Планирование в системе менеджмента: методология и организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Планирование деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией производственного менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж продукции, проводится экономическая оценка затрат и ресурсов, а также конечных результатов производства. В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают

Содержание

Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _1
1. Планирование как функция менеджмента _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _3
1.1 Принципы и методы планирования _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _7
1.2 Виды планирования_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 12
1.3 Достоинства и недостатки планирования _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _25
Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 27
Список использованной литературы_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 107.20 Кб (Скачать файл)

                             Ульяновский Государственный Технический Университет

                                Институт Авиационных Технологий  и Управлений

                                  Кафедра экономики, управления и информатики

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

Планирование  в системе менеджмента: методология  и организация.

                                                             (курсовая работа)

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальность: 08070585 “Менеджмент  организации”

Предмет:            “Основы менеджмента ”

Группа:                 АМв-31

Руководитель:   Лобанов  С.Д.

 Выполнил:        Голубева Т.М.

 Дата сдачи курсовой:                                                                                                             

 

Оценка руководителя:      :

                                                                                                         (подпись руководителя и дата)

 

                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск 2011

 

Содержание.

 

Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _1

1. Планирование как функция менеджмента  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _3

1.1 Принципы и методы планирования _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _7

1.2 Виды планирования_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 12

1.3 Достоинства и недостатки  планирования _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _25

Заключение  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 27

Список использованной литературы_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Введение.

Планирование деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией производственного менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и  продаж продукции, проводится экономическая  оценка затрат и ресурсов, а также  конечных результатов производства. В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решение о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов.

Планирование как часть работы менеджера имеет много общего с планированием в личной жизни. Применяется он не к рутинным ежедневным делам, а к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы.

Согласно концепции немецкого профессора Д.Хана планирование - это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений. Таким образом, решения в области планирования - частный вид управленческих решений. Планирование является первой общей функцией менеджмента. Эта функция предусматривает прогнозирование, определение целей, стратегии, политики и задач организации и включает, прежде всего, принятие обоснованных решений, четкого формулирования направления действий, составления планов и графиков работы на различные периоды, т.е. создаёт и обеспечивает основы для принятия интегрированных решений и является жизненно необходимым в каждой социально - экономической системе. Современную организацию невозможно представить без текущего и перспективного внутриорганизационного планирования важнейших параметров ее деятельности и развития. Планирование тесно увязывает все этапы и формы деятельности организации, в особенности в производственной сфере. Развитие планирования на современном этапе развития науки управления связано с усилением тенденции к централизации управления организацией и призвано увязать деятельность всех подразделений, подчинив ее единой стратегии развития.

Надо предупредить об одном укоренившемся  заблуждении. После развала СССР слова "план", "плановая экономика" стали употребляться с отрицательным  оттенком. Недостатки экономики СССР некоторые связывали с тем, что  она была "плановой". Однако знакомство с опытом ведущих западных компаний, с западной наукой об управлении показывает, что вопросам планирования на Западе уделяется больше внимания, планы  готовились и готовятся более  тщательно, чем это было в СССР. Например, очереди в советских  магазинах и недостаток ряда товаров  объясняется прежде всего плохим планированием системы торгового обслуживания и, соответственно, выпуска товаров народного потребления. Для того чтобы правильно планировать менеджеру необходимо знать суть планирования, необходимость его применения, что следует учитывать при составлении плана и какой вид планирования использовать в конкретной ситуации.

Целью работы является изучение планирования в системе менеджмента: методологии  и организации. Задачами курсовой работы являются: анализ понятия «планирование», изучение принципов и методов  планирования, виды планирования, достоинства  и недостатки планирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Планирование как функция менеджмента.

     Содержание планирования как  функция управления предприятием  состоит в обоснованном определении  основных направлений и пропорций  развития производства с учетом  материальных источников его  обеспечения и спроса рынка.  Таким образом, назначение планирования  как функции менеджмента состоит  в стремлении заблаговременно  учесть по возможности все  внутренние и внешние факторы,  обеспечивающие благоприятные условия  для нормального функционирования  и развития предприятий. Оно  предусматривает разработку комплекса  мероприятий, определяющих последовательность  достижения конкретных целей  с учетом возможностей наиболее  эффективного использования ресурсов  каждым производственным подразделением  и всем предприятием. Поэтому  планирование призвано обеспечить  взаимоувязку между отдельными  структурными подразделениями организации,  включающими всю технологическую  цепочку: научные исследования  и разработки, производство и  сбыт. Эта деятельность опирается  на выявление и прогнозирование  потребительского спроса, анализ  и оценку имеющихся ресурсов  и перспектив развития хозяйственной  конъюнктуры.

     Являясь важнейшей  составной частью управления, планирование  тесно связано со всеми остальными  его формами и методами. В частности,  планирование взаимосвязано с  хозяйственным расчетом, ценообразованием, материальным стимулированием труда  и в то же время является  составной частью (инструментом) перечисленных  методов.

   Планирование является первой общей функцией менеджмента. Современную организацию невозможно представить без текущего и перспективного внутриорганизационного планирования важнейших параметров ее деятельности и развития. Планирование тесно увязывает все этапы и формы деятельности организации, в особенности в производственной сфере.

Развитие  планирования на современном этапе  развития науки управления связано  с усилением тенденции к централизации  управления организацией и призвано увязать деятельность всех подразделений, подчинив ее единой стратегии развития.

