Подготовка менеджеров путем дистанционного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2015 в 18:28, реферат

Краткое описание

Цель работы:
показать требования, предъявляемые к современному менеджеру;
выявить возможные подходы и методы для повышения уровня и знания менеджеров различными способами обучения.
В данной работе указаны требования менеджерам и методы совершенствования их деятельности, подготовка менеджеров путем дистанционного образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Сущность деятельности менеджера и ее эффективность………………….5
1.1. Управленческая деятельность и ее виды…………………………………5
1.2. Процесс совершенствования деятельности менеджера………………….8
2. Подготовка менеджеров путем дистанционного обучения……………..10
2.1 Сущность дистанционного обучения……………………………………10
2.2 Показатели эффективности и перспективы дистанционного обучения..12
2.3. Современные методы дистанционного обучения для подготовки высококвалифицированных менеджеров……………………………………17
Заключение……………………………………………………………………..23
Список литературы……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент пр.docx

— 98.16 Кб (Скачать файл)
  • интерактивном телевидении;
  • компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных, глобальных), с различными дидактическими возможностями в зависимости от используемых конфигураций (текстовых файлов, мультимедийных технологий, видеоконференций);
  • сочетание технологий компакт-дисков и сети Интернет.

Преимущество обучения, базирующегося на интерактивном телевидении, заключается в его возможности непосредственного визуального контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя. Его отрицательная сторона состоит в том, что при таком обучении практически тиражируется обычное занятие, будь оно построено по традиционной методике или с использованием современных педагогических технологий. Это может быть допустимо только при демонстрации уникальных методик, лабораторных опытов, когда преподаватели, и учащиеся могут стать свидетелями и участниками использования новых знаний, методов в своей области, новых информационных технологий, принять участие в дискуссии. Данная форма дистанционного обучения интерактивна и может считаться весьма перспективной в системе повышения квалификации и подготовки специалистов. Но в настоящий момент это чрезвычайно дорогостоящие технологии.

Следующий способ организации дистанционного обучения предполагает использование компьютерных телекоммуникаций в режиме электронной почты, телеконференций, информационных ресурсов региональных сетей и сети Интернет. Это самый распространен и не дорогой способ дистанционного обучения. При его организации предусматривается применение новейших средств телекоммуникационных технологий.

Третий способ, предполагает использование компакт-дисков в качестве базового электронного учебника. Он заключает в себе большие дидактические возможности для вузовского, школьного образования и для повышения квалификации специалистов. Преимущество компакт-диска в том, что он сочетает в себе следующие качества: интерактивность, мультимедийность, содержит большой объем информации и за счёт этого в значительной степени оптимизирует процесс дистанционного обучения.

Модели дистанционного обучения.

В своих статьях авторы рассматривают следующие модели, на которых базируется существующая в настоящее время сеть открытого и дистанционного обучения:

Первая модель - обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования и предназначенное для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могут посещать очные учебные заведения.

Вторая модель - обучение на базе одного университета. Это уже целая система обучения для студентов, которые обучаются не стационарно, а на расстоянии, заочно (открытые формы) или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации. Такие программы используются для получения разнообразных аттестатов образования.

Третья модель - обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений. Она предусматривает совместную подготовку единых программ заочного дистанционного обучения для нескольких учебных заведений по ведущим дисциплинам ( в любых районах страны и за рубежом). Такое сотрудничество в подготовке программ дистанционного обучения позволяет сделать их более качественными и менее дорогостоящими. Перспективная цель программы - дать возможность любому гражданину стран содружества, не покидая своей страны и своего дома, получить любое образование на базе функционирующих в странах содружества колледжей и университетов.

Четвертая модель - автономные образовательные учреждения, специально созданные для целей открытого или дистанционного обучения, в которых студенты могут получить образование по различным направлениям. Они специализируются на создании мультимедийных курсов. Обучение полностью оплачивается организациями и фирмами, в которых работают студенты. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет в Лондоне, на базе которого в последние годы проходят обучение дистанционно большое число студентов не только из Великобритании, но из многих стран Содружества.

