Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических и методических основ повышения конкурентоспособности региона посредством инновационной деятельности (на примере Республики Башкортостан).
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи.
Во-первых, изучить понятие конкурентоспособности региона, рассмотреть методику ее оценки.
Во-вторых, исследовать влияние инновационной деятельности на конкурентоспособность региона.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА И ВЛИЯНИЕ НА НЕЕ ИННОВАЦИЙ 4
1.1 Понятие конкурентоспособности региона 4
1.2 Методика оценки конкурентоспособности региона 5
1.3 Значение инновационной деятельности в повышении конкурентоспособности региона 8
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РБ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 12
2.1 Характеристика Республики Башкортостан 12
2.2. Анализ макроэкономических показателей РБ 13
2.3 Инновационный потенциал Республики Башкортостан 15
2.4 Субъекты инновационной инфраструктуры РБ 23
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РБ ЗА СЧЕТ УЛУЧШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
3.1. Первоочередные меры по развитию инновационной деятельности в Республике Башкортостан 27
3.2. Направления совершенствования инновационной деятельности РБ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Предприятия преследуют разные цели при активизации инновационного процесса.
Наибольший
интерес в инновационном
Таким образом,
значительное число предприятий
не связывает инновационные
Ключевым направлением в инновациях на предприятии является оптимизация производственной деятельности в рамках существующих технологий и снижение ее себестоимости.
В ходе исследования
инновационного потенциала Республики
Башкортостан удалось определить основные
отличия республиканской
Для усиления инновационного потенциала экономики и ее конкурентоспособности в сфере передовых технологий во всех странах существуют различные программы содействия. Как правило, в Европе поддержка оказывается передовым технологиям, инновационным малым, средним и вновь создаваемым предприятиям, трансферу технологий, кооперации в НИОКР, инновационным сетям и кластерам. Кроме того, передовыми странами, например, США используется инструмент государственных заказов для выведения определенных высокотехнологичных сфер на ведущие позиции.
Для оценки развития
собственной инновационной
Анализ инновационного потенциала и отличий инновационной системы от промышленно развитых стран, свидетельствует, что в Республике Башкортостан придется преодолеть серьезное отставание посредством создания адекватных рамочных условий.
Анализ сегодняшней экономической ситуации показывает, что в Республике Башкортостан имеются предпосылки активизации инновационной деятельности, проявляющиеся в значительном производственном потенциале, активной работе научных организаций, высших учебных заведений, отраслевых научно-исследовательских институтов, существующих элементов инновационной инфраструктуры.
Субъекты инновационной инфраструктуры
II. Научно – исследовательский сектор
А. Академия наук Республики Башкортостан
В. Объекты инфраструктуры, осуществляющие научную деятельность и кадровую подготовку для инновационной сферы РБ
- Высшие учебные заведения РБ
IV. Объекты инфраструктуры, осуществляющие поддержку и развитие инновационной деятельности в городских округах, муниципальных районах и городских поселениях Республики Башкортостан
V. Кредитно-финансовые организации
VI. Средства массовой информации
VII. Объекты, осуществляющие информационное содействие в развитии инновационной деятельности
VIII. Предприятия и организации, осуществляющие инновационную деятельность. Известно, что развитые страны мира осуществляют научно-исследовательскую деятельность в университетских центрах и в проектных лабораториях, специально созданных для решения задач технологического прорыва. И здесь взаимодействуют не только бизнес и государство, но и наука и образование. У нас же пока еще сохраняется большой разрыв в связи учебных заведений с предприятиями и научными организациями. Однако было бы ошибкой обвинять наш бизнес в консерватизме и недальновидности, равно как и сетовать на недостатки одной лишь науки.
Очевидно, что мы имеем дело с системной проблемой, с разрывом единого инновационного цикла – от подготовки кадров для исследовательской деятельности до внедрения в производство новых технологий.
Вопрос не в недостатке инноваций, а в отсутствии инфраструктуры, способствующей внедрению изобретений в производство. Конечно, экспериментировать на оборонной промышленности и тяжелом машиностроении опасно – это стратегические отрасли. Здесь удачно «вписался» бы малый бизнес – мостик между производством и большой наукой.
В связи с этим приоритетными являются следующие направления деятельности:
- создание и
запуск механизмов развития
- обучение инновационному менеджменту персонала научных организаций;
- создание информационной
базы инноваций, которая
- государственная
поддержка привлечения
- продвижение
инновационных разработок, продуктов,
технологий и товаров в другие
субъекты Российской Федерации,
В соответствии с требованиями времени в декабре 2006 года принят важный закон «Об инновационной деятельности в Республике Башкортостан», заложивший правовые, экономические и организационные основы деятельности в данной сфере.
