Понятие и сущность менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 16:30, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.
В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов.

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент 2.docx

— 268.07 Кб (Скачать файл)

Введение

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов.

В России пока еще не достигнуты значительные успехи в теоретическом и практическом освоении менеджмента.

Реорганизовываются старые структуры управления и власти в российской экономике, при этом используются западные модели управления. Однако механическое перенесение концепции управления из одной социокультурной среды в другую, слепое копирование опыта того или иного государства практически невозможно и ведет к тяжелым экономическим и социальным последствиям. Менеджмент обусловлен такими базисными факторами, как тип собственности, форма государственного устройства, степень развития рыночных отношений. Поэтому развитие современного менеджмента в условиях перехода России к рыночной экономике в значительной мере зависит от этих факторов.

В данной работе рассмотрим, что же такое менеджмент, так как это понятие часто начинает встречаться нам в повседневной жизни.

Менеджмент – от английского – управление, организация – управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных с целью интенсификации производства и увеличения прибылей.

Менеджментом также называют науку об управлении человеческими отношениями в процессе производственной деятельности и взаимосвязей потребителей с производителями.

Менеджмент можно рассматривать как науку, изучающую природу управленческого труда, причины и следствия, факторы и условия, при которых совместный труд людей становится полезным и эффективным. Изучая менеджмент, мы получаем упорядоченные знания об управлении. Менеджмент как наука управления опирается на свои теории, законы и закономерности целенаправленной деятельности людей в процессе управления и имеет множество научных методов, которые можно использовать в практической деятельности. Они включают количественные расчеты, коммуникационные системы, разнообразные технологии решения проблем, методики анализа и некоторые другие.

Целью данной работы является рассмотрение сущности менеджмента. В работе поставлены следующие задачи:

1. Дать понятие и раскрыть  сущность менеджмента. Выявить Цели  и задачи менеджмента.

2. История развития менеджмента, предпосылки его возникновения. Основные школы управления.

3. Специфика менеджмента а России. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.

4. Задание. Заполнить сравнительную  характеристику моделей менеджмента  между Японией и Америкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и сущность менеджмента

Менеджмент (от англ. management — управление, организация) — система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом.  Менеджмент — это комплекс взаимосвязанных действий:

·        организация и управление (производством и коллективом);

·        постановка и корректировка задач;

·        разработка этапов работы;

·        принятие решений;

·        налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации);

·        регулирование процессов;

·        сбор и обработка информации;

·        анализ информации,

·        подведение итогов работы.

В последние годы растет значимость информационных ресурсов в менеджменте, поэтому приведенное выше определение можно расширить, добавив в перечень ресурсов еще и информационный.

Цели менеджмента:

·        получение (увеличение) прибыли;

·        повышение эффективности организации;

·        удовлетворение потребностей рынка;

·        решение социальных вопросов.  

 

Задачи менеджмента:

·        организация производства конкурентоспособных товаров;

·        совершенствование производственного процесса;

·        внедрение новейших наукоемких технологий;

·        повышение качества продукции;

·        снижение затрат на производство.

Основные функции менеджмента — организация и управление производством продукции.

Менеджер — это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью. Менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают не одинаковые.

·        высший уровень (top manager) — это генеральные директоры, директоры, члены правления предприятия;

·        среднее звено (middle manager) — руководители управлений, отделов, цехов;

·        низшее звено (entry manager) — руководители подотделов, секторов, бригад, групп. 

 

Менеджеры различаются также по служебным функциям. Наиболее распространенной позицией является sales manager — менеджер по продажам: если он отвечает за работу с регионами — это regional manager, если за распространение какой-то группы товаров — product manager; если за распространение и продвижение какой-либо марки товара — brand manager; если же менеджер участвует в разработке того или иного проекта, начиная от стадии разработки до полного его завершения, — это project manager. 

 

Понятия «менеджер» и «руководитель» не являются тождественными. Руководителями являются все люди, которые возглавляют тот или иной коллектив. Это могут быть, например, директоры предприятий, школ, гостиниц и др. Однако не всех их можно назвать «менеджерами». Менеджер работает на конкретный экономический результат: получение прибыли и достижение эффективности производства. А основной результат работы, например директора муниципальной общеобразовательной школы, — высокий уровень знаний школьников, что не является экономическим результатом. Поэтому нельзя считать такого руководителя менеджером. Итак, каждый менеджер — это руководитель, но не каждый руководитель — менеджер. 

 

Советский руководитель ориентировался не на эффективность работы предприятия, а на указания вышестоящих органов управления. Менеджер не имеет директивно установленного жесткого плана. Его ориентир — потребитель, рынок сбыта.

 

Современному менеджеру необходимы следующие качества:

·        глубокие познания в организации производства, экономике, финансах и своей отрасли деятельности;

·        знания в области человеческих отношений, позволяющие успешно работать с людьми, добиваться их заинтересованности в повышении экономических результатов деятельности предприятия;

·        предприимчивость (способность добиваться конкретных экономических и социальных целей благодаря нахождению и реализации нестандартных решений);

·        новаторство, изобретательность;

·        напористость, смелость, целеустремленность.  

 

Основные этапы истории менеджмента. Историю менеджмента нельзя рассматривать без увязки с эволюцией социально-экономических условий развития мирового сообщества. Принято выделять пять основных этапов такого развития.  

