Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 18:24, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование основного перечня таможенных услуг Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- выявить теоритические аспекты таможенных услуг и основные особенности их предоставления;
- изучить формирование таможенных услуг во внешнеэкономической деятельности;
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
Глава 1. Теоритические аспекты таможенных услуг и особенности их предоставления........................................................................................................4
1.1 Понятие таможенных услуг структура и классификация......................4
1.2 Таможенные органы, предоставляющие таможенные услуги.............6
1.3 Классификация таможенных услуг.............................................................7
Глава 2. Формирование таможенных услуг во внешнеэкономической деятельности..........................................................................................................14
Глава 3. Развитие таможенных услуг в России в рамках процесса формирования таможни как международной организации..............................14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................26
К седьмой группе относятся услуги, связанные с различной базой их расчета:
- услуги, рассчитываемые по стоимости товара;
- услуги, рассчитываемые по весу товара;
- услуги, рассчитываемые по расстоянию таможенного сопровождения;
- услуги, рассчитываемые по твердо, установленным ставкам;
- услуги, рассчитываемые по количеству времени;
- бесплатные таможенные услуги.
К восьмой группе относятся услуги, подразделяемые по признаку осязаемости: осязаемые таможенные услуги (экспертные услуги, реестровые услуги, информирование и консультирование в письменном виде, компьютерные программы, таможенные карты и т.д.) и неосязаемые (информирование и консультирование в устной форме или по телефону, таможенное оформление, хранение на складе, сопровождение товара и т.д.).
Для большинства предоставляемых таможенных услуг характерным свойством является неосязаемость. Данные услуги невозможно продемонстрировать, ощутить или показать участнику ВЭД как материальный результат. Это, несомненно, отражается на решении участника ВЭД – воспользоваться этой услугой или отказаться. Зачастую, если участнику ВЭД необходимо получить какую-либо устную информацию или консультацию по вопросам таможенного дела, он обращается в таможню, таможенную инфраструктуру или к таможенным посредникам. При этом он заранее не знает, какого качества консультации или информацию он получит, каков объем этой консультации или срок, когда он получит ту или иную услугу, необходимую для решения его проблемы5.
Деятельность, касающаяся таких основных
таможенных услуг, как хранение или
сопровождение товаров, также является
неосязаемой и носит нематериальный
характер. Оценить данные виды услуг
участник ВЭД может только после
их выполнения. Для участника ВЭД
размещение товаров на таможенных складах
или СВХ в случаях, необходимых
при таможенном оформлении, является
неосязаемой услугой. Это связано
с тем, что он не может практически
проконтролировать процесс
Вторая особенность характеристики таможенной услуги – неразрывность технологии производства и потребления, то есть услуга оказывается тогда, когда поступает заказ или появляется клиент. В сфере таможенного дела, если нет факта перемещения груза через таможенную границу РФ, то нет, как правило, предварительных операций, предварительных решений, таможенного оформления, отсрочки и рассрочки платежа6.
Изменчивость – третья характеристика, также присущая тем видам деятельности таможенных органов, которые определены как услуги. Во-первых, это связано с большой изменчивостью нормативно-правовой базы; во-вторых, данные услуги оказываются разными людьми, отличающимися друг от друга опытом, квалификацией, личными качествами. Это определяет качество профессиональных услуг. В таможенном деле качество услуг также зависит от полноты и актуальности информации, которой владеет сотрудник при выполнении своей работы, и во многом -от наличия современных программных средств и технической оснащенности рабочего места. Третьим источником изменчивости услуг является сам потребитель этих услуг. Для каждого участника ВЭД необходим индивидуальный подход, конечно, в разумных пределах, что объясняется не только разнообразием контрактов и особенностями поставки, оплаты товаров и другими причинами, но и включает законопослушность клиента, личностный фактор и т.д. Для уменьшения изменчивости услуг должны существовать стандарты обслуживания, которые реализуются благодаря разработке единых принципов и требований, предъявляемых как к таможенной системе, таможенной инфраструктуре, так и к участникам ВЭД7.
Таможенные услуги также обладают такой характеристикой, как невозможность их хранения. Нереально заранее подготовить консультации для участников ВЭД, экспертные услуги, оформить декларацию и т.д., а затем использовать их в тот момент, когда спрос на эти услуги возрастет. Колебание спроса присуще почти всем видам услуг, оно характерно и для услуг, оказываемых таможенной службой. Факторами, влияющими на спрос, могут быть: сезонность, экономическая ситуация в стране или регионе, изменчивость нормативно-правовых актов ФТС России и т.д. Наконец, особенность предоставления прямых услуг таможенными органами заключается в том, что участник ВЭД не может воспользоваться услугами других организаций, так как эти услуги предоставляются таможенными органами, в зоне деятельности которых участники ВЭД осуществляют свою деятельность (монопольные услуги). Поэтому потребитель этих услуг, несомненно, заинтересован в том, чтобы эти услуги были ускоренными и качественными. Надо отметить, что услуга может достаточно легко стать материальным товаром и наоборот. Граница между товарами и услугами зависит от отношения к этому поставщиков товара и потребителей. Один и тот же объект, содержащий набор физических предметов и ряд действий обслуживающего персонала исполнителя, может рассматриваться потребителем, как материальный товар, так и услуга8.
