Понятие лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 22:53, реферат

Краткое описание

Тема лидерства является ключевой для многих сфер жизни человека: бизнеса, политики, спорта. По разным определениям лидерство — это способ влияния и управления.

Содержание

Введение. 3
1. Модель лидерства. 5
2. Объективная и субъективная стороны лидерства. 5
3. Ключевые качества современного лидера. 8
4. Лидерские ступени. 12
5. Стили лидерства. 13
6. Общепринятые теории лидерства. 14
Заключение 18
Список использованной литературы: 19

Вложенные файлы: 1 файл

ponyatie_liderstva.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Специалисты по лидерству считают, что честность — важнейшая добродетель руководителя. Правду стоит говорить хотя бы потому, что это проще. Как учил экс–глава компании DuPont Ричард Хекерт: «Если вы всегда говорите правду, вам не нужно запоминать все свои слова». Честность во всем — хороший способ завоевать доверие внутри организации и за ее пределами.

      Сдержанность и непринужденность.

Человек высокомерный, заносчивый и самовлюбленный не может быть лидером по определению. Но и застенчивым лидер быть не должен. Настоящие лидеры думают не о себе, а о компании и подчиненных, ведут себя неформально и непринужденно и поэтому формируют вокруг себя неформальную среду. Можно по–разному проявить сдержанность и неформальность, например не заводить себе шикарных кабинетов. Есть руководители, которые, как и все, стоят в очереди в столовой и едят за одним столом с коллегами.

      Умение слушать.

Большинство руководителей не обладают этим умением. На совещании они прерывают подчиненных — второй раз эти люди скорее всего не захотят выступать, каким бы важным ни был вопрос. Такие руководители настолько не умеют слушать, что превращаются в глазах подчиненных в лидеров, просто перестав говорить и начав слушать. Сотрудники такие метаморфозы воспринимают хорошо, а сами начальники поражаются тому, как много важного узнают.

      Восприимчивость.

Всемогущий начальник сидит наверху и редко спускается вниз. С ним не спорят, ему не задают «лишних» вопросов и стараются не расстраивать плохими новостями. Так руководитель становится самоуверенным и самодостаточным, теряет восприимчивость. В результате страдает качество принятия решений. Восприимчивый лидер лучше информирован, у него более продуктивные отношения с коллегами и подчиненными. Он никогда не говорит «нет» сразу, а оставляет себе время на размышление и, каким бы ни было его решение, не забывает сообщить о нем тем, кого оно касается.

      Умение войти в положение другого.

Чтобы убеждать других, нужно знать, что они думают. Конечно, сотрудники не будут все время откровенничать с начальником, но он может развить в себе способность чувствовать, что происходит с ними. Будет проще убедить человека, если  будешь знать о его чувствах и переживаниях. Нужно лишь проявлять тактичность, чуткость и быть осторожным в выражениях.

      Инициативность.

Это важнейшее качество любого лидера легко развить в себе. Просто не тяните время: подумайте, трезво оцените ситуацию и начинайте действовать. Известно, что иерархические системы подавляют инициативу, особенно на ее нижних уровнях. Но если компанией управляют лидеры, они не упустят новые возможности и реализуют их. Наравне с руководителями здесь могут проявлять инициативу и рядовые сотрудники. А ведь именно от этого зависит конкурентоспособность компании. Умение мотивировать. Сегодня мотивация слишком часто сводится к характерным для командно–административной системы денежным стимулам или обещаниям повышения по службе. Но в компаниях, основанных на лидерстве, люди гораздо больше мотивированы результатами своего труда, ощущением, что они вносят вклад в развитие компании, что их адекватно оценивают и уважают. Кроме того, в таких компаниях сами сотрудники часто заинтересованы в улучшении финансовых результатов компании, поэтому финансовые стимулы работают лучше.

      Видение.

Настоящий лидер должен уметь смотреть вперёд. Он должен уметь предвидеть будущее и, исходя из своего видения, направлять свою команду вперёд к цели.

      Мотивация.

Лидер должен уметь стимулировать себя и свою команду. В любой, даже самой безвыходной ситуации лидер верит в то, что выход существует. Лидер должен уметь вдохновлять и побуждать других к действию.

      Распознавание слабых сигналов (чувствительность).

Современный мир — мир перемен. Лидер должен быть внимателен к изменениям, происходящим во внешнем мире,  в его команде. Умение получать обратную связь и быстро реагировать, упреждать — значит быть на полшага впереди всех.

      Гибкость в поведении.

