Понятие и сущность менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:13, реферат

Краткое описание

Менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением экономических методов управления.
Экономический механизм менеджмента состоит из трех блоков: внутрифирменное управление, управление производством, управление персоналом.

Вложенные файлы: 1 файл

Менекджмент в АПК..doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Глава   2

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА

 

§ 1. ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Менеджмент  — это самостоятельный вид  профессиональной деятельности, направленной на достижение намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением экономических методов управления.

Менеджмент  — это управление в условиях рынка. Он предполагает:

  • ориентацию предприятия на спрос и потребности рынка, запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом;
  • постоянное стремление к повышению эффективности производства, получению оптимальных результатов с меньшими затратами;
  • хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности предприятия и его подразделений;
  • постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
  • выявление конечного результата деятельности предприятия или его подразделений на рынке в процессе обмена;
  • необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии оптимальных решений.

Термин «менеджмент» по сути является аналогом термина «управление», однако не в полной мере. Термин «управление» шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление транспортными средствами); к разным сферам деятельности (управление в живой и неживой природе, управление государством); к разным органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).

Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне предприятия, действующего в рыночных условиях.

Рассматривая  суть понятия «менеджмент», важно  уточнить некоторые положения.

Менеджмент  как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности предприятия, на котором он работает. Он может владеть его акциями, а может и не иметь их, работая по найму. Труд менеджера — производительный, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников. Обеспечивая связь и единство производственного процесса, менеджмент объединяет работников различных специальностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, статистиков, психологов, бухгалтеров и т. д., работающих под руководством менеджера, управляющего предприятием или производственным отделением.

Возросшие требования к управлению обусловлены  увеличением размеров предприятий, сложностью технологии. В современных условиях все решения по финансовым, организационным и экономическим вопросам подготавливаются и вырабатываются профессионалами в области управления, осуществляющими также наблюдение и контроль за выполнением принятых решений.

Под хозяйственной  деятельностью применительно к  менеджменту понимают деятельность предприятия, во-первых, в любой отрасли  экономики — промышленности, торговле, строительстве, транспорте, банковском и страховом деле и т. д.; во-вторых, в любой сфере деятельности — производстве, сбыте, финансах, если она направлена на получение прибыли как конечного результата или предпринимательского дохода в зависимости от конкретных целей предприятия.

Таким образом, «менеджмент» применим только к тем категориям предприятий, которые осуществляют свою деятельность в целях получения прибыли (предпринимательского дохода). Менеджмент охватывает деятельность не только производственных предприятий, но и банков, страховых обществ, туристических агентств, гостиниц, транспортных компаний и других хозяйственных единиц, выступающих на рынке как самостоятельные экономические субъекты.

Содержанием хозяйственной  деятельности предприятия является снабжение производства всеми необходимыми ресурсами и организация технологического цикла в целом: внедрение результатов научно-исследовательских работ; разработка и совершенствование технологии; обеспечение требуемого уровня качества продукции; проведение коммерческих операций, операций товародвижения; осуществление всех видов расчетов; техническое обслуживание; материально-техническое снабжение; обеспечение финансовыми ресурсами; подбор персонала.

Эффективная хозяйственная  деятельность предприятия требует  стиля работы, основанного на постоянном поиске новых возможностей, умении привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников.

Изменения в  содержании хозяйственной деятельности предприятия связаны прежде всего с изменениями в характере собственности и появлением многочисленных индивидуальных или коллективных собственников.

Определение целей  деятельности предприятия на ближайшую  и дальнюю перспективы — главное  в менеджменте. Управление путем постановки целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей предприятия и обеспеченности соответствующими ресурсами. Различают цели общие и специфические. Общие цели отражают концепцию развития фирмы в целом, специфические разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности.

Рациональное  использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности, что осуществляется в процессе управления, когда группа сотрудничающих людей направляет свои действия на достижение общих целей на основе соответствующих мотиваций.

Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен требованиями рынка, в соответствии с которыми результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку в процессе обмена.

Экономический механизм менеджмента состоит из трех блоков: внутрифирменное управление, управление производством, управление персоналом (табл. 1 - 3).

