Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 22:38, доклад
Слово коммуникация происходит от латинского communico «делаю общим, связываю, общаюсь». Наиболее близким к нему по значению является русское слово общение.
Коммуникация выполняет жизнеобеспечивающую роль не только для каждого отдельного человека, но и в организации.
По преданию одного из африканских племен, бог при сотворении обитателей континента создал сначала барабанщика, и потом только охотника и кузнеца.
1.Понятие коммуникаций и их значение для эффективности управления.
Слово коммуникация
происходит от латинского communico «делаю
общим, связываю, общаюсь». Наиболее близким
к нему по значению является русское слово
общение.
Коммуникация выполняет
жизнеобеспечивающую
роль не только для каждого
отдельного человека,
но и в организации.
По преданию одного из африканских племен,
бог при сотворении обитателей континента
создал сначала барабанщика, и потом только
охотника и кузнеца. Мудрый африканский
бог понимал: племя выживет не столько
благодаря меткому охотнику или ловкому
кузнецу, сколько при наличии умелого
барабанщика, который в минуту опасности
мгновенно соберет соплеменников. Такую
же функцию «коллективного организатора»
выполнял вечевой колокол на Руси.
Один из руководителей американской фирмы
«Сирс», сумевший увеличить объем продаж
с 5 до 15 млрд. долл. в год, так объяснил
свою причину успеха: «Много лет назад
мы поняли, что существует только один
способ расширить дело – улучшить коммуникацию».
Эффективная коммуникация — коммуникация, способствующая достижению целей участников общения. Она предполагает выяснение следующих вопросов:
каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться ь процессе общения;
как преодолеть
коммуникативные барьеры
Каждая организация
пронизана сетью информационных
каналов, которые предназначены для
сбора, анализа и систематизации информации
о внешней среде, а также для передачи
переработанных сообщений обратно во
внешнюю среду.
Специфичность взаимодействия людей в
процессе их жизнедеятельности состоит
в использовании языка
(животные тоже обладают звуковыми и двигательными
средствами обмена информацией, однако
взаимодействие между ними ученые называют
«биологически целесообразным совместным
поведением, направленным на адаптацию
к среде»).
Язык является важнейшим
средством человеческого
общения. Коммуникация может иметь место
лишь в том случае, если общающиеся
люди понимают друг
друга, то есть они говорят на одном
языке и у них имеется общий социальный
опыт.
Пример: фирма «Дженерал моторс» выпустила
на латиноамериканский рынок новую модель
автомобиля и назвала его специально для
латиноамериканцев – «Чеви нова». Модель
не пошла на рынке. Проводя исследование,
фирма, к своему ужасу, установила что
слово «нова» по-испански означает «она
не едет».
Главная цель коммуникации
– обмен информацией
различного рода. Обмен информацией
осуществляется с помощью языка. Хотя
очевидно, что обмен информацией и общение
происходит не только с помощью языка.
С древнейших времен в человеческом обществе
использовались дополнительные средства
общения и передачи информации, многими
из которых существуют до сих пор. (Примеры:
свист, язык цветов, дорожные знаки и пр.).
Используя язык, менеджер устанавливает
контакт с клиентами и подчиненными, мотивирует
на выполнение тех или иных действий, выражает
свое отношение.
С помощью профессионального языка менеджер
осуществляет управленческое воздействие
и взаимодействует с персоналом.
2.Виды
коммуникаций.
Коммуникации отражают различные виды
интересов, определяющих результаты
деятельности человека.
В связи с этим можно выделить коммуникации
социально-психологического,
организационного
и экономического
характера. На формировании этих коммуникаций
строится система стимулирования и мотивации.
Внешние коммуникации – коммуникации
между организацией и внешней средой.
Факторы внешней среды очень сильно влияют
на деятельность организации.
Организации пользуются разнообразными
средствами для коммуникаций с составляющими
своего внешнего окружения. С имеющимися
и потенциальными потребителями они сообщаются
с помощью рекламы и других программ продвижения
товаров на рынок. В сфере отношений с
общественностью первостепенное внимание
уделяется созданию определенного образа,
имиджа организации на местном, общенациональном
или международном уровне. Организация,
где есть профсоюз, должна поддерживать
связь с законными представителями лиц,
работающих по найму. Если профсоюз в данной
организации отсутствует, она может общаться
со своими работниками ради того, чтобы
профсоюз не появился. Это лишь немногие
примеры из всего разнообразия способов
реагирования организации на события
и факторы внешнего окружения.
Внутренние коммуникации
– коммуникации внутри организации между
различными уровнями и подразделениями.