Лидер должен уметь реагировать не только быстро, но и обладать разными стратегиями поведения. К каждому человеку должен быть свой подход, важно его не только найти, но и провзаимодейтвовать с ним, учитывая свои и его интересы, действовать из позиции выигрыш-выигрыш, где обе стороны получают взаимную выгоду.

     В дополнение ниже перечисленный список наиболее важных лидерских качеств:

-целеустремлённость,

-внутренняя целостность,

-системность мышления,

-любознательность,

-активность, инициативность,

-желание большего,

-организованность,

-последовательность,

-коммуникабельность,

-создание доверия,

-самообладание,

-смелость,

-умение говорить, убеждать,

-умение слышать и слушать.

     И, конечно, одной из важнейших характеристик лидера может служить реализация всех этих навыков и умений в поведении. Любое слово должно воплощаться в действиях и поступках. Если лидер много говорит и мало делает, доверие к нему резко падает.

     Как мы уже определили, один из критериев, определяющих лидера, — это наличие последователей или сплоченной команды, способной поддержать лидера в его устремлениях и начинаниях. Скажи, кто твоя команда, кто те люди, которые следуют за тобой, и я скажу, кто ты. Лидер не может существовать без поддержки и команды. Умение найти настоящую команду и людей, на которых можно опереться, характеризует настоящего лидера.

 

4.      Лидерские ступени.

 

     Лидером не рождаются, лидером становятся. Согласно современным исследованиям, лидерский потенциал есть у каждого — вопрос в том, каким образом его можно развивать и до каких пределов. Вообще говоря, существуют лидеры совершенно разных форматов. А рост лидера может проходить в несколько этапов, в зависимости от компетенций и масштабов лидерства. Вот эти ступени лидерского роста:

      Внутреннее лидерство.

Это базовый этап развития лидерской компетенции. Предпосылки для возникновения и развития лидерства. Человек должен в первую очередь уметь руководить собой. Уметь мотивировать и настраивать себя на работу. Брать ответственность за свои поступки и держать ситуацию под контролем.

      Ситуативное или контекстуальное лидерство (микролидерство).

Проявляется, когда человек берет на себя роль лидера в зависимости от сложившейся ситуации и в конкретном контексте. На нём временная ответственность за происходящее. Чаще всего такие лидеры мотивируется необходимостью, чем возможностью. Например, в экстремальной ситуации, когда сам контекст диктует необходимость появления лидерских качеств. Если не я, то кто? Когда же актуальность ситуации спадает, человек снимает с себя лидерскую роль и возвращается к повседневным занятиям.

      Командное или тактическое лидерство (макролидерство).

Лидер постоянно руководит своей командой. Является её вдохновителем. Берет инициативу в свои руки на протяжении большого промежутка времени. Отвечает за свою команду и её членов. Обычно ставит тактические цели и стремится к их достижению.

      Системное или стратегическое  лидерство (металидерство).

Лидер руководит всей системой в целом. Это лидер лидеров. То есть он руководит руководителями-лидерами. Ставит стратегические цели, формирует видение компании, определяет далеко идущие планы и перспективы развития. Он даже не мотивирует, он вдохновляет.

     Таким образом, эволюция лидерства может проходить по следующей схеме:

На первом этапе развивается умение управлять собой: работать со своими состояниями, умением ставить и достигать цели, мотивировать себя на работу и на высшие достижения. На следующем этапе брать лидерство в каких-то определенных ситуациях. Учиться захватывать инициативу, коммуницировать и общаться с людьми и вместе с ними двигаться к выполнению поставленных задач и целей. На третьем этапе формировать собственную команду, мотивировать её, служить для людей привлекателем. Делать так, чтобы за вами хотелось следовать. Параллельно развивать прочие лидерские навыки: умение координировать действия своей команды, умение говорить, убеждать, внутреннюю смелость, целеустремлённость, стойкость, коммуникабельность. Ну и, наконец, на четвертой ступени создавать свою собственную лидерскую школу, где бы появлялись лидеры-последователи и осуществлялось руководство целой системой команд и бизнесов. На этом этапе просто необходимо умение управлять большими системами и структурами. Развивать видение и предвидение, потому что, только представляя отдалённые манящие перспективы, люди будут следовать за вами вперёд и вперёд, дальше и дальше.

 

5.      Стили лидерства.

 

     В современной теории управления приняты различные классификации управленческих стилей. Можно выделить два самых распространённых и наиболее точно описывающих ситуацию стиля: демократический и авторитарный. Для демократического стиля лидерства можно считать характерным делегирование полномочий и частичную передачу ответственности за принятие решений команде. Для авторитарного — полный контроль над ситуацией, окончательное принятие решений остаётся за руководителем, руководство централизованно. Для того чтобы понять, какой стиль является более эффективным, полезно сравнить их характеристики.