Осуществление группировки и классификации таможенных услуг имеет актуальное значение в формировании сервисной таможни для содействия международных цепей поставок.
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проблема развития таможенных услуг и формирования таможенного сервиса является одной из приоритетных в научных исследованиях, связанных с модернизацией таможенного дела. Как пишет известный российский специалист Л.А. Лозбенко "современная таможня – это, прежде всего, сервис, поскольку на первый план сегодня выходит вопрос содействия международной торговли"9.
Понятие "таможенная услуга" находится на стыке двух наук – экономики и юриспруденции, следовательно, не имеет строго как экономического, так и строго юридического содержания, воплощая в себе элементы той и другой науки. В последние годы начинает доминировать подход, в котором таможенные услуги начинают рассматриваться только как экономическая категория. Это связано с тем, что научно - правовая мысль не всегда успевает осваивать достижения экономической науки о таможенной и паратаможенной инфраструктурах, о категориях и видах таможенных услуг, в результате чего таможенное право в сфере обслуживания оказывается в замкнутом юридическом круге. Современное понятие "таможенные услуги" включает, по мнению авторов, в себя любое мероприятие, результат взаимодействия или полезности, которые одна сторона, в лице таможенной организации, таможенной инфраструктуры или института таможенных посредников может предложит другой, и которые в основном неосязаемы, и не приводят к завладению чем-либо.
Следует отметить, что в теории и практике таможенного дела, также не освещен и не проработан вопрос о понятиях "сферы таможенных услуг" и "сферы таможенного обслуживания". На наш взгляд, к сфере таможенных услуг можно отнести только те отношения, в результате которых государству или участнику ВЭД оказывается таможенная услуга, причем как экономического, таки правового характера. В данном случае таможенная услуга представляет собой деятельность, которая воплощается в таможенном продукте, работе или регулируемом объекте международного обмена. То есть деятельностью, которая опосредствована через процесс подготовки таможенной продукции или регулируемого товара (или партии товаров) перемещаемого через таможенные границы. Например, услуги по предоставлению средних контрактных цен или корректировке таможенной стоимости регулируемого товара становятся частью потребительной стоимости. В данном случае происходит слияние деятельности по правильной оценке перемещаемого товара (имущества) с результатом, то есть с самим товаром (имуществом), являющимся продуктом труда. Иными словами, в данном случае, в сферу услуг входят только те экономические отношения, когда участники ВЭД для удовлетворения своих потребностей получают "особую потребительную стоимость" в виде деятельности определенного представителя таможни, таможенных посредников или конкретных организаций.
Наряду с этим, таможенные услуги,
которые не получили вещественную форму,
например информирование или консультирование,
то они одновременно являются и процессом
и продуктом труда. Данное качество
таможенных услуг может служить
основанием для отнесения их к
сфере таможенного
Важно также понять, что таможенная система проходит несколько резонансных фаз своей деятельности в отношении с государством и участниками ВЭД. В настоящее время в развитых странах эта система находится в фазе "таможня для участников ВЭД", в большинстве развивающихся стран мира в фазе "таможня для правительства", а в некоторых слаборазвитых или неблагополучных странах в фазе "таможня для себя"11. Кроме того, следует отметить наличие разно скоростных моделей развития государств в различных интегрированных экономических союзах, например в ЕС, СНГ и других международных сообществах. Таким образом, формирование сферы таможенных услуг зависит от фазы развития таможенной системы, как в целом, так и в национальном или региональном разрезе. Предлагаемые авторами данной статьи понятия и термины не претендуют на законченные научные определения, вместе с тем, они важны для правильного применения в категориальном смысле как научные экономические термины, выражающие конкретный смысл и наличие различия в понятийном аппарате.
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В РОССИИ В РАМКАХ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖНИ КАК МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Результаты ряда последних исследований показывает, что таможня по своей сути является международной организацией. Любая международная сделка имеет таможню страны экспорта и таможню страны импорта, при этом таможня единственная организация, которая постоянно дважды оказывает свои услуги. С 90-х годов мировое сообщество регулярно пересматривает или корректирует правила международной торговли товарами и услугами не только в рамках Всемирной торговой организации, но в соответствии с рекомендациями Всемирной таможенной организации и международных стандартов.
В условиях рыночной экономики взаимоотношения
между таможней и участниками
ВЭД значительно развились и
усложнились. Это потребовало существенной
перестройки таможни как
Современный этап характеризуется модернизацией таможенной службы в соответствии с потребностями России при переходе на рыночные отношения и адаптации таможенного дела к международным стандартам. Как пишут некоторые исследователи, в результате этой модернизации "в таможенном деле традиционные направления – регулирование внешнеторговой деятельности и таможенное администрирование – дополняются качественно новым направлением – таможенными услугами"12.
Реализация целей этого
Тем самым решается важная задача
оптимального сочетания мер по обеспечению
интересов государства и
Обобщая современное представление о таможне как международной организации, можно сказать, что эта деятельность является весьма сложной и требует дальнейшего своего изучения. Это связано и с тем, что в определенном смысле таможенная деятельность в России в целом на современном этапе своего развития это еще не окончательно сложившаяся система и предстоит сделать немало усилий по ее дальнейшему совершенствованию. Особенно это касается развитию таможенных услуг и сервиса в рамках требований ряда международных организаций, в том числе в области их качества и стандартизации13.