Они могут быть формальными и неформальными.
Одноканальные и многоканальные
коммуникации. Каждый человек имеет
разнообразные интересы, которые и определяют
множественность его коммуникаций. Но
в определенной деятельности человека
его интересы могут сводиться к одному
типу связей. Это бывает при очень узкой
специализации деятельности или очень
ограниченных полномочиях. Одноканальные
коммуникации часто выступают в виде
явной и намеренно выделенной приоритетности
проблемы в комплексе действий менеджера.
Многоканальные коммуникации свидетельствуют
о широте подхода к проблематике управления,
разнообразии решаемых проблем.
Коммуникации могут
быть устойчивыми и
неустойчивыми. И тот, и другой вид может
играть различную роль в управлении. В
одном случае позитивное значение имеют
устойчивые коммуникации, в другом, напротив,
неустойчивые. Всё зависит от того, как
те или иные коммуникации определяют качество
управленческого решения.
Конечно, понятие устойчивости коммуникаций
носит условный характер. Но каждый менеджер
знает, какие связи ему мешают в работе
и какие способствуют, какие устойчиво
мешают, а какие могут быстро и безболезненно
исчезнуть.
Коммуникации формальные
и неформальные. Канал
неформальных коммуникаций
можно назвать каналом
распространения слухов. Поскольку
по каналам слухов информация передается
много быстрее, чем по каналам формального
сообщения, руководители пользуются первыми
для запланированной утечки и распространения
определенной информации или сведений
типа «только между нами». В этом случае
доверенным лицом выступает обычно секретарь
или ассистент: известно, что во время
неформального общения после работы или
в перерывах, в «курилках», секретари часто
обмениваются информацией, особенно, когда
речь идет о вопросах, касающихся изменения
внутрифирменной организации деятельности
или перемещениях в штате. Исследования
показывают, что информация, передаваемая
по каналам неформального сообщения, то
есть слухи, чаще оказывается точной;
80-99% слухов точны в отношении
непротиворечивой информации
о самой компании. Уровень точности,
как правило, меньше, когда речь идет о
личной или о сильно эмоционально окрашенной
информации. Кроме того, независимо от
точности все свидетельствует в пользу
влиятельности слухов, будь их воздействие
положительным или отрицательным.
Формальные коммуникации
– коммуникации, которые определяются
организационной структурой предприятия,
взаимосвязью уровней управления и функциональных
отделов. Чем больше
уровней управления,
тем выше вероятность
искажения информации,
так как каждый уровень управления может
корректировать и отфильтровывать сообщения.
По условию возникновения и характеру
проявления в деятельности человека коммуникации
могут быть ситуационными и постоянными.
Ситуационные коммуникации нередко
отражают возникновение конфликтов и
тем самым требуют дополнительного внимания.
Эти коммуникации могут быть разрушительными
для организации. Ситуационные коммуникации
возникают как результат деятельности
менеджера. Ведь конфликт
– не всегда отрицательное
явление, он может быть
и благом.
3.Основные
элементы коммуникации
Согласно М.Х. Мескону , основная
цель коммуникационного
процесса обеспечение
понимания информации,
являющейся предметом
обмена, то есть сообщений. Однако сам
факт обмена информацией не гарантирует
эффективности общения участвовавших
в обмене людей. Чтобы лучше понимать процесс
обмена информацией и условия его эффективности,
следует иметь представление об элементах
и этапах процесса.
В процессе обмена
информации можно выделить
четыре базовых элемента:
·
· сообщение – собственно информация,
закодированная с помощью символов;
· канал – средство передачи информации;
· получатель – лицо, которому предназначена
информация и которое интерпретирует
ее.
При обмене информацией отправитель и
получатель проходят несколько
взаимосвязанных этапов.
Их задача – составить сообщение и использовать
канал для его передачи таким образом,
чтобы обе стороны поняли и разделили
исходную идею. Это сложно, так как на каждом
этапе смысл сообщения может быть искажен
или полностью утрачен.
В практике менеджмента разработаны специальные
формы деловых коммуникаций, успешное
использование которых позволяет повысить
качество и продуктивность деловых коммуникаций.
К специальным формам можно отнести беседы,
телефонные разговоры, совещания, переговоры,
конференции.
В процессе обмена информацией есть четыре основных обязательных элемента:
Однако сам процесс коммуникации состоит из большего числа элементов и этапов.
У отправителя изначально должна зародиться идея, или это можно сформулировать как "сначала думай, а потом говори". Должно быть продумано, какую мысль собираются донести до получателя, почему и каким образом это должно быть воспринято. Например, если передается информация о представлении нового товара потребителю, то определяется, что ему надо знать о товаре, почему ему нужен этот товар и каким образом этот товар принесет наибольшую пользу.