Пятая модель - обучение по автономным обучающим системам. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством ТВ видеозаписей или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий. Примерами такого подхода к обучению на расстоянии могут служить американо - самоанский телевизионный проект.

 

2.2 Показатели эффективности и перспективы дистанционного обучения

Эффективность дистанционного обучения выражается чаще всего в свободной возможности совмещать обучение с работой. Ведь, как правило, для студента очень важно, чтобы его профессиональная деятельность не прерывалась. Если обучение не занимает слишком много времени, не является слишком трудоёмким, то большинство работающих студентов смогут охарактеризовать его, как эффективное. Сегодня выпускники, учившиеся дистанционно, выше оценивают престиж полученной профессии. Иногда они тоже испытают трудности, но и бывают наиболее успешными и лучше адаптированными в профессиональной сфере. Вместе с внедрением дистанционного обучения возрастают качественные характеристики специалистов, которые отличаются лишь позитивными чертами – быстрая адаптация в коллективе, уверенность в себе и своих силах, умением заниматься самообразованием.

В научной литературе нет чётко очерченных критериев эффективности дистанционного обучения, однако, проанализировав некоторые источники, мы пришли к выводу, что ими могут быть: информативность содержания обучения; гибкость обучения; технологическое состояние системы обучения; адаптивность программ для различных категорий учащихся, например для людей с особыми потребностями; доступность и экономичность обучения, в т.ч. по отношению к традиционному образованию; конечное качество подготовки специалистов. Общая оценка эффективности может быть выведена как сумма оценок по перечисленным критериям.

При этом на конечную эффективность обучения влияет ряд факторов: организация процесса обучения по выбранной модели, выбор средств и методов, информационно-коммуникационных технологий, профессионализм преподавателя, эффективность управления обучением (рис. 1).

Взирая на все преимущества, нельзя пренебрегать отрицательными сторонами дистанционного обучения, ведь устранение отдельных недостатков оказывает содействие усовершенствованию системы в целом. При этом следует отметить собственно отсутствие очного общения учителя и ученика, что, в конце концов, влияет на индивидуальность подхода в обучении. Студенты не всегда самодисциплинированы, сознательны и самостоятельны, что необходимо при дистанционном обучении. Если при традиционном обучении достаточно присутствия студента на занятиях, то для дистанционного образования нужна хорошая техническая оснащённость, которая будет оказывать содействие постоянному доступу к источникам информации. Недостаток практических занятий и отсутствие постоянного контроля тоже можно отнести к отрицательным моментам. При дистанционном обучении технических специалистов возникают и проблемы методического характера. Например, при обучении и повышении квалификации инженеров возникает потребность демонстрации выполнения процесса. Единственный выход при дистанционном обучении - анимация. А это невозможно при плохом техническом обеспечении. Отсутствие технической базы служит причиной проблемы проведения экзаменов в режиме «он-лайн» ведь студент для ответа на экзаменационные вопросы может пригласить за компьютер своего друга - отличника.

 

Рисунок 1

Факторы, влияющие на эффективность дистанционного обучения

 

Нужно также указать низкую теоретическую обоснованность проблемы дистанционного обучения. Это сказывается в отсутствии чётких целей обучения и необходимых начальных требований к студенту, для работы в этой системе; слабом уровне системы контроля его знаний; отсутствии требований к содержанию дистанционных курсов и учебно-методическому обеспечению; отсутствии централизованного планирования и чёткости в оперативном регулировании процесса развития учебно-методического комплекса в информационном направлении; слабом экономическом механизме стимулирования учебной и научно-методической активности преподавателей в сфере инновационных учебных технологий; неразвитой базе нормативных документов и отраслевых стандартов, которые определяют состав и содержание учебно-методического комплекса дистанционного обучения; склонности к традиционным технологиям обучения и компьютерофобии части профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.

