Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 13:14, курсовая работа
Динамизм бизнеса и внешней среды всё чаще и чаще приводит компании к пониманию управления бизнесом не как к управлению совокупностью отдельных функций, но как совокупностью бизнес-процессов, которые определяют суть деятельности бизнеса. Сам термин «процессный подход» известен довольно давно (он был предложен приверженцами школы административного управления), но популярность стал приобретать лишь сравнительно недавно, в условиях высокой динамики внешней среды и конкуренции.
1. Введение
2.1 Процессный подход. Виды процессов
2.2 Методы и способы описания процессов
2.3 Составление карты процесса на примере сервисной организации
3. Заключение
4. Список использованной литературы
Простыми, включающими в себя операции, направленные на изменение свойств однотипных предметов труда. Например, производство партии деталей.
Сложными, состоящими из простых операций, выполнение которых направлено на производство конечного изделия либо его промежуточного блока. Например, окончательная сборка автомобиля.
5. Исходя из масштабов производства продукции одного типа производственные процессы подразделяют на: индивидуальные, предназначенные для производства неповторяющейся продукции. Применяются в цехах, выпускающих изделия часто обновляющейся номенклатуры. Они требуют высокой квалификации рабочих и применения сложной многопрофильной техники. Серийные, предназначены для выпуска продукции небольшими сериями, повторяющимися с определенной периодичностью. В этом случае за участком закрепляются конкретные операции, которые выполняются в заданной последовательности.
Массовые применяются в тех случаях, когда производство нацелено на выпуск однородных изделий в большом количестве и в течение длительного времени.
2.2 Методы и способы описания процессов
Схематическое изображение помогает определить процесс и в лаконичной форме представить его как в целом, так и по основным составляющим и параметрам. Особую роль схематическое изображение процесса играет при:
- анализе процесса (этап «планирование» цикла PDCA);
- обсуждении процесса группой специалистов, когда должен быть выработан
еди ный взгляд на него;
- стандартизации процесса или внесении изменений в существующий процесс(этап «воздействие» цикла PDCA).
Существует большое количество методов схематического изображения
процесса. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, обусловленные сферой распространения того или иного метода и его направленностью. Наиболее популярными в последнее время стали следующие методы:
- блок-схема (Block-Diagram);
- диаграмма последовательности (алгоритм, Flow Chart);
- диаграмма потоков (например, DFD, IDEF0);
- карта процесса (Process Map);
- сетевой график (Activity Network Diagram);
- процессно-функциональная диаграмма (Process/function Diagram);
- диаграмма процесса принятия решения (Process Decision Program Chart);
- объектно-событийное описание.
Рис. 1. Возможный вариант алгоритма процесса
Перечисленные методы выделены из огромного количества методов моделирования процессов. Наряду с ними можно назвать большую группу методов моделирования систем (информационных, финансовых, механических и др.). Наибольшее распространение в последнее время получили UML-модели (Unified Modeling Language) для моделирования и анализа сложных информационных систем , а при необходимости анализа процессов используют один из перечисленных методов.
Область применения, преимущества и недостатки некоторых методов приведены в таблице 1. Необходимо выбрать метод описания и анализа процесса в соответствии с особенностями этого процесса. Универсального метода для описания процессов не существует. Ни один из них не дает полной картины процесса, поэтому главный критерий выбора метода - общее понимание членов группы полезности применения данного метода для решения конкретной задачи.
Таблица 1
Метод
|
Область применения |
Преимущества |
Недостатки |
1 | 2 | 3 | 4 |
Блок-схема (Block-Diagram) | Описание любой системы процессов или отдельного процесса | 1. Наиболее универсальный метод. 2. Легко строится. 3. Дает быстрый эффект при обсуждении процесса группой | 1. Дает только общую картину процесса. 2. Допускает разночтения и неточности |
Диаграмма последовательности (Flow Chart) | Описание повторяемого процесса с установленным алгоритмом действий или случаи, когда последовательность действий является решающим фактором достижения результата
| 1. Простота и доходчивость для исполнителя процесса. 2. Точно определяет последовательность действий в процессе | 1. Не показывает потоки (информационные, материальные и др.) процесса. 2. Не показывает выходы (результаты) процесса |
Диаграмма потоков | Схема движения материального, финансового или информационного потока в процессе. Часто применяемый вариант для информационных процессов - диаграмма потоков данных (Data Flow Diagram) | 1. Метод хорош для технологических документов, особенно часто диаграмму привязывают к технологическому оборудованию. 2. Хорошо видны входы и результаты процесса | 1. Обычно рассматривается один вид потока (только материальный, только информационный или только финансовый). 2. Не показывает алгоритм процесса |