 

  1. Внутрифирменное управление

 

Функции

Принципы

Экономические методы

Маркетинг

Централизация

Коммерческий  расчет

Планирование

Децентрализация

Внутрихозяйственный расчет

Организация

Сочетание централизации

и децентрализации

Цены  и механизм ценообразования

Контроль

Ориентация  на долгосрочные цели развития

 

Мотивация

Демократизация: участие работников в принятии решений высшим звеном управления

 

 

2. Управление производством

 

Инновационный менеджмент

Регулирование и обеспечение процесса производства

Обеспечение сбыта

Организационные

структуры управления

развитием производства

Проведение

НИОКР

Планирование, разработка ассортиментной политики

Разработка сбытовой политики

Функциональная

Научно-техническая  политика -

Повышение качества и конкурентоспособности продукции

Выбор каналов и методов  сбыта

Матричная

Разработка  и внедрение новой продукции

Технологическое обеспечение

Организация

сбыта

Линейно-функциональная

Организация научно-технической деятельности

Обеспечение материально-техническими ресурсами

 

Проблемно-целевое

управление

 

Повышение эффективности

 

Программно-целевое обучение


 

 

3. Управление персоналом

 

Разработка  и проведение кадровой политики

Оплата и стимулирование труда

Групповое управление

Социально-психологические аспекты управления

Принципы  подбора и расстановки персонала

Формы оплаты труда

Вовлечение  работников в управление на низовом уровне

Мотивация труда работников и творческая инициатива

Условия найма и увольнения

Пути  повышения производительности труда

Рабочие бригады и их функции

Организационная культура предприятия

Обучение и  повышение квалификации

Поощрительные системы оплаты труда

Взаимоотношения в коллективе

Влияние управления персоналом на деятельность фирмы и ее организацию

Оценка  персонала и его деятельности

 

Взаимоотношения с профсоюзами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении  прибыльной деятельности предприятия путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации и творческой активности каждого работника.

Прибыль создает  определенные гарантии дальнейшего  функционирования фирмы, поскольку  только ее накопление в виде различных  резервных фондов позволяет ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров. Ситуация на рынке постоянно меняется, происходят изменения в положении конкурентов, условиях и формах финансирования, конъюнктуре в отрасли или стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянный риск. Целью менеджмента является преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуются определенные резервные денежные средства и предоставление определенной степени свободы и самостоятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.

Важнейшей задачей  менеджмента является организация  производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

В связи  с этим в задачи менеджмента входят:

  • обеспечение автоматизации производства и подбор работников, обладающих высокой квалификацией;
  • стимулирование работы сотрудников путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы; постоянный контроль за эффективностью деятельности предприятия, координация работы всех его подразделений;
  • постоянный поиск и освоение новых рынков.

К задачам, решаемым менеджментом, также относятся:

  • определение конкретных целей развития фирмы;
  • выявление приоритетности целей, очередность и последовательность их решения;
  • разработка стратегии развития фирмы — хозяйственных задач и путей их решения;
  • выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;
  • определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
  • контроль за выполнением поставленных задач.

Задачи  управления усложняются по мере увеличения масштабов производства, что требует возрастающих объемов ресурсов — материальных, финансовых, трудовых и др.

 

§ 3. ХАРАКТЕРНЫЕ АСПЕКТЫ И СТАДИИ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Существуют  экономический, социально-психологический, правовой и организационно-технический  аспекты менеджмента.

Экономический аспект — это управление процессом производства, в ходе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.

Социально-психологический аспект присущ деятельности особой группы лиц по организации персонала и руководству для достижения поставленных целей. К нему относится система власти, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненными, а также социальная функция, в которой отражаются культура общества, его традиции, ценности и обычаи.

Правовой аспект отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую ими политику и существующее законодательство. Важнейшее значение имеют положения торгового права, касающиеся вопросов создания предприятий, заключения контрактов, промышленной собственности, а также государственное регулирование бизнеса.

Организационно-технический аспект включает рациональную оценку ситуации и систематический отбор целей и задач, упорядочение требуемых ресурсов, рациональное проектирование, организацию, руководство и контроль за действиями, необходимыми для достижения избранных целей, мотивацию и вознаграждение людей, осуществляющих эту работу.

Информация о работе Понятие и сущность менеджмента