и задач.
Что касается образовательного процесса, то педагогический менеджмент в обучении есть целенаправленная педагогическая деятельность руководителей по организации и созданию эффективной системы управления процессом обучения специалистов.
Введение……………………………………………………………………..…...3
Глава 1. Понятие педагогический менеджмент……………………………..…4
Глава 2. Принципы педагогического менеджмента………………………..….6
Глава 3. Функции педагогического менеджмента…………………………….13
Вывод……………………………………………………………………..…....…14
Список использованной литературы…………………………………………...15
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие педагогический менеджмент……………………………..…4
Глава 2. Принципы педагогического менеджмента………………………..….6
Глава 3. Функции педагогического
менеджмента…………………………….13
Вывод…………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Термин "менеджмент" имеет достаточно
широкую трактовку, вследствие чего
любое его определение будет
неполным. В целом - это комплекс
общих подходов, форм, приемов, методов,
обеспечивающих компетентно-профессиональное
управление конкретной системой, независимо
от характера и вида управленческой
ситуации по достижению поставленных
целей и задач.
Что касается образовательного процесса, то педагогический менеджмент в обучении есть целенаправленная педагогическая деятельность руководителей по организации и созданию эффективной системы управления процессом обучения специалистов. Сам же процесс обучения следует рассматривать как единый педагогический технологический процесс - педагогическую технологию.
Вхождение педагогического менеджмента
в образовательный процесс
Глава 1. Понятие «педагогический менеджмент»
Англоязычное слово «
· совокупность лиц, занятых управленческим трудом в сфере частного и общественного бизнеса;
· социальный и экономический институт,
влияющий на предпринимательскую
· научная дисциплина, изучающая технико-организационные, социальные аспекты управления производством и другие сферы общественной жизни.
В русском языке его синонимом принято считать термин «управление»: совокупность принципов, методов, средств и форм руководства предприятием или учреждением.
В теории управления особое место занимает педагогический менеджмент, включающий, на первый взгляд, полярные группы – обучающих и обучаемых.
Хотя менеджмент возник в сфере
бизнеса, но сегодня на Западе широко
распространено мнение, что менеджмент
– это не только управление фирмой,
корпорацией и т.д., - многие его
постулаты и теоретические
В общем, менеджмент – это социальное
управление организацией. Во многих контекстах
понятия «социальное
Менеджмент – это управление, базирующееся на человекоцентристком подходе, предполагающем не прямолинейное воздействие, а создание условий для комфортного сотрудничества руководителя и подчиненного в эффективном достижении целей совместной деятельности.
Управленец-менеджер в своей деятельности опирается на собственное уважение к людям и уважение людей к нему самому, строит свои отношения с людьми в трудовой деятельности на основе доверия и, сам ориентируясь на успех, создает условия для его достижения всеми.
В современной научной литературе менеджмент раскрывается как:
- процесс постановки и
- управление бизнесом через филигранную работу с людьми;
- специальный вид
- умение руководителя
- функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях;
- область человеческого знания,
помогающая эффективно
Из приведенных определений можно заключить, что в науке менеджмент рассматривается и в значении «вида деятельности», и в значении «области знания».
Наиболее подходящее и полное определение менеджмента, которое может быть использовано в некоммерческой сфере (например, в образовании), дал известный американский теоретик менеджмента П. Друкер, считавший, что современный менеджмент – это специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека, с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей. Исходя из этого, П. Друкер определяет и задачи менеджмента:
1) Сплотить людей вокруг общих
целей предприятия, - иначе никогда
из толпы не создать
2) Развивать в каждом сотруднике
предприятия его потребности
и по возможности их
3) Ни на минуту не останавливать развитие людей.
4) Поскольку навыки и
5) О предприятии нельзя судить
только по объему выпуска
Глава 2. Принципы педагогического менеджмента
Традиционная система
С позиций педагогического
- принцип уважения и доверия к человеку;
- принцип целостного взгляда человека;
- принцип сотрудничества;
- принцип социальной
- принцип индивидуального
- принцип обогащения работы педагога;
- принцип личного
- принцип консенсуса;
- принцип коллективного
- принцип целевой гармонизации;
- принцип горизонтальных связей;
- принцип автономизации
- принцип постоянного
Остановимся несколько более подробно на каждом из названных выше принципе.