IDEF0 (Функциональное моделирование) | Разновидность диаграммы потоков, применяется в случае, если система менеджмента в определенной степени автоматизирована и/или в перспективе установлены цели по ее комплексной автоматизации, а также если имеются необходимые ресурсы для обучения персонала и приобретения необходимого программного обеспечения для построения диаграмм | 1. Диаграммы позволяют проследить сразу несколько потоков процесса (информационных, финансовых, материальных). 2. Методика осуществления проекта по внедрению IDEF0 в организации, в том числе построения диаграмм, подробно описана в [4]. 3. Метод адаптирован к задачам автоматизации процесса | 1. Перегружен формальными правилами, излишними с точки зрения менеджмента процесса требованиями. 2. Не показывает алгоритм (последовательность действий) сложных процессов. 3. Требует серьезной подготовки персонала, вовлеченного в работу с процессом и его диаграммой. 4. Требует значительных затрат. 5. В названии метода применен термин «функциональное», хотя по сути метода функции (подразделения) не играют ключевой роли |
1 | 2 | 3 | 4 |
Карта процесса (Process Map) | Применяется в случае, когда процесс надо изобразить в координатах двух его параметров (например, исполнители и время, местоположение и участники, координатные оси). Чаще всего применяется для процессов, одним из важных показателей которых является время выполнения | 1. Двухмерное изобра- 2. Удобен в обсуждении процесса группой. 3. Выбор параметров процесса (осей карты) может быть осуществлен в соответствии с целями анализа процесса | 1. Показывает лишь один «срез» из различных аспектов процесса |
Сетевой график (Activity Network Diagram) | То же, что и диаграмма последовательности + решающее значение имеет время выполнения процесса в целом и отдельных его этапов при временной зависимости этапов процесса друг от друга. Типичный пример случая, когда поможет сетевой график, — поставки «точно в срок» (just in time) | 1. Незаменим для управления сложным процессом, которое должно проводится в реальном времени. 2. Оптимален для планирования разветвленных, протяженных во времени процессов | 1, Имеет избыточные данные для линейных (неразветвляющихся) процессов и процессов, в которых время не является важной характеристикой |
Процессно-функциональная диаграмма (Process/function Diagram) | Разновидность карты процесса, когда последовательность действий процесса раскладывается по функциям (подразделениям) организации | 1. Позволяет провести анализ загруженности функций (подразделений) организации. 2. Ясно показывает взаимодействие подразделений в рамках процесса | 1. Не показывает потоки процесса |
Диаграмма процесса принятия решения (Process Decision Program Chart) | Применяется для процессов, в которых присутствует большое количество неопределенностей и возможно появление большого количества проблем. Необходим для прогнозирования и планирования контрмер по возможным проблемам протекания процесса | 1. Дает возможность наглядно описать процесс, последовательность и характер действий которого не определены | 1. Имеет ограниченное применение и ограниченное количество рассматриваемых нештатных ситуаций |
1 | 2 | 3 | 4 |
Объектно-событийное описание | Применяется для процесса с непредсказуемой последовательностью действий, но с однозначно определенным набором этих действий | 1. Эффективно устанавливает алгоритм действия для неопределенных процессов. 2. Адаптирован для объектно-событийного программирования для компьютеров. 3. Удобен при проведении анализа рисков в процессе (например FMEA-процесса) | 1. Мало нагляден для обсуждения группой |
Однако чаще всего эти методы не делают акцент па процессы в этих системах, а при необходимости анализа процессов используют один из перечисленных методов. Выбранный способ описания сети процессов системы менеджмента качества должен обеспечить создание информационной модели, в которой каждая «стрелка» от процесса к процессу означает конкретную продукцию, и не противоречить принятым в ИСО 9000:2000 обозначениям процессов и их сети.
Выделяют следующие этапы построения процессной модели :
1. Выделение, идентификация и классификация процессов.
2. Определение взаимодействия процессов и проектирование их сети.
3. Назначение владельца процесса.
4. Описание процессов.
5. Определение критериев результативности и эффективности для управления процессом.
Для различных по назначению, структуре и уровню процессов требуются свои подходы, методики и глубина описания процессов.
Но, какой бы подход к описанию процесса не был бы выбран, он должен отражать следующие его характеристики:
- полное наименование процесса (он должно быть кратким и по возможности выражено отглагольным существительным) и код процесса (если имеется);
- определение (назначение) процесса (формулировка, раскрывающая сущность, основное содержание процесса);
- цель процесса (необходимый или желательный результат процесса);
- владелец и участники процесса;
- нормативные документы, регулирующие процесс;
- документы или события, инициирующие процесс (служащие его началом);
- документы или записи, порождаемые процессом;
- входы и выходы и ресурсы процесса;
- процессы поставщиков и потребителей;
- механизмы обратной связи (методы выявления степени удовлетворенности потребителей);
- измеряемые параметры процесса (его характеристики, подлежащие измерению и контролю);
- показатели результативности, эффективности и гибкости процесса;
- порядок выполнения процесса.
Обеспечивающие процессы не всегда удается представить в схематическом виде, в связи с трудностью отображения их взаимосвязи между собой и с другими процессами. Процессы менеджмента, как правило, не поддаются схематическому описанию. Для таких процессов возможно применение других форм, например карт процессов.
2.3 Составление карты процесса на примере сервисной организации
Основное назначение карты процесса – это представлять технологию выполнения процесса. За счет создания карты процесса осуществляется его документирование, в результате у организации появляется возможность управлять этим процессом, вносить в него изменения, оценивать результативность и эффективность процесса.