Портрет современного менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2012 в 15:13, реферат

Краткое описание

Важным для менеджеров является понимание потребностей и запросов людей, умение правильно оценивать потенциал и индивидуальные особенности работников, прислушиваться к мнению, советам и рекомендациям членов коллектива, содействовать развитию их инициатив и оптимально использовать их в практической работе

Вложенные файлы: 1 файл

СУРС Менеджмент.docx

— 43.50 Кб (Скачать файл)

Характеристика  современного менеджера

 

Вопросам определения  комплекса знаний, способностей, личных и деловых качеств, которыми должны обладать менеджеры, уделяется ныне большое внимание. Многие ученые, представители  различных школ, занимающихся разработкой  методов и форм управления производством, пытались сформулировать основные требования, которым должен удовлетворять идеальный  менеджер. Но оказалось, что выявить  такие конкретные требования практически  невозможно, поскольку требования к  менеджеру не могут быть одинаковыми  при всех условиях, а зависят от особенностей среды, в которой менеджеру  приходится работать. Но в то же время условия работы в процессе развития предприятия могут и должны трансформироваться и поэтому менеджеру важно обладать способностью менять методы и стиль руководства в зависимости от создающихся условий. В этом и заключается, в частности, способность менеджера при любых условиях успешно управлять бизнесом.

Важным для менеджеров является понимание потребностей и  запросов людей, умение правильно оценивать  потенциал и индивидуальные особенности  работников, прислушиваться к мнению, советам и рекомендациям членов коллектива, содействовать развитию их инициатив и оптимально использовать их в практической работе.

Организаторские способности  помогают менеджерам создавать и  поддерживать в коллективе твердую, сознательную дисциплину, без которой  предприятие не может нормально  работать. Такая дисциплина создается  не наказаниями, не частой заменой подчиненных, не грубостью, а справедливой требовательностью, умением побуждать людей к  плодотворной деятельности, правильным воспитанием, хорошим отношениям к  людям, личным примером руководителя. Она основывается на взаимном уважении подчиненных и менеджеров.

Организаторские способности  менеджера определяются целым комплексом его личных и деловых качеств, особенностями характера, способностью к выполнению управленческой работы. К основным чертам характера, которые  столь важны для менеджера, можно  отнести самостоятельность и  творческий характер мышления, инициативу, целеустремленность. Успех на поприще  управленческой работы во многом определяется аналитическими способностями, гибкостью  в отношениях с людьми, а также  ответственным отношением к работе, деловой предприимчивостью. Способности  каждого менеджера лучше всего  выявляются на практической работе. Только здесь можно проверить, как он в состоянии использовать имеющиеся  возможности, преодолевать трудности  и добиваться успеха.

Очень важны для руководителя такие черты, как тактичность, уравновешенность, самообладание и т.д. Эти типичные качества менеджера помогают ему  завоевать авторитет как среди своих подчиненных, так и среди всего коллектива предприятия. Наличие авторитета является наиболее важным условием для успешного руководства предприятием.

Разграничивая понятия –  знание, умение, деловые и личные качества менеджера, можно примерно так определить разницу между  ними: знания служат для того, чтобы  представлять, что надо делать; умения и навыки дают возможность осознать, как это сделать; деловые и  личные качества обеспечивают способность  к анализу обстановки, правильной её оценки, уверенность в принятии оптимальных решений и энергичные действия по претворению принятых решений  в жизнь. Чтобы квалифицированно управлять фирмой, менеджеру необходимо иметь соответствующие знания в  области техники, экономики, организации  производства и управления.

Знания эти должны быть не только теоретическими, но и практическими, полученными в процессе работы. Общий  объем комплекса теоретических  и практических сведений для осуществления  практического руководства зависит  от тех функций управления, которые  выполняет менеджер.

