Практика определения конкурентных преимуществ на примере ЗАО «Юничел»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы содержится в изучении теории и практики определения конкурентных преимуществ организации.
Задачи работы:
1. Рассмотреть основные подходы к управлению конкурентными преимуществами.
2. Охарактеризовать управление конкурентными преимуществами торгового предприятия.
4. Привести организационную характеристику ЗАО «Юничел».
5. Проанализировать конкурентные преимущества ЗАО «Юничел».

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения конкурентных преимуществ организации 4
1.1. Основные подходы к управлению конкурентными преимуществами 4
1.2. Управление конкурентными преимуществами предприятия 13
2. Практика определения конкурентных преимуществ на примере ЗАО «Юничел» 19
2.1. Организационная характеристика ЗАО «Юничел» 19
2.2. Оценка конкурентных преимуществ ЗАО «Юничел» 22
Заключение 27
Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 215.68 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение 3

1. Теоретические аспекты изучения конкурентных преимуществ                организации 4

1.1. Основные подходы к управлению конкурентными преимуществами 4

1.2. Управление конкурентными преимуществами предприятия 13

2. Практика определения конкурентных преимуществ на примере                   ЗАО «Юничел» 19

2.1. Организационная характеристика ЗАО «Юничел» 19

2.2. Оценка конкурентных преимуществ ЗАО «Юничел» 22

Заключение 27

Список литературы 28

 

 

 

Введение

Конкурентное  преимущество – это те свойства, характеристики товара либо марки, которые  создают для товара определенное преимущество над своими прямыми  конкурентами. Эти характеристики могут  быть самыми различными и относиться как к самому товару (базовой услуге), так и к доп. услугам, сопровождающим базовую услугу к формам производства, сбыта или продаж, специфичным для товара.

Данные преимущества являются, таким образом, относительными, определяемыми в сравнении с  конкурентом, занимающим наилучшую  позицию на рынке товара либо в  сегменте рынка. Этот самый сильный  конкурент называется приоритетным.

 Конкурентные  преимущества – это единственный  инструмент продавца, качество которого  находится в зависимости от  его руководства. Но стоит не  забывать, что производителем этого  инструмента является компания, а не продавец, поэтому и ответственность  за качество формулировки конкурентного  преимущества лежит именно на  компании.

Конкурентное  преимущество – это чёткий ориентир для клиента в выборе конкретного  предложения. Они описывают такие  свойства и характеристики товара (фирмы, предложения), которые просто не дадут  клиенту выбирать что-то другое, не считая определенного предложения.

Цель работы содержится в изучении теории и практики определения конкурентных преимуществ  организации.

Задачи работы:

1. Рассмотреть  основные подходы к управлению  конкурентными преимуществами.

2. Охарактеризовать  управление конкурентными преимуществами  торгового предприятия. 

4. Привести  организационную характеристику  ЗАО «Юничел».

5. Проанализировать  конкурентные преимущества ЗАО  «Юничел». 
1. Теоретические аспекты изучения конкурентных преимуществ организации

1.1. Понятия и сущность конкурентных преимуществ.

Приступая к исследованию конкурентных преимуществ на предприятии, первоочередным шагом является определение главных понятий.

Конкуренция (от латинского «concure» - бежать к цели) – есть соперничество между людьми в достижении цели. Цель конкурентов на рынке – чтобы покупатель купил их товар. Основное орудие конкуренции – формирование спроса и стимулирование сбыта.

Так как типичной ошибкой при анализе данной проблемы становится смешение понятий конкурентоспособности и конкурентного преимущества, поэтому стоит уточнить эти понятия.

Конкурентоспособность товара – интегральная сравнительная характеристика товара, комплексная оценка

1.2. Основные подходы к управлению конкурентными преимуществами

 

Начало  нового тысячелетия в России было сопровождено благоприятными финансовыми тенденциями и интенсивным экономическим ростом. Активная интеграция с выходом на международные рынки дала возможность обеспечивать наращивание конкурентного потенциала отечественных компаний, стимулировать структурную перестройку экономики и развитие инновационных инициатив. Вызванная глобальным экономическим кризисом неопределенность мирового развития, сопровождалась сокращением платежеспособного спроса, обострением конкуренции и снижением доступности финансовых ресурсов. В настоящее время особое значение приобретает задача сохранения и развития конкурентных преимуществ компаний и отраслей на основе эффективной конкурентной политики.