Во исполнение данного закона и распоряжения Правительства о подготовке соответствующей целевой Программы Министерством промышленности, инвестиционной и инновационной политики Республики Башкортостан совместно с Академией наук республики разработан проект Республиканской целевой инновационной программы Республики Башкортостан на 2008–2010 годы.
В организационном плане мероприятия Программы могут быть условно разделены на два этапа:
1-й этап – интегрирующий (2008–2009 годы) – создание и развитие элементов инновационной инфраструктуры, объединение их в единую систему;
2-й этап – инвестиционный (2009–2010 годы) – расширение масштабов инновационной деятельности.
Система мероприятий программы, в соответствии со стадиями инновационного процесса, состоит из четырех основных блоков:
1) формирование ключевых ориентиров инновационной деятельности;
2) содействие
повышению инновационной
3) содействие
формированию системы научно-
4) содействие
коммерциализации
Ресурсное обеспечение Программы планируется осуществлять, помимо средств бюджета Республики Башкортостан, за счет привлечения средств федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Предполагаемый объем финансирования Программы из бюджета Республики Башкортостан составляет 305 млн. рублей. Таким образом, на 1 рубль средств бюджета республики планируется привлечь около 5 рублей из внебюджетных источников.
Привлечение альтернативных источников финансирования будет основано на организации конкурсов по реализации мероприятий Программы на условиях софинансирования, что позволит дополнительно привлечь около 1,5 млрд. руб.
Приведенный анализ инновационной деятельности РБ, позволяет выявить необходимость уже сегодня предпринимать активные действия по стимулированию инновационной активности и восприимчивости разных секторов экономики республики.
В целом такие мероприятия могут быть сгруппированы в следующие блоки:
- формирование
благоприятных условий
- повышение
инновационной активности
- формирование
системы научно-
- инвестиционная
поддержка инновационных
- развитие инновационной инфраструктуры;
- развитие инновационного малого предпринимательства;
- информационное
обеспечение инновационной
Основными направлениями реализации данных условий являются:
- законотворческая
деятельность республики с
- финансовое
и налоговое стимулирование
- международная технологическая интеграция;
- частно-государственное
партнерство в сфере
Исследование, раскрывает основные направления модернизации законодательства, регулирующего инновационную деятельность, в том числе: в области формирования адекватной инновационной стратегии, содействия привлечению инвестиций, защите интеллектуальной собственности (рис.3.1).
Насколько же велик опыт респондентов в реализации государственной политики в области инновационной деятельности? Согласно опросу, в реализации республиканских целевых программ принимали участие более 60% вузов (причем половина из них - и в реализации федеральных программ), практически все научные организации. Участие предприятий характеризуется обратными величинами – лишь около одной трети респондентов участвовали в программах.
В то же время, большинство респондентов считает, что в формировании инновационной политики государство делает очень мало.
Так что же требуется
делать государству для повышения
эффективности научно-
Рисунок 3.2. Мероприятия, рекомендуемые государству по повышению эффективности научно-технической промышленной политики в интересах формирования инновационной экономики
В настоящее время основные перспективы развития российской экономики и регионов связывают с повышением уровня конкурентоспособности на международном уровне. Но для достижения этой цели, во-первых необходимо добиться этого внутри страны, то есть повысить конкурентоспособность на региональном уровне. И на сегодня актуальным направлением решения поставленной задачи является развитие инновационной системы.
Анализ в сфере исследований и разработок показывает, что инновационная деятельность представляет собой сложное и противоречивое явление. От эффективности ее функционирования, и, прежде всего, от темпов и качества передачи результатов научных исследований и разработок в производство, во многом зависит успех перехода к инновационной модели развития российской экономики.
Таким образом, инновации являются неотъемлемой частью повышения конкурентоспособности.
Объектом исследования работы явилась Республика Башкортостан. Предметом исследования выступила инновационная деятельность Республики Башкортостан.
Текущее состояние инновационной деятельности РБ оценено на уровне активного развития, как показал анализ инновационного потенциала РБ. Так как республика является регионом с тремя градообразующими отраслями (промышленность, аграрный сектор, лесопромышленность) и с средней концентрацией инновационного потенциала, чем имеет преимущественно региональное значение.