Под планированием понимают ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений о необходимом оптимальном способе действий организации для достижения поставленных целей.

Планирование заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях.

Сущность  планирования состоит в следующем:

· в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения  в отдельности на установленный  период;

· в определении хозяйственных  задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации;

· в выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых  для решения поставленных задач.

При планировании решается множество проблем, стоящих перед организацией.

Планирование  — это определение системы  целей функционирования и развития организации, а также путей и  средств их достижения. Любая организация  не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать  управленческие решения относительно:

  • распределения ресурсов;
  • координации деятельности между отдельными подразделениями;
  • координации с внешней средой (рынком);
  • создания эффективной внутренней структуры;
  • контроля за деятельностью;
  • развития организации в будущем. Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.

В общем, в  процессе планирования можно выделить:

  • процесс целеполагания (определение системы целей);
  • процесс сочетания (координации) целей и средств их достижения;
  • процесс развития или единство существующей системы работы организации с ее будущим развитием.

Целеполагание — это процесс разработки системы целей, начиная от общих целей организации и заканчивая целями отдельных ее подразделений. В результате получается дерево целей, которое лежит в основе всего процесса планирования.

Само по себе наличие цели еще не означает, что  она будет достигнута, необходимо наличие соответствующих материальных, финансовых и людских ресурсов. При  этом часто от количества этих ресурсов зависит уровень достижения цели. Так, например, для создания предприятия  в определенной отрасли необходимы первоначальные вложения не менее №  млн рублей. Этот финансовый ресурс обязательно должен быть в наличии, и тогда будет обеспечено сочетание цели и средства ее достижения. Как результат координации появляются планы, в которых сочетаются мероприятия по достижению целей, сроки, средства и исполнители.

Для реализации процесса планирования также необходимо иметь налаженную организационную  систему. Работа организации направлена на достижение планового показателя, и от того, как построена и скоординирована  эта работа, зависит результат. Даже самые идеальные планы не будут  реализованы без соответствующей  организации. Должна существовать исполнительская  структура. Кроме того, у организации  должна существовать возможность будущего развития, так как без этого  организация будет разрушаться (если мы не развиваемся, значит, мы умираем). Будущее организации зависит  от условий среды, в которой она  работает, от навыков и знаний персонала, от того места, которое организация  занимает в отрасли (регионе, стране).

Следует различать  планирование и планы. План — это  детализированная совокупность решений, которые подлежат реализации, перечень конкретных мероприятий и их исполнителей. План является результатом процесса планирования.

Различают три  основные формы организации планирования:

  • «сверху вниз»;
  • «снизу вверх»;
  • «цели вниз — планы вверх».

Планирование  «сверху вниз» основывается на том, что руководство создает планы, которые надлежит выполнять их подчиненным. Такая форма планирования может  дать положительный результат только при наличии жесткой, авторитарной системы принуждения.

Планирование  «снизу вверх» основано на том, что  планы создаются подчиненными и  утверждаются руководством. Это более  прогрессивная форма планирования, но в условиях углубляющейся специализации  и разделения труда сложно создать  единую систему взаимосвязанных  целей.

Планирование  «цели вниз — планы вверх» соединяет  достоинства и устраняет недостатки двух предыдущих вариантов. Руководящие  органы разрабатывают и формулируют  цели для своих подчиненных и  стимулируют разработку планов в  подразделениях. Такая форма дает возможность создать единую систему  взаимосвязанных планов, так как  общие целевые установки являются обязательными для всей организации.

Обычно выделяют восемь этапов в  процессе планирования.

  1. Целеполагание (формулировка целей). Чего именно вы (или ваша фирма) хотите достичь? Это - самый трудный этап. Его нельзя формализовать. Личность менеджера проявляется именно в том, какие цели он ставит.
  2. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей. Обычно можно действовать разными способами. Какой из них представляется наилучшим? Какие можно сразу отбросить как нецелесообразные?
  3. Составление перечня необходимых действий. Что конкретно нужно сделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения поставленных целей ?
  4. Составление программы работ (плана мероприятий). В каком порядке лучше всего выполнять намеченные на предыдущем этапе действия, учитывая, что многие из них связаны между собой?
  5. Анализ ресурсов. Какие материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана? Сколько времени уйдет на его выполнение?
  6. Анализ разработанного варианта плана. Решает ли разработанный план поставленные на этапе 1 задачи? Являются ли затраты ресурсов приемлемыми? Есть ли соображения по улучшению плана, возникшие в ходе его разработки при движении от этапа 2 к этапу 5? Возможно, целесообразно вернуться к этапу 2 или 3, или даже к этапу 1.
  7. Подготовка детального плана действий. Необходимо детализировать разработанный на предыдущих этапах план, выбрать согласованные между собой сроки выполнения отдельных работ, рассчитать необходимые ресурсы. Кто будет отвечать за отдельные участки работы?
  8. Контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости. Планирование базируется на данных прошлых периодов деятельности, но целью планирования является деятельность предприятия в перспективе и контроль за этим процессом. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности информации, которую получают менеджеры. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетенции менеджеров и точности прогнозов относительно дальнейшего развития ситуации.

Информация о работе Планирование в системе менеджмента: методология и организация