Анализ  эволюции взглядов на методологию конкурентных отношений за почти вековую историю позволил выявить основополагающую роль конкуренции в совершенствовании производительных сил, ее уникальное воздействие на мирохозяйственные процессы в национальной и мировой экономике. Конкуренция выступает мощным инструментом реализации индивидуальных интересов экономических субъектов, выполняя двойственную роль: с одной стороны, как формы осуществления объективно обусловленных связей субъектов, а с другой стороны - эффективного рыночного инструмента реализации личных экономических интересов субъектов (в условиях государственного регулирования - экономических интересов общества).

В ходе развития теории и практики конкуренция рассматривалась  как универсальный феномен экономической активности, взаимодействия и функционирования индивидов, организаций и экономических систем. При всем при этом наиболее выделялась роль этого феномена в формировании критериев, стимулов и факторов конкурентоспособности экономических единиц, которая выступает целью их развития, воспроизводства и становления.

Дискуссионным до сих пор остается вопрос о соотношении сравнительных и конкурентных преимуществ. Он принимает форму вопроса - можно ли иметь сравнительные преимущества и при этом не обладать конкурентными и наоборот?

С "нейтральной" точки зрения понятия являются содержательно  тождественными. Её сторонники зрения одинаково относятся к обоим  понятиям и сфере их применения как  инструментам экономического анализа. По их мнению, вопрос о соотношении  этих понятий носит надуманный, искусственный характер, а потому может быть квалифицирован как "игра в понятия".

С "практической" точки в связке "сравнительные - конкурентные преимущества", определяющую роль играют конкурентные преимущества. Именно они лежат в основе расчета  конкурентоспособности предприятия, региона, национальной экономики. Что  касается сравнительных преимуществ, то это узкий академический термин, который относится исключительно  к экономической теории и в  практическом плане имеет ограниченные операционные возможности. Это означает, что если есть конкурентные преимущества, то есть и сравнительные преимущества.

Сторонники "уровневого подхода" (Караиванов А., Фокин Н.) доказывают, что эти понятия содержательно пересекаются, но каждое из них в отдельности является самодостаточным и используется на разных уровнях экономического анализа.

Содержательное  пересечение выражается в том, что  в определении как сравнительных, так и конкурентных преимуществ  конституирующим элементом является сравнение. Для сравнительных преимуществ  этот вывод самоочевиден. Что касается конкурентных преимуществ, то они фокусируются в способности товара выдержать  конкуренцию, то есть выдержать сравнение  с аналогичным товаром других производителей.

Самодостаточность понятий выражается в том, что  на макроэкономическом уровне более  широкими операционными и аналитическими возможностями обладают сравнительные  преимущества. На макроэкономическом уровне сравнительные преимущества образуют фундамент конкурентных преимуществ. Но фундамент - это еще не конкурентные преимущества, их только предстоит  построить. Отсюда в принципе возможна ситуация, когда сравнительные преимущества не перетекают в конкурентные.

В то же время на микроэкономическом уровне более широкими операционными и  аналитическими возможностями обладают конкурентные преимущества.

Сравнительные и конкурентные преимущества имеют  и разный временной лаг. Сравнительные  преимущества имеют долгосрочный характер, в то время как конкурентные в  большей степени связаны со среднесрочным  и краткосрочным периодами.

Рассмотрим  подробнее основные подходы к  определению понятия «конкурентоспособность» и проведем анализ ее содержательных аспектов, особо выделив роль и место управления конкурентными преимуществами при ее формировании.

Отечественными  и зарубежными экономистами даются многочисленные определения конкурентоспособности, которые имеют общие теоретические предпосылки, но отличаются рядом конкретных формулировок (табл. 1).

Таблица 1

Основные  подходы к определению терминов «конкурентоспособность» и «конкурентные  преимущества»

Автор

Определение

А. Алчиян, Г. Демсец,

Т. Эггертон

Конкурентоспособность компании возможна при выполнении им требований конкурентной среды.

Ф. Хайек; П. Друкер.

Основа конкурентного преимущества - человеческий фактор. Более конкурентоспособным предприятие может стать при наличии в его штате эффективных управляющих, при ориентации на знания.

В. Жуковская; М. Гельвановский.

В самом общем смысле конкурентоспособность - обладание качествами, которые создают преимущества для субъекта рыночного соревнования.

П. Ромер; Й. Шумпетер.