Не все даже самые высококвалифицированные  специалисты, обладающие соответствующими знаниями, способны успешно руководить организацией. Менеджеру необходимо иметь способности в руководстве  людьми, коллективом предприятия  или его подразделений. Любой  самый талантливый и работоспособный  менеджер не способен добиться успеха, если он не умеет правильно организовать и спланировать свою работу и трудовую деятельность подчиненных, сочетать оперативное  руководство производством с  работой над перспективными вопросами. Менеджеру важно уметь предвидеть будущее, не успокаиваться на достигнутом, изыскивать новые возможности и резервы, постоянно ставить перед коллективом новые, напряженные, но реальные задачи по развитию и совершенствованию деятельности организации. Оперативное руководство заключается в умении менеджера быстро найти и принять конкретное решение многообразных задач, постоянно возникающих в процессе производства. Задержка в решении текущих вопросов неизбежно приводит к нарушению его нормального ритма и хода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типы современных руководителей

 

В работе руководителя много  привлекательных сторон: она предоставляет  большие возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является захватывающей и увлекательной. Менеджеру приходится часто решать сложнейшие задачи в условиях критических  ситуаций и неопределенных перспектив.

В прошлом на должность  менеджеров старались подобрать  людей с ярко выраженными диктаторскими  замашками, поскольку рабочие были в большинстве своем покорной, малообразованной, безликой массой и  наилучшим способом обращения с  ними считалось принуждение.

В этих условиях формула  действий управляющего была: “бизнес - есть бизнес, работай, не рассуждая”.

С пониманием того, что рабочих  нужно не принуждать к труду, а  поощрять, изменились и требования к управляющим.. Главным их достоинством стала способность играть роль главы  семьи, который по-отечески относится  к подчиненным, действуя по формуле: “твердость, но справедливость” .

Все это, безусловно, помогло  снять многие проблемы и прежде всего  антагонизм между рабочими и менеджерами.

Кризисные ситуации, все  больше и больше потрясавшие западную экономику, потребовали от управляющих  новых качеств. Просто ужиться с  людьми было не достаточно - взаимодействие нужно было обеспечить надежной материальной базой, которую создавал надежный бесперебойный  сбыт товаров. Это потребовало от менеджера еще и маклерских способностей.

И наконец, сегодня фирмы выросли настолько, что единоличное управление ими стало практически невозможным. Кроме того, у руководителей добавилось и много внешних функций, в том числе взаимодействие с партнерами, профсоюзом, государственными и политическими деятелями. Каждым направлением занимался самостоятельный управляющий, поэтому глава корпорации становился менеджером-организатором, основная обязанность которого – координировать деятельность группы менеджеров.

Выполняя эту обязанность, современный менеджер выступает  в нескольких ипостасях.

Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий большим  коллективом людей.

Во-вторых, это лидер, способный  вести за собой подчиненных, используя  свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.

В-третьих, это - дипломат, устанавливающий  контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.

 

В-четвертых, это - воспитатель, обладающий высокими нравственными  качествами, способный создать коллектив  и направляющий его развитие в  нужное русло.

В-пятых, это – ин новатор, понимающий роль науки в современных  условиях, умеющий оценить и без  промедления внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение.

В-шестых, это - просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих.

В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций, среди которых: организация и  планирование деятельности коллектива и своей собственной работы; распределение  заданий и инструктаж подчиненных; контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка результатов  работы; ознакомление со всеми новинками  в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых  идей и предложений; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний и представительство; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации.

Все эти работы характеризуются: высоким разнообразием (до 200 видов  действий в день), разнообразием  формы самих этих действий и места  их осуществления, широкими контактами и коммуникациями внутри и вне  фирмы, быстрой сменой событий, людей  и действий.

Выполняя свои повседневные обязанности, менеджер общается с различными категориями лиц. Прежде всего, это  партнеры. Иногда они могут быть весьма неприятными, выдвигающими несуразные требования и даже угрожающими, но в  любом случае обращаться с ними нужно  корректно, не показывая раздражения. Другая категория людей, с которыми приходится общаться, - руководители различного ранга. В разговорах с ними выражаться следует четко и недвусмысленно, придерживаться только фактов или собственных  соображений, кратко излагать мысли. Ставя  какую-то проблему, лучше всего сразу  же предложить вариант ее решения, чтобы  босс не занимался ею от начала до конца. Вообще, лучше всего большую часть  его работы взять на себя - он этого  не забудет. С подчиненными общение  должно быть в высшей мере доверительным  и доброжелательным - от них, как  известно в решающей степени зависит  судьба менеджера. И наконец, менеджер постоянно общается с коллегами  – руководителями других подразделений. Прямого влияния на них он оказать  не может и здесь в особой мере нужно уметь вести переговоры, торговаться и убеждать.