Таким образом, к числу главных недостатков дистанционного обучения можно отнести:

- отсутствие  и студентов навыков самостоятельной  работы и как результат неэффективное использование времени занятий;

- неумение  сосредоточиться на обучении  в неофициальной (чаще домашней обстановке), повышенная отвлекаемость и рассеяность внимания студента;

- возможные  технические неполадки в системе  дистанционного обучения;

- периодическая  невозможность получить мгновенную  консультацию преподавателя;

- направленность  на людей старшего возраста, низкая  эффективность при обучении подростков  и молодежи (табл. 1).

Подобные недостатки обусловлены рядом проблем, сложившихся в системе дистанционного обучения нашей страны:

- терминологические  проблемы – отсутствие чёткого  психологического и педагогического  обоснования дистанционного обучения, ориентация сугубо на техническую  сторону, недостаток методик психолого-педагогического  сопровождения «обучения на расстоянии»;

- юридические  проблемы – неразвитость нормативно-правовой  базы дистанционного обучения, недостаточное количество специализированных учебных заведений;

 

Таблица 1

Преимущества и недостатки дистанционного обучения

Преимущества

Недостатки

Доступность и гибкость обучения, возможность обучения различных слоёв населения

Низкая эффективность из-за отсутствия навыков самостоятельной работы у студентов

Индивидуальный подход в обучении, открытость обучения

Отсутствие прямого контакта, «живого общения»

Освещение образования и профессиональной деятельности, карьерный рост

Направленность на людей старшего возраста, низкая эффективность при обучении подростков и молодежи

Объективность оценки знаний и навыков студентов

Технические неполадки, искажение информации

Самореализация студентов и преподавателей, развитие познавательных навыков, использование мотивации

Неумение сосредоточиться на обучении в неофициальной, отсутствие коллектива, недоразумения с преподавателем


 

- технико-методологические  проблемы – игнорирование психологических  законов восприятия и усвоения  информации с использованием  мультимедийных средств разной модальности: текст, рисунки, анимация, звуки, музыка, различные языки;

- методические  проблемы – сложность разработки  электронных вариантов традиционных учебных материалов, прежде всего, учебников и практических пособий.

Отдельно следует охарактеризовать психологические проблемы дистанционного обучения, содержащие четыре аспекта:

- психологический  барьер при пользовании компьютерными  технологиями, сетью Интернет, возникающие преимущественно у людей старшего возраста;

- отсутствие  коллектива, ощущение одиночества  и коммуникативного барьера с преподавателями;

- возможность  недоразумений между преподавателем  и студентов при искажении информации;

- нарушение  личной саморегуляции студента  или преподавателя, пониженный внутренний локус контроля, низкий уровень целеполагания, неумение планировать своё время и деятельность и т.д.1

Для решения этих проблем необходимо общее повышение уровня информационной и компьютерной грамотности населения, начиная со школы и др. заведений традиционного образования, создание специальных Интернет-конференций, форумов, которые бы гарантировали относительное «живое» общение групп студентов. Также необходимо сотрудничество традиционного и дистанционного обучения, сотрудничество преподавателей и студентов с использованием широкой терминологической и методологической базы психологии, педагогики, андрагогики.

И, несмотря на все эти проблемы, дистанционное обучение очень цениться психологами и педагогами. Но полная замена традиционных систем образования аналогичными – дистанционными пока вызывает некоторую насторожённость. Но бесспорно одно, студенты, обучающиеся дистанционно, более адаптированные к внешним условиям, ответственно и активны, а значит более успешные в современном деловом мире.

 

 

2.3 Современные методы дистанционного обучения для подготовки высококвалифицированных менеджеров

Одним из самых престижных методов для подготовки высококвалифицированных менеджеров является  обучение в Открытом Институте Делового Администрирования по программе MBA.

MBA  - Магистр делового администрирования (также — мастер делового администрирования, МДА; магистр бизнес-администрирования, МБА (Эм-Би-Эй); магистр экономического управления[1]; от англ. master of business administration, MBA) — квалификационная степень в менеджменте (управлении).

Информация о работе Подготовка менеджеров путем дистанционного обучения