Таким образом, обрабатывая идею "под получателя", рождается информация, которую необходимо представить в каком-либо виде или, иначе говоря, произвести кодирование. Кодировка - это перевод информации в слова, символы, интонацию, жесты (язык тела). Кодирование во многом зависит от того, какой канал или средство передачи будет выбрано: устная речь, письменное обращение, знак, плакат, канал электронной коммуникации (компьютерная связь) и т. д. Если канал не соответствует идее, появившейся на начальном этапе, обмен информацией будет неэффективен. Например, если нужно объяснить, как работает новое оборудование, можно сделать это либо устно, либо написав определенную инструкцию. Если процесс работы сложный, то второй канал коммуникации будет более эффективным, особенно если он подкреплен наглядной информацией (рисунками и графиками).
Выбор средства сообщения не должен ограничиваться единственным каналом. Часто желательно использовать два или более средств коммуникации в сочетании. Это может усилить эффект восприятия и исправить недостатки какого-то одного канала.
Важным фактором, влияющим на коммуникационный процесс, является организационный аспект, а именно конфигурация коммуникационных сетей.
Сети - это соединение определенным образом участвующих в коммуникационных процессах индивидов или элементов с помощью информационных потоков.
Централизованные информационные потоки (тип "колесо", радиальная). Характеризуется тем, что один из членов группы всегда находится на пересечении всех направлений общения.
Понимание этих типов коммуникационных сетей важно при определении властных полномочий и социальных позиций в группе.
Выбор на практике той или иной сети коммуникаций определяется целями и задачами, стоящими перед группой. Если необходимо совершенствование системы коммуникаций, то целесообразно начать с анализа коммуникационных сетей.
Передача информации получателю - это физическое доведение информации до получателя, которую часто принимают за весь процесс коммуникации. Фактически это процесс организации доступности информации или информационного сообщения. В организации этот процесс обеспечивается секретарями, посыльными или электронными средствами. Получатель (например, исполнитель или начальник) должен увидеть, услышать и понять то, что ему сообщают.
Понимание зависит от того, как происходит декодирование информационного сообщения. Декодирование - это перевод символов отправителя в мысли получателя. Чем точнее символы выбраны, тем точнее они будут декодированы. Каждый руководитель должен подбирать такие выражения своих мыслей, которые соответствуют уровню восприятия подчиненного.
Весь процесс передачи информации был бы неполным без получения (контроля) и интерпретации обратной связи. После получения сообщения у получателя возникает реакция, которая характеризует то, как было понято сообщение. Получатель производит действие, которое также должно быть декодировано, но уже самим отправителем. Возникает обратная связь, которая позволяет контролировать и корректировать процесс передачи информации. Обратная связь повышает эффективность всего коммуникационного процесса и позволяет компенсировать шум в канале. Шумом называют то, что искажает смысл передаваемой информации. Это может быть чисто механическая неисправность (например, плохое качество печати), разница в образовании участников процесса (люди не понимают терминологию или понимают ее по-своему), разница в восприятии и т. д. Шум присутствует, практически, всегда. Поэтому руководителю нужно знать возможные источники шумов и способы их устранения.
4. Понятие коммуникационного
процесса и его этапы
М.Х. Мескон ссылается на исследования,
согласно которым руководитель
от 50 до 90% всего времени
тратит на коммуникации – он занимается
этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных
отношениях, информационном обмене и процессах
принятия решений. Качество коммуникаций
может прямо влиять на степень реализации
целей организации. Отсюда можно сделать
вывод, что взаимопонимание
между руководителем
и человеком, который
является получателем
информации для дальнейшей
ее передачи по назначению
– то есть секретарем, личным помощником,
ассистентом – является
ключом к эффективному
обмену информацией.
Коммуникационный
процесс – это последовательность
действий при общении
людей.
В результате этого процесса происходит
продвижение информации по следующим
этапам:
·
· кодирование и выбор канала;
· передача;
· декодирование;
· обратная связь и помехи.
Мы проанализируем эти этапы, чтобы показать,
какие проблемы могут возникать в разных
точках коммуникационного процесса.
1. Зарождение идеи.
Обмен информацией начинается с формулирования
идеи или отбора информации.
Отправитель решает, какую значимую идею
или сообщение следует сделать предметом
обмена. Его роль заключается в проектировании
и кодировании информации с последующей
передачей другим участникам процесса.