 

1.         Промышленный переворот-(с 20—30-х по 80—90-е гг. XIX в.):

  • техническая база: паровая и хлопкоочистительные машины, вул
  • канизация резины и другие новые промышленные технологии;
  • инфраструктура для развития промышленности: национальная система железных дорог, система каналов, телеграф и т.д.;
  • формирование общенационального рынка;
  • возникновение предприятий — действенной формы социальной организации работников;
  • у конкуренция как форма разорения или поглощения соперника.

 

 

2.         Эпоха массового производства (первые три десятилетия XX в.):

  • внедрение конвейерной системы, массовый выпуск продукции, резкое снижение стоимости товаров;
  • малонасыщенный рынок;
  • конкуренция как предложение стандартизированного продукта по самой низкой цене;
  • четкая дифференциация отраслей;
  • хорошие перспективы экономического роста для компаний;
  • слабое вмешательство государства в бизнес.

 

 

3.         Эпоха массового сбыта (30—50-е гг. XX в.):

  • насыщение спроса на товары и услуги;
  • переход от стандартной продукции к дифференцированной; смена производственной ориентации на рыночную; усиление роли внешней среды в деятельности предприятия;
  • государственное регулирование экономики.

 

 

4.         Постиндустриальное общество (60 —90-е гг. XX в.):

  • новое качество жизни: высокий уровень благосостояния граждан, высококачественные товары, индустрия досуга;
  • новые условия производства: быстроизменяющиеся технические решения, значительные вложения капитала в научно-исследовательские и опытно-промышленные работы, увеличение неопределенности внешней среды;
  • растущие ограничения со стороны государства: недовольство потребителей, вторжение иностранных конкурентов, меняющаяся трудовая мораль, все большая нехватка ресурсов;
  • смещение, социальных приоритетов и концентрация внимания на таких негативных явлениях, как загрязнение окружающей среды, обман потребителя через нечестную рекламу, манипуляция общественным мнением.

 

 

5.         Постэкономическая эпоха (с начала XXI в.):

  • новая экономика: от расточительности ресурсов к ресурсосбережению; разумное ограничение роста производства; рост сферы услуг;
  • переход к информационному обществу: прогресс в информационных и телекоммуникационных технологиях;
  • глобализация хозяйства: развитие транснациональных компаний; прозрачность политических границ; всемирные рынки; интеграция через информационные сети;
  • изменение жизненных приоритетов: самоограничение материального потребления;
  • ориентация на неэкономические и нематериальные ценности; здоровая экология.

 

 Развитие школ управления и эволюция управляющих систем

На фазах промышленного развития формируются различные подходы к управлению (рис. 2.1).

С развитием менеджмента развивались следующие школы и направления.

Классическая школа. Фредерик У. Тейлор, Ф. и Л. Гилбрет, Г.Гантт. При исследовании процесса ручного труда было обнаружено, что можно добиться более эффектного его выполнения. Тейлор проводил эксперименты, взвешивая уголь на лопате углекопа. В результате он нашел такую форму и размер лопаты, которые позволили в несколько раз повысить производительность труда. Сторонники научного направления пренебрегали материальным стимулированием сотрудников, таким, как заработная плата. Впервые работа по управлению была признана отдельной специальностью. Но основоположники классического направления были выходцами из рабочих, отсюда узость их подхода к менеджменту только как к управлению производством (рис. 2.2). Человек рассматривался как механизм в среде производства, как человек-машина. Такой подход называют тейлоризмом. Идеи Тейлора воплощаются в современной практике в системе нормирования рабочего времени на производстве, называемой фотографией рабочего места.

Рис. 2.2. Классическая школа менеджмента

Административный подход. Формулирует системы мер по рационализации не только производства, но и управления. Введение в практику функций управления: предвидение, организация, руководство, контроль (А. Файоль).

Бюрократические модели. Главная идея — четкое разделение задач, обязанностей и компетенций работников (менеджеров), специализация функций, строго иерархическое построение служб, руководство по четко установленным правилам. Высокая роль документооборота (М. Вебер).

Психотехнический подход. Исследование физиологических, психологических и эргономических факторов влияния на производительность персонала (В. Вундт).

Школа человеческих отношений. Идея — изучить, как формируются социальные группы и как они становятся производственным сообществом (Э. Мэйо).

Новая школа. В рамках формального и системного подхода ставит задачу внедрения в науку управления кибернетики, методов и аппарата точных наук (М. Бир).

Школа социальных систем. Идея — природа организации ставит определенные преграды на пути личности. Отсюда конфликты. Для того чтобы найти выход, надо изучить природные потребности человека (Саймон).

Эмпирическая школа. По мнению сторонников этой школы главная задача ученых — это сбор и обобщение материалов практики и разработка на этой основе рекомендаций управляющим.

На базе классического менеджмента получили развитие различные школы управления, в том числе промышленная инженерия - составная часть классического менеджмента. Содержит систему мер по научной организации производственных процессов на основе углубленного разделения труда и применения специальной техники и технологии (Ф. Гилбрет).

 

 

 Менеджмент представляет собой управленческие отношения (комплекс взаимосвязей работника в процессе подготовки и реализации управленческого воздействия в отдельно взятой организации). Основной задачей менеджмента является ориентация деятельности людей в соответствии с требованиями экономических законов.

Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, процессов и подпроцессов, но, несмотря на это, можно выделить 7 групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента:

 

  • производство;
  • материально-техническое снабжение и сбыт;
  • маркетинг;
  • финансы;
  • кадры;
  • инновации (нововведения);
  • эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности).

Информация о работе Понятие и сущность менеджмента