В процессе общения менеджеру  приходится выполнять три основных роли.

Во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей с  другой и упрощающего диалог между  ними. Эту роль имидж и представительство во внешнем мире; фактический может играть номинальный глава фирмы, обеспечивающий ее вдохновляющий действия людей, направленные на лидер, достижение целей фирмы; коммуникатор, создающий возможность надежных непрерывных контактов между сотрудниками.

Во-вторых, это роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и  обработку различного рода информации. Эту роль может играть контролер, следящий за работой подчиненных, сравнивающий ее с поставленными целями. Ее может  взять на себя распространитель идей, который в курсе всех изменений, влияющих на работу сотрудников, информирующий  их об этом, разъясняющий политику фирмы. Это и представитель, разъясняющий значение и характер проблем другим подразделениям или партнерам.

В-третьих, это роль, связанная  с принятием решений. Ее играет предприниматель, ищущий новые пути достижения целей  и берущий на себя всю ответственность  за риск, связанный с ними. Ее играет менеджер, ответственный за распределение  ресурсов фирмы. Ее, наконец, играет представитель  фирмы, ведущий переговоры с партнерами./ 3, 45 /

Менеджеры высшего звена  фирмы обычно являются номинальными главами, координаторами, представителями, определяют цели и основные принципы деятельности. Менеджеры среднего звена  чаще всего выступают в качестве генераторов идей, представителей на переговорах, координаторов ¦ деятельности своих подчиненных, определяя их функциональные обязанности и цели, совершенствующие производственный процесс. Менеджеры низшего звена –  мастера - находятся ближе к непосредственным исполнителям. Цели для них формируются  на ближайшую перспективу непосредственными  руководителями и ориентированы  на повышение производительности труда, квалификации отдельных работников, снижение брака. В отличие от предыдущих категорий управленцев они решают вопрос не “Что делать”?, а “Как делать”?

По своему отношению к  работе менеджеры делятся на пассивных и активных. Пассивные используют, как правило, принципы деятельности, выработанные другими, замыкаются преимущественно на своих подчиненных, пытаясь контролировать все их действия. В повседневной работе такие менеджеры ограничиваются решением узких проблем, причем с рутинных позиций. Они берутся лишь за то, что служит на пользу их карьере и позволяет “набрать очки”, да и здесь, боясь риска, действуют только по схеме “так, чтобы наверняка”, не пытаются расширить кругозор, а нехватку знаний и идей пополняют их воровством у своих подчиненных.

В противоположность пассивному руководитель активного типа не сидит на месте, стремится к испытаниям, полностью отдает себя работе. Он обладает четкими жизненными установками, требователен к себе и окружающим, стремится к совершенству. Такой руководитель постоянно находится в гуще жизни, непрерывно вырабатывает и пересматривает и соответствии с обстановкой принципы деятельности для себя и для других. Он стремится конструктивно использовать любые, даже конфликтные, ситуации, не боясь риска и ответственности. Активный менеджер ищет и устанавливает срочные контакты с окружающими, поощряет их самостоятельность, дает возможность выдвинуться. У активного. менеджера есть все необходимые задатки для того, чтобы стать лидером коллектива, совмещающим в себе официальное признание руководства и неофициальное подчиненных. Окружающие, как считают психологи, воспринимают лидера по четырем основным моделям: 1) “Один из нас”, ' 2) “Лучший из нас - образец для подражания”; 3) “Воплощение добродетелей”; 4) “Оправдание всех ожиданий”, в соответствии с чем и строят свое отношение к нему, позволяют лидеру распространять свое влияние на коллектив и каждого в отдельности.

Лидерство - это искусство  влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей. Очень часто, к сожалению, особенно в политике, это оказываются личные амбициозные цели самого лидера.

Информация о работе Портрет современного менеджера