Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 06:56, курсовая работа
Актуальность выбранной темы состоит в необходимости совершенствования процесса управления карьерой в организации, что обусловлено ситуацией в отрасли, современным состоянием кадрового вопроса, проблемой рационального использования кадрового потенциала, а значит – новыми требованиями, которые организации выдвигают к своим сотрудникам и которым необходимо соответствовать.
Вступление……………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие деловой карьеры и особенности ее формирования….…….5
1.1. Карьера, ее объективные и субъективные стороны……………………….5
1.2 Типовые конфигурации карьеры…………………………………………...6
Глава 2. Модели карьеры, ее типы и виды……………………………………..12
2.1. Модели деловой карьеры……………………………………...……………12
Виды карьеры и ее типы…………………………………………………….16
Глава 3. Этапы деловой карьеры и ее планирование…………………………20
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...23
ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ ФГБОУ ВПО «РАНХиГС»
Факультет Государственного и Муниципального Управления
Кафедра Менеджмента
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
Понятие и классификация деловой карьеры
ВОЛГОГРАД
2013
Содержание
Вступление……………………………………………………
Глава 1. Понятие деловой карьеры и особенности ее формирования….…….5
1.1. Карьера, ее объективные и субъективные стороны……………………….5
1.2 Типовые конфигурации карьеры…………………………………………...6
Глава 2. Модели карьеры, ее типы и виды……………………………………..12
2.1. Модели деловой карьеры……………………
Глава 3. Этапы деловой карьеры и ее планирование…………………………20
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Вступление
Карьера – это субъективно осознанные собственные поведение и позиция, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека. При этом необходимо соблюдение условия взаимной заинтересованности в развитии карьеры как предприятия, так и самого работника. Кроме того, карьера – мотивация к достижению успеха, знание самого себя, успех и самоотдача, самоконтроль и работоспособность, уверенность в себе и объективность.
Любой человек планирует свое будущее, основываясь на своих потребностях и социально-экономических условиях. Нет ничего удивительного в том, что он желает знать перспективы служебного роста и возможности повышения квалификации в данной организации, а также условия, которые он должен для этого выполнить. В противном случае мотивация поведения становится слабой, человек работает не в полную силу, не стремиться повышать квалификацию и рассматривает организацию, как место, где можно переждать некоторое время перед переходом на новую, более перспективную работу.
Карьера сотрудника в организации складывается из желания самого сотрудника реализовать собственный профессиональный потенциал и заинтересованности компании в продвижении именно этого сотрудника.
Организации, руководители которых понимают важность управления деловой карьерой своих сотрудников, делают серьезный шаг на пути к собственному процветанию. Управление карьерой дает возможность для роста специалиста или руководителя в стенах своей организации.
Актуальность выбранной темы состоит в необходимости совершенствования процесса управления карьерой в организации, что обусловлено ситуацией в отрасли, современным состоянием кадрового вопроса, проблемой рационального использования кадрового потенциала, а значит – новыми требованиями, которые организации выдвигают к своим сотрудникам и которым необходимо соответствовать.
В этой связи целью работы является изучение деловой карьеры и обобщение теоретических положений по технологии общего менеджмента.
Для достижения указанной цели в работе предполагается решение следующих задач:
-дать характеристику понятию деловой карьеры и особенностям ее формирования.
- изучить модели деловой карьеры, ее типы и виды.
- рассмотреть этапы деловой карьеры и ее планирование.
Объектом курсовой работы является деловая карьера, а предметом – анализ деловой карьеры в условиях современной экономики.
Методы исследования:
- рассмотрение современной
- изучение Интернет-ресурсов и публикаций;
- анализ статистический данных и данных социологических опросов.
1.1.Карьера, ее объективные и субъективные стороны
Под деловой карьерой понимается продвижение работника по ступенькам служебной иерархии или последовательная смена занятий как в рамках отдельной организации, так и на протяжении жизни, а также восприятие человеком этих этапов. Таким образом, карьера имеет как объективную, так и субъективную стороны.
С организационной точки зрения карьера рассматривается как совокупность взаимосвязанных решений лица о выборе того или иного варианта предстоящей деятельности. Этот выбор исходит из открывающихся перед ним возможностей преодоления расхождения между реальным и желаемым должностным положением. Поскольку такие решения принимаются в условиях недостатка информации, субъективной оценки себя и обстоятельств, нехватки времени или эмоциональной нестабильности, они далеко не всегда бывают последовательными, рациональными, целенаправленными, да и вообще оправданными.[4]
Например, даже если человек хорошо изучил свой участок работы, не все его способности и полученные знания подойдут для более высоких уровней управления, где могут быть необходимы черты, которые нельзя приобрести на нижних уровнях, и он не сумеет найти себя, несмотря на все старание. Поэтому прежние достижения необходимо учитывать только в контексте будущей работы.
Карьера может быть динамичной, связанной со сменой рабочих мест, и статичной, осуществляющейся в одном месте и в одной должности путем профессионального роста. Она бывает вертикальной, предполагающей должностное продвижение по ступеням иерархической лестницы, и горизонтальной, происходящей в пределах одного уровня управления, однако со сменой вида занятий, а подчас и профессии. Совмещение двух этих подходов дает так называемую ступенчатую карьеру.
