Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:13, реферат
Менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением экономических методов управления.
Экономический механизм менеджмента состоит из трех блоков: внутрифирменное управление, управление производством, управление персоналом.
Глава 2
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА
§ 1. ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА
Менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением экономических методов управления.
Менеджмент — это управление в условиях рынка. Он предполагает:
Термин «менеджмент» по сути является аналогом термина «управление», однако не в полной мере. Термин «управление» шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление транспортными средствами); к разным сферам деятельности (управление в живой и неживой природе, управление государством); к разным органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).
Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне предприятия, действующего в рыночных условиях.
Рассматривая суть понятия «менеджмент», важно уточнить некоторые положения.
Менеджмент
как самостоятельный вид
Возросшие требования к управлению обусловлены увеличением размеров предприятий, сложностью технологии. В современных условиях все решения по финансовым, организационным и экономическим вопросам подготавливаются и вырабатываются профессионалами в области управления, осуществляющими также наблюдение и контроль за выполнением принятых решений.
Под хозяйственной деятельностью применительно к менеджменту понимают деятельность предприятия, во-первых, в любой отрасли экономики — промышленности, торговле, строительстве, транспорте, банковском и страховом деле и т. д.; во-вторых, в любой сфере деятельности — производстве, сбыте, финансах, если она направлена на получение прибыли как конечного результата или предпринимательского дохода в зависимости от конкретных целей предприятия.
Таким образом, «менеджмент» применим только к тем категориям предприятий, которые осуществляют свою деятельность в целях получения прибыли (предпринимательского дохода). Менеджмент охватывает деятельность не только производственных предприятий, но и банков, страховых обществ, туристических агентств, гостиниц, транспортных компаний и других хозяйственных единиц, выступающих на рынке как самостоятельные экономические субъекты.
Содержанием хозяйственной деятельности предприятия является снабжение производства всеми необходимыми ресурсами и организация технологического цикла в целом: внедрение результатов научно-исследовательских работ; разработка и совершенствование технологии; обеспечение требуемого уровня качества продукции; проведение коммерческих операций, операций товародвижения; осуществление всех видов расчетов; техническое обслуживание; материально-техническое снабжение; обеспечение финансовыми ресурсами; подбор персонала.
Эффективная хозяйственная деятельность предприятия требует стиля работы, основанного на постоянном поиске новых возможностей, умении привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников.
Изменения в содержании хозяйственной деятельности предприятия связаны прежде всего с изменениями в характере собственности и появлением многочисленных индивидуальных или коллективных собственников.
Определение целей
деятельности предприятия на ближайшую
и дальнюю перспективы —
Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности, что осуществляется в процессе управления, когда группа сотрудничающих людей направляет свои действия на достижение общих целей на основе соответствующих мотиваций.
Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен требованиями рынка, в соответствии с которыми результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку в процессе обмена.
Экономический механизм менеджмента состоит из трех блоков: внутрифирменное управление, управление производством, управление персоналом (табл. 1 - 3).
Функции |
Принципы |
Экономические методы |
Маркетинг |
Централизация |
Коммерческий расчет |
Планирование |
Децентрализация |
Внутрихозяйственный расчет |
Организация |
Сочетание централизации и децентрализации |
Цены и механизм ценообразования |
Контроль |
Ориентация на долгосрочные цели развития |
|
Мотивация |
Демократизация: участие работников в принятии решений высшим звеном управления |
2. Управление производством
Инновационный менеджмент |
Регулирование и обеспечение процесса производства |
Обеспечение сбыта |
Организационные структуры управления развитием производства |
Проведение НИОКР |
Планирование, разработка ассортиментной политики |
Разработка сбытовой политики |
Функциональная |
Научно-техническая политика - |
Повышение качества и конкурентоспособности продукции |
Выбор каналов и методов сбыта |
Матричная |
Разработка и внедрение новой продукции |
Технологическое обеспечение |
Организация сбыта |
Линейно-функциональная |
Организация научно-технической деятельности |
Обеспечение материально-техническими ресурсами |
Проблемно-целевое управление | |
Повышение эффективности |
Программно-целевое обучение |
3. Управление персоналом
Разработка и проведение кадровой политики |
Оплата и стимулирование труда |
Групповое управление |
Социально-психологические аспекты управления |
Принципы подбора и расстановки персонала |
Формы оплаты труда |
Вовлечение работников в управление на низовом уровне |
Мотивация труда работников и творческая инициатива |
Условия найма и увольнения |
Пути повышения производительности труда |
Рабочие бригады и их функции |
Организационная культура предприятия |
Обучение и повышение квалификации |
Поощрительные системы оплаты труда |
Взаимоотношения в коллективе |
Влияние управления персоналом на деятельность фирмы и ее организацию |
Оценка персонала и его деятельности |
Взаимоотношения с профсоюзами |
§ 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
Конечная цель
менеджмента состоит в
Прибыль создает определенные гарантии дальнейшего функционирования фирмы, поскольку только ее накопление в виде различных резервных фондов позволяет ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров. Ситуация на рынке постоянно меняется, происходят изменения в положении конкурентов, условиях и формах финансирования, конъюнктуре в отрасли или стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянный риск. Целью менеджмента является преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуются определенные резервные денежные средства и предоставление определенной степени свободы и самостоятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.
Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности предприятия и его стабильного положения на рынке.
В связи с этим в задачи менеджмента входят:
К задачам, решаемым менеджментом, также относятся:
Задачи управления усложняются по мере увеличения масштабов производства, что требует возрастающих объемов ресурсов — материальных, финансовых, трудовых и др.
§ 3. ХАРАКТЕРНЫЕ АСПЕКТЫ И СТАДИИ МЕНЕДЖМЕНТА
Существуют экономический, социально-психологический, правовой и организационно-технический аспекты менеджмента.
Экономический аспект — это управление процессом производства, в ходе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.
Социально-психологический
Правовой аспект отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую ими политику и существующее законодательство. Важнейшее значение имеют положения торгового права, касающиеся вопросов создания предприятий, заключения контрактов, промышленной собственности, а также государственное регулирование бизнеса.
Организационно-технический