Конкурентоспособность компании определяется способностью создавать новые технологии, идеи и рынки.

 П. Хейне.

Конкурентные преимущества определяет владение редкими экономическими благами (ресурсами).

Дж. Хайн; М. Эрлих.

Конкурентоспособность - способность страны или компании продавать свои товары.

Ж. Ламбен.

В основе конкурентного преимущества лежит наиболее эффективное использование ресурсов.

И. Кирцнер.

Основное конкурентное преимущество - предпринимательские возможности.

Д. Мур.

Конкурентные преимущества компании находятся в зависимости от степени коэволюции.

 Р. Ф. Фатхутдинов.

Конкурентоспособность - свойство объекта, которое характеризующется степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности в сравнении с подобными объектами, представленными на этом рынке.

Б. Нейлбафф; А. Бранденбургер.

Конкурентные преимущества определяются степенью соконкуренции.

Ю.Б. Рубин. 

Конкурентоспособность - реальная и потенциальная способность фирм, также совокупность имеющихся у них для этого возможностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе наиболее интересны для покупателей, нежели товары конкурентов.

О. Уильямсон; Б. Хендерсон.              

Конкурентоспособность основывается на низких издержках производства, получаемых в процессе применения наиболее эффективных методов производства, в результате выпуска конкурентной продукции.

А. Гранберг.

Конкурентоспособность территории заключается в защите своей доли рынка (подобно фирмам).

К. Прахалад; Г. Хемел.

Конкурентоспособность базируется на опыте, навыках, знаниях, способности предвидения и интеллектуальном лидерстве.

X. Траболт.

Основным конкурентным преимуществом является способность зарабатывать.

М. Портер.

Конкурентоспособность - свойство товара, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там подобными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений.


 

Следует согласиться с мнением многих экспертов, которые отмечают, что определения конкурентоспособности и конкурентных преимуществ напрямую зависят от особенности предмета (области исследования, конкурентного поля), к которому они относится. В этом отношении конкурентоспособность и конкурентные преимущества могут концентрировать исследовательские интересы в очень многих областях науки.

Некоторые авторы предлагают ввести терминологическую  регламентацию этой области. Как думает П. С. Завьялов, без этого все попытки сформулировать определение конкурентоспособности как экономической категории сводятся к дефиниции качества. При всем при этом, он считает, что изучение конкурентоспособности как обобщенной экономической проблемы выходит за рамки квалиметрии и требует обязательного учета следующих факторов:

- необходимость количественной оценки экономических объектов, являющихся носителями свойства конкурентоспособности, без чего определение уровня конкурентоспособности носит субъективный характер;

- отсутствие универсального, общепринятого определения понятия «конкурентоспособности»;

- определение уровня конкурентоспособности с помощью таких основных параметров, как многослойность, относительность и конкретность;

- определение конкурентоспособности посредством результатов сопоставлений;

- сопоставление экономических объектов в процессе сравнительного анализа конкурентоспособности, удовлетворяющее требованиям полноты и корректности.

Несмотря  на отличия в подходах к определению  конкурентоспособности и ее увязку с предметом исследования, эта  категория имеет, на мой взгляд, довольно четко выраженные единые сущностные характеристики, которые формируются схожей категорией «конкуренция». Эти характеристики находят отражение в некоторых общих определениях конкурентоспособности, которые предлагают иностранные и отечественные ученые. К примеру, учитывая мнение М. Портера - основоположника теории конкурентных преимуществ, конкурентоспособность определяется возможностью постоянно развиваться: сначала добиться конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой осуществляется конкуренция, а потом - сохранить свое превосходство, постоянно совершенствуя предложение (через изменение способов и факторов производства) так быстро, чтобы конкуренты не могли их обогнать. Именно совершенствование и обновление - постоянный процесс, который позволяет создать, как он считает, конкурентные преимущества.

Как и  в подходе Портера, в определении, предложенном                           Л.П. Кураковым, конкурентоспособность рассматривается через конкурентное преимущество, ограничиваясь при этом только уровнем товара и предприятия: «Конкурентоспособность - уровень преимущества или отставания фирмы, предприятия, организации по отношению к другим участникам - конкурентам на рынке внутри страны и за ее пределами, определяемым по таким параметрам, как „технология" „квалификация персонала“, „качество" „политика сбыта“ и т. п.».

Информация о работе Практика определения конкурентных преимуществ на примере ЗАО «Юничел»