Демократическое лидерство

Авторитарное лидерство

Коммуникация, взаимодействие

Больше доверия внутри команды             

Меньше доверия внутри команды

Дискуссия на равных, есть возможность открыто высказывать собственную точку зрения

Высокая зависимость от руководителя, замалчивание

Качественная и свободно озвучиваемая обратная связь

Дефицит обратной связи, сильная критичность

Избыток информации разного качества

Недостаток информации

Обратная связь руководству доступна

Затруднена обратная связь от сотрудников к руководству

Принятие решения

Лидер разделяет ответственность за принятие решения с командой

Вся ответственность лежит на лидере

Непрогнозируемость принятого решения

Прогнозируемое принятие решения

Возможность совместного принятия решения

Единоличное принятие решения

Принятие решение может быть продолжительным

 

Высокая скорость принятия решения

Мотивация

Высокий командный дух, высокая мотивация

Отсутствие должной мотивации в коллективе

Самостоятельность, инициативность, самомотивация сотрудников

Безынициативность

Больше мотивация «К», на достижения

Больше мотивация «ОТ», избегание неудачи

Цели, планирование

Видение общей цели всеми членами команды

Частое отсутствие видимой общей цели у членов команды

Возможно отсутствие единой тактики и стратегии достижения результата

Выстроенная лидером стратегия достижения результата

Возможно частое изменения цели и курса компании

Быстрое движение к намеченной лидером цели

Гибкость в подходах, множественная точка зрения

Отсутствие гибкости, точка зрения руководителя, консерватизм

Границы, контроль

Нет жёсткой иерархии

Жёсткая иерархия

Высокая творческая активность

Отсутствие творчества

Нет чётких границ полномочий

Чёткое распределение полномочий

Недостаточная координированность в работе команды

Чёткость и слаженность в работе команды

Возможно отсутствие дисциплины, хаос в работе

Высокая дисциплина в коллективе

Делегирование, внутренний самоконтроль

Высокая степень централизованного контроля


     Как можно заметить из таблицы, в каждом лидерском стиле есть свои плюсы и минусы. Демократический стиль лидерства позволяет улучшить коммуникацию и обратную связь в коллективе, делает работу творческой, способствует множественному анализу ситуации и лучше мотивирует сотрудников, но в тоже время замедляет процесс принятия решения, особенно в условиях жёсткого дефицита времени, и создаёт дополнительный хаос. Напротив, авторитарное лидерство позволяет лучше координировать действия, чётче разграничивать обязанности и управлять сотрудниками, также облегчает процесс принятия решения, но при этом чревато безынициативностью сотрудников, отсутствием должного творчества и гибкости в компании. Как показывает практика, настоящий лидер умеет использовать преимущества обоих стилей руководства. Его гибкость как руководителя проявляется в умении использовать различные подходы в руководстве, совмещая демократический стиль с авторитарным, в зависимости от контекста.

6.      Общепринятые теории лидерства.             

      Теория лидерских черт.

Какие особенности или черты делают человека лидером? Ранние теории лидерских черт, восходящие ещё к Древней Греции и Риму, утверждали что, индивид рождается либо с качествами, необходимыми для лидера, либо без них. Считается, что знаменитые исторические личности имели естественные способности подняться над любой ситуацией и стать лидером.

Со временем под влиянием бихевиористской школы, исследователи согласились с тем фактом, что лидерские качества могут быть не только врожденными, но и приобретенными в результате научения или жизненно опыта. Внимание переключилось на поиск универсальных качеств, присущих лидерам. В результате исследований оказалось, что единственной постоянной характеристикой оказался интеллект.

В целом не удалось обнаружить общие для лидеров черты и доже понять какие из качеств важнее. Теория лидерских черт , как и концепция черт личности, привела к прогрессу в описание феномена лидерства. Этот подход существует до сих пор, но теперь основное внимание уделяется не личным качествам, а навыкам связанным с работой.

      Групповая теория лидерства.

Групповые теории лидерства основываются на идеях социальной психологии, в частности на классической теории обмена. Для достижения групповых целей должен существовать положительный обмен между лидером и его последователями.

Теории обмена предполагают, что члены группы вносят определённый вклад за свой счёт, а получают выгоды за счёт всех группы или других её членов. Взаимодействие продолжается потому, что члены группы находят социальный обмен взаимно полезным.

Информация о работе Понятие лидерства