Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 17:46, реферат
Содержание планирования как функции управления крупной промышленной фирмой состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный срок; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Вступление. 3
Стратегическое планирование. 5
Среднесрочное и текущее (бюджетное) планирование. 9
Анализ внешней среды. 11
Цели. 13
Организационные формы внутрифирменного планирования. 14
Планирование деятельности производственного отделения. 17
Заключение. 18
Список Литературы 19
Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов для компании в целом и её отдельных подразделений. Основными звеньями текущего плана являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. Календарные планы составляются на основе сведений о наличие заказов, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа. В календарных планах производства предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение рабочей силы. В планы по сбыту продукции и предоставлению услуг включаются показатели по экспорту продукции, предоставлению технических услуг и обслуживанию.
Реализация оперативных планов осуществляется через систему бюджетов или финансовых планов, которые обычно составляются на год или более короткий срок по каждому отдельному подразделению – центру прибыли, а затем консолидируются в единый бюджет, или финансовый план фирмы.
Бюджет фирмы представляет
собой выражение оперативного плана
в денежных единицах, он как бы увязывает
оперативный и финансовый планы,
давая возможность предвидеть конечный
результат деятельности, т.е. размеры
и норму прибыли. Составлением бюджетов
занимаются обычно различные службы
или специальные секторы. Особые
комитеты, состоящие из высших администраторов,
рассматривают уже готовый
Обычно цели разрабатываются на длительную перспективу и определяют основные направления программы развития фирмы. Одновременно формулируются четкие задачи каждого подразделения фирмы и определяются его место и роль в достижении общих целей. В частности определяются не только общий объем, но и различные нормативные показатели, связанные с осуществлением функций маркетинга, финансирования и др.
Таким образом в разрабатываемых
фирмами планах, как стратегических
так и текущих, формируются основные
задачи хозяйственной политики на определенный
период и конкретные пути их решения:
определяются необходимые для этого
материальные и финансовые средства,
а также методы их наиболее эффективного
использования с учетом складывающихся
условий в международном
Организационно процесс
Аппарат осуществляющий внутрифирменное
планирование включает в себя функциональные
подразделения на разных уровнях
управления. Высшее звено системы
планирования составляют комитеты при
совете Директоров. В некоторых компаниях
это Плановые комитеты, в других
–Комитеты развития или Центральные
управления развития, в компаниях
поменьше – планово-экономические
отделы. В них, как правило, входят
представители высшего
Следующим звеном аппарата планирования
является центральная служба планирования,
в функции которой входит разработка
перспективных и текущих
Центральные службы планирования имеются практически в каждой компании. Однако организационно и структурно центральная служба может быть построена по-разному и отличаться по характеру выполняемых функций. В некоторых компаниях функции центральной службы планирования выполняют отделы планирования, находящиеся в составе других центральных служб. В производственных отделениях аппарат планирования представлен отделом планирования, в функции которого водит составление месячных, квартальных, полугодовых и годовых, сводных и текущих производственных планов по отделению в целом. Обычно эти планы обобщают показатели, плученые от каждого подразделения. В дочерних компаниях или на отдельных заводах функции планирования обычно выполняют службы оперативного и текущего планирования и контроля, в задачу которых входит составление планов на каждую смену, сутки, неделю, месяц, квартал, полугодие год с учетом тех ограничений, которые определяются общекорпоративными целями.
Поскольку в производственном отделении функции оперативного планирования и оперативного контроля за выполнением плана сосредоточены в одном органе, это позволяет своевременно устанавливать отклонения от плана и вносить корректив в процесс планирования.
Организация планирования в разных компаниях имеет свои отличительные особенности, обусловленные различиями в организационной структуре управления в целом и характере производственно-технического процесса. Эти отличия касаются как сроков плановых периодов, та и самой процедуры планирования и функций отдельных подразделений, занимающихся вопросами планирования. При разработке перспективных планов фирмы часто устанавливают различные плановые периоды для материнской компании и для её филиалов и дочерних компаний, а также различные сроки по планам различных типов.
Например в американских компаниях планы составляются в производственных отделах. По некоторым данным около 2/3 американских компаний планируют «снизу вверх», 1/3 на основе взаимодействия всех уровней управления, а планирование «сверху вниз» вообще отсутствует.
В японских компаниях нововведения часто вводятся «сверху вниз». Вместе с тем тактика оперативной деятельности разрабатывается обычно отделом по управлению персоналом, а принятие решений носит групповой характер.
В Англии как и в Америке преобладает формирование планов в производственных отделениях, где готовится исходный план. Плановый отдел компании вырабатывает директивы, которые поступают в линейный плановый отдел для учета его показателей при составлении исходного плана. Здесь так же как и в американских компаниях в основу кладется принцип «планирует исполнитель»
В отличие от американцев и японцев в английских компаниях конечные решения принимаются Советом директоров или Главным администратором. Так как 1/3 Совета директоров составляют лица, не работающие в компании, привлечение их к решению стратегических вопросов необходимо, поскольку вопросы капиталовложений непосредственно затрагивают интересы акционеров.
Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что внутрифирменное планирование в фирме превращается в особую сферу хозяйственной деятельности, объективно необходимую при сложившемся уровне обобществления производства.
В производственном отделении осуществляется
тактическое и оперативное
Оперативное планирование предполагает разработку краткосрочных планов-бюджетов (сроком до года), в которых содержится детальная разработка рычагов и инструментов воздействия на производственный процесс.
Текущее планирование в
рамках производственных отделений
стало повседневной работой всей
его функциональных подразделений.
Оно позволяет точнее определить
направление инновационной
В производственном отделении разрабатывается отдельно план производства, план капиталовложений, план реализации, финансовый план.
Финансовый план обобщает итоги трех других видов планов. Согласование планов достигается через систему финансирования, распределения производственных мощностей и персонала.
Во многих фирмах планирование ведется методом «от затрат к выпуску»: сначала устанавливается, какими ресурсами может располагать фирма, а потом на основе этих данных определяется стратегия «продукт-рынок».
Современное производство в большинстве отраслей, особенно в тяжелой промышленности, - сложное и капиталоемкое; его развитие невозможно без текущего внутрифирменного планирования ряда важнейших параметров, что требует относительно стабильных рыночных условия.
Планирование тесно увязывает все звенья производственного процесса, в особенности там, где производство основано на сборке готового продукта из огромного числа компонентов.
У каждой компании имеются специфические особенности по видам планирования: по видам планов, их структуре и показателям, горизонту и срокам.
Планирование в промышленных фирмах нацелено не только на экономию материальных ресурсов и снижение издержек производства , но главным образом на создание широкого ассортимента продукции, учитывающего различные потребности покупателей.
Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что внутрифирменное планирование в фирме превращается в особую сферу хозяйственной деятельности, объективно необходимую при сложившемся уровне обобществления производства.