Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:18, реферат
Основными задачами менеджмента как науки являются: объяснение природы управленческого труда, установление причинно-следственных связей в управленческих процессах, выявление условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным. Важность и значимость систематизированных научных знаний об управлении определяется тем, что они позволяют своевременно и качественно управлять текущей деятельностью организации, прогнозировать возможные варианты развития событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику функционирования, грамотно осуществлять постановку целей и задач.
Понятие, сущность и содержание менеджмента….……………………..3
Задачи менеджмента……………………………………………………....5
Функции менеджмента……...…………………………………………….6
Принципы менеджмента……………….………………………………….8
Объекты и субъекты менеджмента………………..…………………….10
Принципы эффективного менеджмента…………………….…………..11
Список литературы……………………………………………………….17
принцип приоритетности (очередности) действий с учетом значимости этапов работ;
принцип оптимального сочетания положительной синергичности в деятельности организации (через общую заинтересованность в результатах труда) и здоровой состязательности (конкуренции) между ее членами;
постоянный учет психологических, возрастных, половых и культурно-этнических особенностей работников и их мотивацию.
5.Объекты и субъекты менеджмента
Процесс управления предполагает
наличие управляемого объекта и
субъекта (управляющего органа). Это
значит, что любая организация
представляет собой единство двух подсистем
управления: управляемой и
Таким образом, под объектом управления следует понимать отдельную структуру организации либо организацию в целом, на которую направлено управляющее действие. Субъект управления - орган либо лицо, осуществляющее управляющее действие.
В связи с этим одна и та же структура организации может быть и объектом и субъектом управления.
К примеру, в универмаге управляющей
подсистемой является управленческий
аппарат во главе с директором,
а управляемой - отделы (секции). В
отделе (секции) в свою очередь управляющей
подсистемой будет
Таким образом, субъектами управления являются органы законодательной и судебной власти. Объекты, на которые воздействует государство посредством законов и судебных решений, классифицируются по нескольким признакам:
по уровню решаемых задач - экономика республики в целом, отрасли, региона, фирмы;
по видам регулируемой деятельности - доходы, капиталовложения, личное потребление, цены, различные рынки и т.п.;
по адресату воздействия - частные национальные компании, различные фонды, научно-исследовательские центры, учебные заведения и др.
6.Принципы эффективного менеджмента
Под эффективностью менеджмента мы будем понимать, сложную многогранную категорию, которая отражает характерные особенности экономических, социальных, организационных и иных явлений.
Эффективность управления,
как социально-экономическая
Эффективность можно различать
как потенциальную и реальную.
Потенциальная эффективность
Эффективность управления бывает тактической и стратегической. Тактическая эффективность отражает получение эффекта в ближайшем времени, стратегическая в будущем.
В достижении высокой эффективности менеджмента большую роль играют характеристики системы, механизма и процесса (технологии) менеджмента. Однако, эффективность менеджмента всегда изменчива и определяется не только внутренними факторами, но и внешними – состоянием экономики, конкуренцией, социально политической обстановки и др. При этом внешняя и внутренняя эффективность менеджмента должны быть сбалансированы.
Современная наука выделяет три группы основных принципов, определяющих эффективность менеджмента.
Принципы приоритетов в менеджменте. Главными из них являются:
В чем же состоит проблематика оценки эффективности менеджмента?
В первую очередь это связано
с тем, что результат может
быть как прямым (непосредственным),
так и косвенным (отдаленным). Во-вторых,
результат может принести социально-экономический,
социально-психологический и
Факторы оценки эффективности менеджмента
Для обеспечения эффективности
менеджмента необходимо учитывать
все влияния на ее же факторы. Но
это можно сделать только тогда,
когда эти факторы
Что же такое фактор, по каким признакам их можно классифицировать?
Фактор - момент, существенное обстоятельство в каком-то процессе, явлении. Эффективность управления формируется под воздействием ряда факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам:
Рассмотрим более подробно основные факторы, оказывающие влияние на эффективность менеджмента.
По продолжительности
влияния выделяют факторы, влияние
которых сказывается на протяжении
длительного времени (технический
уровень производства, стиль управления
и др.) и которые действуют
По характеру влияния
различают факторы интенсивные
и экстенсивные. Первые обеспечивают
повышение эффективности
По степени формализации выделяют количественно измеримые и количественно неизмеримые факторы.
В зависимости от масштаба
влияния факторы можно
По содержанию различают факторы:
По форме влияния различают факторы прямые (квалификация персонала, состояние оборудования) и косвенные (психологический климат, групповая динамика). Первые непосредственно влияют на эффективность управленческого труда, вторые - опосредованно.
Каждый из перечисленных факторов может воздействовать на систему управления сам по себе, в отдельности, а также в совокупности с другими. При совместном положительном воздействии они обеспечивают существенный рост результативности менеджмента (за счет синергического эффекта), при отрицательном - снижают ее. Роль менеджеров состоит в том, чтобы планомерно воздействовать на указанные факторы. Рост эффективности должен стать объектом постоянной управленческой деятельности на всех уровнях организации.
Критерии и показатели эффективности управления
В оценке управления наибольшую сложность представляет понимание его результата. Можно оценить ресурсы, легко измерить время, трудно оценить результат.
Есть конечный результат в котором управление проявляется лишь опосредовано, и можно назвать непосредственный результат, который присущ любому виду деятельности человека.
Непосредственный результат управления может характеризовать комплекс критериев и показателей эффективности.
Что же такое критерий и показатель эффективности управления?
Критерий эффективности - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего либо; мерило суждения, оценки.
Критерий эффективности - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего либо; мерило суждения, оценки.
Критерий эффективности управления определяется не только оптимальностью функционирования объекта управления, но и качеством труда персонала, социальной эффективностью (которые мы рассмотрим при изучении последующих вопросов).
Рассмотрим вначале критерии эффективности, относящиеся к объекту управления. Современная наука выделяет общие, локальные и качественные критерии эффективности управления.
Общий критерий – экономические результаты деятельности управляемой подсистемы в целом, т.е. осуществление предприятием (или организацией) своей миссии при наименьших затратах.
Группа более частных локальных критериев:
Критерием эффективности управления, кроме того, при определенных условиях может быть максимум выпуска продукции или максимум услуг.
Все эти критерии должны
быть отражены в определенной системе
показателей экономической
Показатель эффективности – количественная характеристика работы предприятия, косвенно характеризует эффективность управления.
Такие показатели эффективности
как производительность труда, материалоемкость,
фондоотдача основных производственных
фондов, оборачиваемость оборотных
средств, окупаемость капиталовложений
условно можно объединить в группу
частных или локальных
Кроме того, выделяют обобщающие показатели: рентабельность и ликвидность. Они отражают результат хозяйственной деятельности и управления в целом но не в полной мере характеризуют эффективность и качество управления трудовыми процессами, производственными фондами, материальными ресурсами.
Показателями, характеризующими работу аппарата управления являются стратегическая эффективность управления и своевременность принятия и осуществления управленческих решений.
При оценке эффективности
управления необходимо комплексное
применение всей системы обобщающих
и частных показателей. Эффективность
управленческой деятельности применительно
к субъекту управления может характеризоваться
количественными (экономический эффект)
и качественными показателями (социальная
эффективность), которые мы рассмотрим
во втором и третьем вопросе
Список литературы