Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 10:33, доклад
Современное общество пришло к тому, что возвращение всех функций, связанных с производством какого-то материального блага или услуги, к одному человеку оказалось просто невозможным. Попросту говоря, мы живем в мире, где для производства гвоздя необходимы усилия сотен людей: тех, кто добывает металл, тех, кто плавит его, тех, кто продает, тех, кто транспортирует.
И, конечно, тех, кто всем этим руководит. Существует множество причин, которые сделали необходимым возникновение социального управления.
Поведенческая
школа. Традиции школы человеческих отношений
были продолжены в рамках школы поведенческих
наук (Р. Лайкерт, Д. Макгрегор, К. Арджи-рис,
Ф. Герцберг), идеи которой впоследствии
легли в основу такого раздела менеджмента,
как управление персоналом. В основе этой
концепции лежали представления бихевиоризма
— психологического направления, рассматривавшего
поведение человека как реакцию на стимулы
внешнего мира. Сторонники этого подхода
полагали, что эффективности производства
можно достигнуть, только воздействуя
на каждого конкретного человека при помощи
различных стимулов.
В основе
взглядов представителей этой школы лежало
представление о том, что обязательным
условием эффективности труда отдельного
работника является осознание им своих
собственных возможностей. Был разработан
ряд методов, помогающих достичь этой
цели. Например, для того чтобы повысить
эффективность работы,
предлагалось изменять ее содержание
или привлекать работника к управлению
предприятием. Ученые полагали, что при
помощи таких методов можно достичь раскрытия
возможностей работника.
Впрочем,
идеи школы поведенческих наук оказались
ограниченными. Это не означает, что разработанные
методы совершенно непригодны. Дело в
том, что они действуют лишь в некоторых
случаях: так, привлечение работника к
управлению предприятием влияет на качество
его работы далеко не всегда, поскольку
все зависит в первую очередь от психологических
особенностей человека.
Эмпирическая школа.
Эмпирическая школа в менеджменте стала
новым этапом в развитии представлений
об управлении. Наиболее заметными представителями
этого направления были П. Друкер, Д. Миллер,
Р. Дэвис. В основе взглядов сторонников
этой школы лежало представление о том,
что любые рекомендации по управлению
нельзя дать, если не было собрано достаточное
количество конкретных данных, касающихся
конкретной ситуации.
Именно по этой причине данная школа была названа эмпирической. Эмпиризм — это особый подход к знанию, который предполагает уделение особого внимания опытным данным, которые затем обобщаются и объясняются. Роль теорий и, шире, любых теоретических представлений, с позиции эмпиризма не так велика, поскольку теории только объясняют эмпирические (полученные при помощи опыта) факты.
Следовательно, эмпирическая школа изначально противопоставила себя некоторым предшествующим направлениям менеджмента, в частности, поведенческой школе и школе человеческих отношений. Последние подходили к объекту исследования менеджмента «предвзято», то есть заранее зная, в чем заключается его сущность.
В рамках
эмпирической школы решались два основных
вопроса. Во-первых, это практические исследования
деятельности менеджеров. Благодаря им
они смогли сформулировать много достаточно
ценных рекомендаций, вошедших в обиход
современного менеджмента. Эмпирическая
школа в целом негативно относилась к
работам университетских профессоров.
Во-вторых, эмпирическая школа предложила
развернутую концепцию современного капитализма.
С позиции этой школы современный капитализм
существенно отличается от капитализма
в стадии его зарождения. Изначально капитализм
действительно был основан на эксплуатации
человека человеком; в этом отношении
эмпирики были согласны с той позицией
по отношению к капитализму, которую выразил
Маркс и его последователи.
На современном этапе, с точки зрения эмпирической школы, люди в капиталистическом обществе равны и имеют равные возможности в том, что касается получения и распределения прибыли. При этом практические исследования, проведенные сторонниками эмпирической школы, стали важным моментом в обосновании: они смогли со ссылкой на результаты практических исследований показать, что в структуре производственных отношений капиталистического общества произошли изменения.
По мнению сторонников
эмпирической школы, профессия менеджера
— это особая профессия, которая отличается
от остальных двумя признаками. Во-первых,
основная задача менеджера заключается
в том, чтобы из разнородных ресурсов и
способностей подчиненных сформировать
единое, хорошо функционирующее целое.
При этом в каждом конкретном случае ситуация
уникальна, а потому и менеджеру приходится
исходить из того особого сочетания исходных
данных, которое имеется у него в наличии.
Во-вторых, задача менеджера состоит в
том, что в процессе формирования этого
единого целого он должен учитывать долгосрочную
перспективу. Ни одной другой профессии
такие задачи не присущи.