Очень важно правильно и тщательно сформулировать
свою идею, сделать ее конкретнее, с тем,
чтобы она стала интересной и притягательной
для получателя. Важно помнить, что идея
еще не трансформирована в слова или не
приобрела другой формы, в которой она
послужит обмену информацией. Отправитель
решил только, что именно он хочет сделать
предметом обмена информацией. Чтобы осуществить
обмен эффективно, он должен принять в
расчет множество факторов.
2. Кодирование и выбор
канала. Прежде чем передать идею, отправитель
должен с помощью символов закодировать
ее, использовав для этого слова, интонации
и жесты (язык тела). Такое кодирование
превращает идею в сообщение.
Отправитель должен также выбрать канал,
совместимый с типом
символов, использованных для кодирования.
К некоторым общеизвестным каналам относятся
передача речи и письменных материалов,
а также электронные средства связи, включая
компьютерные сети, электронную почту,
видеоленты и видеоконференции. Если канал
непригоден для физического воплощения
символов, передача невозможна. Если канал
не слишком соответствует идее, обмен
информацией будет менее эффективен.
Выбор средства сообщения
не должен ограничиваться
единственным каналом. Часто желательно
использовать два или более средств коммуникации
в сочетании. Процесс усложняется, поскольку
отправителю приходится устанавливать
последовательность использования этих
средств и определять временные интервалы
в последовательности передачи информации.
Тем не менее, считается, что одновременное
использование средств обмена устной
и письменной информацией обычно эффективнее,
чем, скажем, обмен только письменной.
Например, если на собрании начальников
отделов, у начальника финансового отдела
есть предложения по упрощению взаиморасчетов,
эффективнее будет их представить письменно
в виде раздаточного материала, на экране
или флип-чарте в виде графиков, или схем,
или видеоролика, комментируя все это
устно. При этом больше вероятность, что
информация воспримется во-первых, положительно,
во-вторых, полностью или в максимальном
объеме, в-третьих, будут оперативно учтены
пожелания и предложения заинтересованных
коллег.
3. Передача. На третьем этапе отправитель
использует канал для доставки сообщения
(закодированной идеи или совокупности
идей) получателю. Речь идет о физической
передаче сообщения, которую многие люди
по ошибке и принимают за сам процесс коммуникации.
В то же время передача является лишь одним
из важнейших этапов, через которые необходимо
пройти, чтобы донести идею до другого
лица. Передача информации осуществляется
с использованием знаковых
систем.
Вербальная коммуникация
в качестве знаковой системы использует
речь – систему фонетических знаков,
включающую два принципа: лексический
и синтаксический.
Речь является самым
универсальным средством
коммуникации, так как при передаче
информации при помощи речи менее всего
теряется смысл сообщения. При
помощи речи осуществляется
кодирование и декодирование
информации. В структуру речевого общения
входят значение и смысл слов, фраз. Важную
роль играет точность употребления слова,
его выразительность и доступность, правильность
построения фразы и ее доходчивость, правильность
произношения звуков, слов, выразительность
и смысл интонации. Многое зависит от принятой
в компании терминологии и так называемого
«корпоративного сленга»: например,
в компаниях, занимающихся информационными
технологиями и программным обеспечением,
есть свой стиль и язык общения, зачастую
непонятный непосвященным: слово «зависнуть»
будет обозначать, что программа не отвечает
на посылаемые запросы, и, как правило,
не будет употребляться в своем прямом
значении.
В основе невербальной
коммуникации лежит информация, посланная
отправителем без использования слов,
взамен которых применяются любые символы.
Основные функции невербальных средств
– это дополнение и замещение речи, отражение
эмоциональных состояний партнеров по
коммуникативному процессу.
Хотя речь является
универсальным средством
общения, она приобретает
значение только в совокупности
с использование невербальных
символов для трансляции
сообщений. Проведенные исследования
показывают, что 55% сообщений воспринимается
через выражение лица, позы и жестов, а
38% – через интонацию и модуляции голоса.
Это говорит о важности необходимости
изучения невербальных сигналов.
4. Декодирование.
После передачи сообщения отправителем
получатель декодирует его. Декодирование
– это перевод символов
отправителя в мысли
получателя. Если символы, выбранные
отправителем, имеют точно такое же значение
для получателя, последний будет знать,
что именно имел в виду отправитель, когда
формулировалась его идея. Если реакции
на идею не требуется, процесс обмена информацией
на этом должен завершиться.
5. Обратная связь.
Обмен информацией можно считать эффективным,
если получатель продемонстрировал понимание
идеи через обратную связь, произведя
действия, которых ждал от него отправитель.
Информация о работе Понятие коммуникаций и их значение для эффективности управления