Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 13:32, контрольная работа
Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направлена на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.
Введение…………………………………………………………….3
Понятие о науке и научной деятельности. Динамика роста затрат на научную деятельность……………...…………………………...4
Понятие о регрессионном анализе……………………………….15
Список использованных источников…………………………….20
Федеральное
государственное бюджетное
учреждение
высшего профессионального
«Вологодский
государственный технический
Кафедра «Автомобили и автомобильное хозяйство»
Контрольная работа
По дисциплине: Основы научных исследований.
г. Вологда
2012г.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Введение.
Наука — это исторически сложившаяся
форма человеческой деятельности, направлена
на познание и преобразование объективной
действительности, такое духовное производство,
которое имеет своим результатом целенаправленно
отобранные и систематизированные факты,
логически выверенные гипотезы, обобщающие
теории, фундаментальные и частные законы,
а также методы исследования.
Наука — это одновременно и система знаний
и их духовное производство, и практическая
деятельность на их основе.
Современная наука — чрезвычайно разветвленная
совокупность отдельных научных отраслей.
Предметом науки является не только внеположный
человеку мир, различные формы и виды движения
материи, но и их отражение в сознании,
то есть сам человек. По своему предмету
науки делятся на естественно-технические,
изучающие законы природы и способы ее
освоения и преобразования, и общественные,
изучающие различные общественные явления
и законы их развития, а также самого человека
как существа социального (гуманитарный
цикл). Среди общественных наук особое
место занимает комплекс философских
дисциплин, изучающих наиболее общие законы
развития и природы, и общества, и мышления.
Наука – сфера
Современное общество во всех
его элементах и во всех
видах его деятельности
Понятие о науке, основные категории науки.
Одна
из самых больших проблем
Таким образом, наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.
Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказания процессов и явлений, которые выражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависимости, формулы и т.д.
Цель науки - поиск истины. Существуют
разные формы истины, подразделяемые по:
- характеру отражаемого (познаваемого)
объекта;
- видам предметной реальности;
- по степени полноты освоения объекта
и т.п.
Важное место в теории познания занимают формы истины: относительная и абсолютная.
Понятия относительной и абсолютной истин связаны с пониманием познания как процесса, происходящего во времени и в определенных исторических условиях.
Феномен относительной истины зависит от конкретных внешних условий и внутренних факторов познавательной деятельности. Любое вновь возникающее знание может быть относительно истинным.
Абсолютно истинное знание - теоретически обосновано, доказано настолько, что в его истинности не приходится сомневаться, или представляет собой несомненный эмпирический факт (результат многократно повторенного опыта, исторический факт).
Формой существования и развития науки является научное исследование. Научное исследование - это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом - структуры системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития и т.д.
Научные исследования классифицируются по различным основаниям.
По источнику финансирования различают; бюджетные, хоздоговорные и нгфинансируемые научные исследования.
По целевому назначению различают: фундаментальные, прикладные, поисковые научные исследования и разработки.
Фундаментальные научные исследования — это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.
Прикладные научные исследования — это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей.
Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.
Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.
По цели проведения выделяют:
- поисковые исследования, направленные
на получение принципиально новых результатов
в малоисследованной области;
- критические исследования, осуществляемые
в целях опровержения существующей теории,
модели, гипотезы, закона и т.д. или для
проверки того, какая из двух альтернативных
гипотез более точно прогнозирует реальность;
- уточняющие - устанавливают границы,
в пределах которых теория предсказывает
факты и эмпирические закономерности;
- воспроизводящие - точно повторяющие
эксперимент предшественников для определения
достоверности, надежности и объективности
полученных результатов.
По длительности научные исследования можно разделить на долгосрочные, краткосрочные и экспресс-исследования.
В зависимости от форм и методов исследования
выделяют экспериментальное, методическое,
описательное, экспериментально-
В теории научного знания выделяют два
уровня исследования: теоретический и
эмпирический.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ИССЛЕДОВАНИЯ характеризуется преобладанием логических методов познания. На этом уровне полученные факты исследуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления. Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность, внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание с помощью органов чувств (эмпирика) может присутствовать, но оно является подчиненным.
Структурными компонентами теоретического познания являются: проблема, гипотеза и теория.
Проблема - это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью.
Различают проблемы:
- неразвитые (предпроблемы);
- развитые.
Неразвитые проблемы характеризуются
следующими чертами:
1) возникновение на базе определенной
теории, концепции;
2) трудность, нестандартность задач;
3) решение проблемы направлено на устранение
возникшего в познании противоречия;
4) пути решения проблемы не известны.
Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения.
Гипотеза - требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов.
Научная гипотеза должна отвечать следующим
требованиям:
1) релевантности, т.е. относимости к фактам,
на которые она опирается;
2) проверяемости опытным путем, сопоставляемости
с данными наблюдения или эксперимента
(исключение составляют непроверяемые
гипотезы);
3) совместимости с существующим научным
знанием;
4) обладания объяснительной силой, т.е.
из гипотезы должно выводиться некоторое
количество подтверждающих ее фактов,
следствий. Большей объяснительной силой
будет обладать та гипотеза, из которой
выводится наибольшее количество фактов;
5) простоты, т.е. она не должна содержать
никаких произвольных допущений, субъективистских
наслоений.
Различают гипотезы: описательные, объяснительные и прогнозные.
Описательная гипотеза - это предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта.
Объяснительная гипотеза - это предположение о причинно-следственных зависимостях.
Прогнозная гипотеза - это предположение о тенденциях и закономерностях развития объекта исследования.
Теория - это логически организованное
знание, концептуальная система знаний,
которая адекватно и целостно отражает
определенную область действительности.
Она обладает следующими свойствами:
1. Теория представляет собой одну из форм
рациональной мыслительной деятельности.
2. Теория - это целостная система достоверных
знаний.
3. Теория не только описывает совокупность
фактов, но и объясняет их, т.е. выявляет
происхождение и развитие явлений и процессов,
их внутренние и внешние связи, причинные
и иные зависимости и т.д.
4. Все содержащиеся в теории положения
и выводы обоснованы, доказаны.
Теории классифицируют по предмету исследования. По этому основанию различают социальные, математические, физические, химические, психологические, этические и прочие теории.
В современной методологии науки выделяют
следующие структурные элементы теории:
1) исходные основания (понятия, законы,
аксиомы, принципы и т.д.);
2) идеализированный объект, т.е. теоретическую
модель какой-то части действительности,
существенных свойств и связей изучаемых
явлений и предметов;
3) логику теории - совокупность определенных
правил и способов доказывания;
4) философские установки и социальные
ценности;
5) совокупность законов и положений, выведенных
в качестве следствий из данной теории.
Структуру теории образуют: понятия, суждения, законы, научные положения, учения, идеи и другие элементы.
Понятие - это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества предметов или явлений.
Информация о работе Понятие о науке и научной деятельности. Понятие о регрессионном анализе