Эмпирическая
школа ориентировалась в основном на практические
рекомендации руководителям. Характерным
для нее утверждением является, например,
следующее: «Убедитесь в том, что ваши
сообщения не противоречат вашим действиям»,
или: «Поддерживайте обратную связь в
процессе общения». Подобные рекомендации
носят исключительно практический характер
и нередко не предполагают общей теории,
которая могла бы их объединить. По этой
причине разработки эмпирического направления
нередко обвинялись в ненаучности (что
в целом было справедливым упреком).
Школа социальных
систем. Центром школы социальных систем
стал Институт Карнеги, вокруг которого
объединился ряд университетских ученых
(Г. Саймон, А. Этциони и др.), не согласных
с позицией эмпирической школы относительно
теоретического компонента управления.
И действительно, процесс управления —
это социальное явление, а потому он может
и должен изучаться при помощи научных
методов.
Школа социальных систем
рассматривает организацию как сложное
образование, возникающее в результате
взаимодействия людей. Человек в этой
сложной системе социальных связей играет
очень важную роль. При этом любая организация
имеет свои цели, которые никогда не равны
целям одной личности или совокупности
целей составляющих ее людей. И действительно,
как только люди объединяются в организацию,
она начинает как бы жить собственной
жизнью.
Так бывает даже в тех случаях, когда у истоков организации стоит один человек: становясь во главе этой организации, он невольно приобретает ряд обязательных целей, которые не совпадают с его целями, побудившими его создать эту организацию (например, желание заработать денег или получить власть над людьми). Выражаясь научным языком, организация как система не является простой суммой входящих в нее элементов, то есть людей.
У любого человека есть потребности.
В частности, А. Маслоу выделил пять уровней
человеческих потребностей:
1) физиологические потребности,
2) потребность в безопасности и в уверенности в будущем,
3) социальные потребности: потребность во власти, любви и т.д.,
4) потребность в уважении,
5) потребности в
самовыражении и личностной
Удовлетворив физиологические потребности, он начинает стремиться к удовлетворению потребностей следующего уровня — потребность в безопасности и потребность в уверенности в будущем, затем — потребности следующего уровня и т. д. Естественно, труд также должен приносить удовлетворение потребностей, иначе человек не стал бы трудиться.
Эти предпосылки не противоречат
положениям, высказывавшимся ранее исследователями
управления. Новизна позиции школы социальных
систем заключается в том, что она утверждает,
что потребности человека вступают в противоречие
с потребностями организации. Никакие
наказания и материальные поощрения не
могут ликвидировать этот конфликт, нельзя
этого достичь и уделяя внимание человеку
как личности. С точки зрения данной школы,
задача руководителя заключается не в
том, чтобы попытаться исключить конфликт,
а в том, чтобы сгладить, уменьшить его
последствия.
Школа социальных систем принесла много
полезного для понимания отношений управления
как социальных отношений. Однако со временем
стало очевидно, что положения этой школы
исходят из неверной предпосылки о тождестве
процесса производства и социальных отношений.
Это верно, но лишь отчасти, поскольку
процесс производства гораздо сложнее
и подчиняется множеству факторов, которые
не имеют отношения к социальной природе
человека.
Современные
исследования менеджмента. Можно выделить
несколько основных направлений, в которых
в настоящее время развивается наука об
управлении.
1. В последние годы достаточно широкий
резонанс получили исследования, посвященные
организационной культуре. Организационная
культура понимается как один из наиболее
важных инструментов управления, опирающийся
на традиции, ценности и принципы, выработанные
как многовековой историей общества, так
и в процессе взаимодействия людей внутри
организации.
С точки зрения этого подхода управление
не должно строиться на принципах, противоречащих
принципам, по которым существует общество.
Если этого не будет, у человека может
возникнуть внутренний конфликт, связанный
с тем, что принципы общественной жизни
противоречат тем принципам, которые установились
внутри организации.
Не случайным является то, что данное направление
исследований зародилось в Японии.
Эта страна обладает уникальной культурой, существенно отличающейся от культуры европейских стран и близкой к ним культуры США. Именно поэтому японцы смогли заметить, что между традиционными ценностями и теориями управления существует противоречие (которое для европейцев не так очевидно, поскольку их теории формировались под влиянием ценностей европейского общества). Идея организационной культуры получила широкое распространение в Европе и США.
2. Еще одно перспективное
Во-первых, зарубежные фирмы стремятся к покорению рынков других стран, а потому большинству организаций приходится вступать в конкурентные отношения с иностранными производителями.
Во-вторых, национальные экономики теперь в гораздо большей степени зависят от экономик других стран и мировой экономики (достаточно вспомнить последствия мировых экономических кризисов). По этой причине международная экономика оказывается частью внешней среды любой организации.
3. Хотелось бы отметить и такую
тенденцию в современном
4. Наконец, большое внимание