Принцип уважения и доверия к
человеку выступает как основополагающий
принцип управленца и педагогического
коллектива, отраженный в убеждениях
каждого педагога, мотивирующих его
поведение, и насквозь пронизывающий
жизнедеятельность
Требования этого принципа:
уважайте личное достоинство человека, признавайте за человеком соответствующие права и возможности;
уважайте человека в себе и уважайте человека в других; берегите человека в себе потому, что в других также присутствует человек;
предоставляйте личности когда это возможно, свободу выбора;
доверяйте человеку; его потенциальные возможности неисчерпаемы;
создавайте атмосферу доверия на основе взаимоуважения;
уважайте человека, но проявляйте к нему достаточно высокую требовательность;
создавайте обстановку, в которой человек может проявить себя, раскрыть свои возможности;
максимально развивайте инициативу, творческие способности, умение найти себя в коллективе;
поощряйте достижения и личный вклад каждого в дела образовательного учреждения;
гарантируйте каждому педагогу и ребенку личную защищенность в коллективе.
Принцип целостного взгляда человека
– вторая очень важная позиция
в системе ценностей
стройте свои отношения с педагогом не как должностное лицо с подчиненным, а как человек с человеком;
не ограничивайте отношения с педагогами только должностными обязанностями, вникайте в их жизнь, духовный мир и стремления, иначе каждый педагог неизбежно будет чувствовать отчужденность;
помните, что жизнь педагога и ребенка не ограничивается только часами, проведенными в образовательном учреждении, - она гораздо шире и богаче;
общаясь с педагогом, никогда не забывайте, что его работа составляет большую часть его жизни, - сделайте все возможное, чтобы часы, дни, годы, проведенные на работе были для педагога светлыми и радостными;
управленец должен быть причастен к образу жизни членов педагогического коллектива, он должен понимать, в чем состоят общие их потребности;
встречайтесь с педагогами не только
в формально-официальной
Принцип сотрудничества предусматривает перевод управления с монологической на диалогическую основу, переход от коммуникации к общению, от субъектно-объектных к субъектно-субъектным отношениям. Приведем некоторые, вытекающие из него требования:
считайтесь с человеком как с активным фактором, а не с пассивным элементом педагогической системы;
знайте и учитывайте личные качества
педагогов и на основе этого формируйте
оптимальные социально-
цените в педагоге гуманное отношение к детям, компетентность, инициативу, ответственность. Всегда помните, что вам требуется не подчиненный, а сотрудник, человек дела;
создавайте атмосферу не только возложения на педагога ответственности, но и осознания им роли и необходимости участия в процессе управления образовательным учреждением;
бережно относитесь к проявлению любой педагогической целесообразной инициативы со стороны своих заместителей и требуйте от них того же и по отношению к педагогам;
основными паролями совместной деятельности руководителя и педагогического коллектива должны быть: человечность, сознательная дисциплина, инициатива, педагогически целесообразная работа. Инициатива вначале, работа потом, человечность и сознательная дисциплина – всегда;
сначала - пристальное внимание, анализ, диагноз, потом – принятие решения – вот основа сотрудничества.
Н.Витке считал, что вся суть административной работы заключается в создании атмосферы дружного коллективного сотрудничества, при сочетании всеми признанного делового и морального авторитета администрации с проявлением самой широкой инициативы сотрудников учреждения.
Принцип социальной справедливости предусматривает такое управление педагогическим коллективом, при котором каждый педагог находится в равном положении с другими, а его взаимодействие с администрацией строится на основе понимания человека как цели управления, а не его средства. Некоторые требования, вытекающие из этого принципа:
стремитесь равномерно распределять не только учебную, но и общественную нагрузку среди педагогов, осторожно и постепенно включая их в социальную структуру;
создавайте условия и
поощряйте, оценивайте деятельность педагогов без предвзятости, объективно, на основе предоставления им равных «стартовых» возможностей;
всегда при оценке труда педагога приводите в соответствие его трудовые достижения и их общественное признание;
помните, что одной из гарантий социальной справедливости в педагогическом коллективе является гласность, систематическое освещение в коллективе всей деятельности аппарата управления;
руководитель должен учитывать, что
уровень социальной справедливости
всегда находит отражение в