Понятие коммуникаций и их значение для эффективности управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 22:38, доклад

Краткое описание

Слово коммуникация происходит от латинского communico «делаю общим, связываю, общаюсь». Наиболее близким к нему по значению является русское слово общение.
Коммуникация выполняет жизнеобеспечивающую роль не только для каждого отдельного человека, но и в организации.
По преданию одного из африканских племен, бог при сотворении обитателей континента создал сначала барабанщика, и потом только охотника и кузнеца.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ по общему менеджменту.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

5.Коммуникационные барьеры.

Чаще всего  разногласия и непонимание, т.е. “барьеры”  коммуникаций, связаны не с искажением информации или ее недостатком, а  с неумением или нежеланием почувствовать  другого человека, проникнуться его потребностями, заботами, или болью. Расхождения возникают из-за желания навязать свое видение и понимание ситуации. Часто препятствием на пути к согласию является опасение потерять влияние (над человеком, группой).

Американский  психолог Маршал Розенберг, разрабатывающий принципы “ненасильственной коммуникации”, считает, что существуют три основные формы общения, которые препятствуют состраданию, провоцируя при этом непонимание и вынужденную защиту.

1. Слова, воспринимаемые  как требование. Для каждого из нас дорога автономия - возможность самостоятельно выбрать себе цели и действовать в соответствии с выбором. Требование угрожает этой возможности. Когда мы слышим требование, то часто видим перед собой два пути: подчинение или борьбу. Когда же нас просят, мы чувствуем себя свободными и охотно откликаемся на просьбу, если ожидаемые от нас действия не противоречат нашим ценностям. Если же действия не созвучны нашим целям и ценностям, мы просто говорим о невозможности откликнуться на просьбу.

2. Слова, которые воспринимаются как диагноз, осуждение. Когда мы говорим людям, что считаем их грубыми, эгоистичными или невнимательными к окружающим, то они, как правило, начинают плохо думать или о себе, или о нас. Если они изменили поведение, которое мы осудили, то сделали это, скорее испытывая стыд, страх или вину, чем из желания действовать в согласии с нами.

3. Слова, не  оставляющие выбора. Возможность  самостоятельно осуществлять выбор  прибавляет нам силы. Особенно  необходима для человека возможность  выбирать свою цель, свой путь к мечте.

“Барьерами” коммуникаций может быть незнание основных каналов  получения информации и неумение собеседников определять ведущий путь усвоения информации друг другом.

Часто при общении  допускаются следующие ошибки:

1. Ошибки в  разговоре

“Читаем мысли” другого. Человек может ошибочно полагать, что его считают глупым, злым, жадным и т. д. “Я вижу, ты считаешь меня глупым (жадным, злым и т. д.)”.

Принимаем молчание за внимание. Если собеседник молчит, то это еще не означает, что он слушает.

Попытка скрыть свои чувства. Напрасно ожидать откровенности  от собеседника, если сам держишь  свои чувства под замком.

Недооцениваем необходимость тратить время  на коррекцию эмоционального состояния - своего или собеседника. Например, если вы догадались, что собеседник испытывает какое-либо чувство, то полезнее помочь ему открыть это чувство, снизив тем самым остроту переживаний.

Призываем других измениться или требуем от них  стать такими, как нужно нам. Призыв или совет: “Не будь таким чувствительным” или какой-либо сходный с ним бессмысленнее.

2. Ошибки при  слушании

Притворство, что  слушаем. Как бы мы ни притворялись, отсутствие интереса непременно проявится  в выражении лица или в жестах.

Когда мы мысленно не соглашаемся с говорящим, то часто  прекращаем слушать, и ждем своей очереди высказаться. Дождавшись, увлекаемся обоснованием своей точки зрения, а затем не можем переключить внимание на говорящего после того, как высказались. Тем самым теряем нить разговора и затрудняем понимание друг друга.

Оказываемся под влиянием чувств сильно взволнованного собеседника и пропускаем смысл сообщения.

Задавание лишних вопросов с целью показать, что  разговор интересен.

Коммуникативные барьеры делятся на :

1. Технические  барьеры;

2. Социально-культурные  барьеры;

3. Психологические барьеры;

4. Барьеры понимания.

Мы рассмотрим только социально-культурные, психологические  и барьеры понимания, разделив их на следующие три группы: барьер «авторитет»; барьер «избегание»; барьер «непонимание». 

6.Организация  обратной связи 
 

       Точность понимания получателем  смысла высказывания  станет  очевидной

для отправителя  только тогда, когда произойдет смена  коммуникативных  ролей

и получатель превратится  в отправителя и своими высказываниями даст знать  о

том, как он понял  смысл принятой информации. В  этом  проявляется  суть  еще

одного важнейшего элемента коммуникационного процесса - обратной связи.

       Эффективный обмен информацией  должен быть  двусторонне  направленным:

обратная связь  необходима,  чтобы  понять,  в  какой  мере  сообщение  было

воспринято и  понято. Руководитель, который не  наладит  обратную  связь  для

получателя  информации,  обнаружит,  что  эффективность  его  управленческих

действий  резко  снижена.  Аналогичным  образом,  если  обратная   связь   с

работниками   заблокирована,   руководитель   в   конце   концов    окажется

изолированным или обманываемым.

       Обратная   связь   может   способствовать   значительному   повышению

эффективности обмена управленческой информацией. Согласно ряду  исследований

двусторонний  обмен  информацией  (при  наличии  возможностей  для  обратной

связи) по сравнению  с односторонним (обратная  связь  отсутствует),  хотя  и

протекает медленнее, тем не  менее  эффективнее  снимает  напряжения,  более

точен и повышает уверенность в правильности интерпретации сообщений. 

Литература:

Мескон М.Х., Альберт  М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.:Дело,1999. 

Алиев В.Г., Дохолян  С.В. Организационное поведение. - Махачкала: Ипц Даггосуниверситета, 1998.

Доблаев В.Л. Теория организации. - М.: Институт молодежи,1995

Зингер В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. - М.: «Экономика», 1990.


Информация о работе Понятие коммуникаций и их значение для эффективности управления