Карьера может быть административной
или профессиональной. Многие фирмы, связанные
с наукоемкой деятельностью, чтобы сохранить
высококвалифицированные кадры и лучше
использовать их творческий потенциал,
ставят в соответствие служебной лестнице лестницу научных
степеней и званий («параллельная служебная
лестница», высшие ранги на которой соответствуют
должностям вице-президентов). Это предотвращает
переход интеллектуальной элиты на административную
работу, хотя на низших этажах взаимный
переход еще возможен. Таким образом, можно
говорить о профессионально-
Выделяется еще одна разновидность карьеры — центростремительная, суть которой состоит не столько в перемещениях как таковых, сколько в их реальном результате, заключающемся в приближении к «ядру» организации. Речь идет о том, что человек, даже не занимая каких-то высоких должностей, может оказаться близким руководству, допущенным в узкий круг общения, включенным в элиту.
Следовательно, успех в карьере можно рассматривать и с точки зрения продвижения внутри организации от одной должности к другой, более высокой, и с точки зрения степени овладения определенной профессией, составляющими ее навыками и знаниями, и с точки зрения получения особого признания руководства.
1.2. Типовые конфигурации карьеры
В процессе работы меняется уровень профессионализма и статус, но сочетание этих изменений в карьерах разных людей разное, что и рождает рисунок индивидуальной карьеры специалиста. Существует несколько типовых конфигураций карьеры.[3].
Рис. 1.1. Целевая карьера
Сотрудник раз и навсегда выбирает профессиональное пространство, планирует соответствующие этапы своего продвижения к профессиональному идеалу и стремиться к его достижению (рис. 1.1.).
2) Монотонная карьера.
Работник намечает раз и навсегда желаемый профессиональный статус и достигнув его не стремиться к карьерному продвижению в организационной иерархии даже при наличии возможностей улучшения своего социально профессионального и материального положения (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Монотонная карьера
3) Спиральная карьера — работник мотивирован к перемене видов деятельности и по мере их освоения продвигается по ступеням организационной иерархии (рис. 1.3).
Рис.1.3. Спиральная карьера
4) Мимолетная карьера — перемещение с одного вида деятельности в другой происходит стихийно, без видимой логики (рис. 1.4).
Рис.1.4. Мимолетная карьера
5) Стабилизационная карьера — специалист растет до определенного
уровня и остается на нем достаточно долго, более семи лет (рис. 1.5).
Рис.1.5. Стабилизационная карьера
6) Затухающая карьера — сотрудник растет до определенного статуса, останавливается на нем, затем начинается нисходящее движение.
Рис.1.6. Затухающая карьера
Передвижение улучшает морально-психологический климат, так как длительное общение руководителей и подчиненных приводит к потере официальности отношений между ними, панибратству, ослаблению дисциплины, а следовательно, снижению эффективности работы.
На Западе сегодня деловая карьера является объектом управления. Оно сводится к совокупности мероприятий, осуществляемых кадровыми службами и консалтинговыми фирмами, позволяющих работникам раскрыть свои способности и применить их наиболее выгодным для себя и организации способом. Их необходимость связана с тем, что большинство сотрудников, как показывают исследования, обычно относится к своей карьере пассивно, предпочитая, чтобы этими вопросами занимались их руководители. Поэтому во многих западных фирмах обязательным является планирование деловой карьеры, т.е. определение путей, ведущих к достижению ее цели.
Кадровые службы западных фирм составляют обычно на пять лет схему возможных перемещений с учетом ожидаемых вакансий и стимулируют планирование личной карьеры [4].
Здесь могут быть следующие варианты:
1. Повышение или понижение в
должности с расширением или
сокращением круга
2. Повышение уровня квалификации,
сопровождающееся поручением
3. Смена круга задач и обязанностей без повышения в должности и роста заработной платы, т.е. ротация, которая особенно характерна для Японии.
Программа развития карьеры должна обеспечивать повышение уровня заинтересованности работников, выявление лиц с высоким потенциалом продвижения. Она отражает следующие моменты:
— способы выявления сотрудников с высоким потенциалом роста и продвижения, который характеризуется не степенью подготовленности работников в настоящий момент, а их возможностями в долгосрочной перспективе с учетом возраста, образования, опыта, деловых качеств, уровня мотивации;
— стимулы к разработке индивидуальных планов карьеры;
— способы увязки карьеры с результатами оценки деятельности;
— пути создания благоприятных условий для развития (обучение, подбор должностей и разовые задания с учетом личных возможностей, кураторство);
— организацию эффективной системы повышения квалификации;
— возможные направление ротации;
— формы ответственности руководителей за развитие подчиненных.
Глава 2. Модели карьеры, ее типы и виды
2.1. Модели деловой карьеры
В процессе профессиональной деятельности человек постоянно делает выбор в пользу той ли иной ситуации, ставит какие-то приоритеты. Благодаря естественной уникальности каждого человека, тех ситуаций, в которые он попадает и тому, как он реагирует на эти ситуации, может быть несчетное множество разных карьер, но принято выделять следующие типы карьеры, более или менее подходящие под критерий универсальности, и способные описать большинство траекторий движения человека в компании:
1) «Трамплин»
- поступательный подъем по службе;
- занятие высшей должности и затем длительное время до ухода
на пенсию.
Рисунок 2.1. Модель карьеры «Трамплин»
Этот тип карьеры чаще всего характеризует руководителей и специалистов (рис. 2.1). Происходящие изменения в занимаемых должностях влекут за собой все возрастающую ответственность и все возрастающую оплату. Со временем происходит занятие какой либо наивысшей должности, а затем так называемый прыжок с трамплина – уход на пенсию [8].
Карьера «Трамплин» была типичной для советской экономики. На предприятиях, заводах люди часто занимали должности по 20 и более лет до ухода на пенсию. Встречается и другая ситуация – работник в силу субъективных причин не стремится к повышению. Такими причинами может быть как полная удовлетворенность занимаемой должности, так и боязнь увеличения ответственности на более высокой позиции.