Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 14:15, диссертация
будучи нацелено на благо человека, обогащает труд и человеческую мысль, расширяет возможности накопления капитала благодаря повышению производительности и качества труда и создает, тем самым, условия для нового этапа развития, обеспечивая его непрерывность. Инновационный менеджмент призван обеспечить научную организацию
ВВЕДЕНИЕ
ПРЕДМЕТ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Структура дисциплины «Инновационный менеджмент»
Новые тенденции в инновационном менеджменте
СХЕМА ПРЕВРАЩЕНИЯ НОВШЕСТВ В ИННОВАЦИИ
ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИИ
Понятие инновации
Классификация инноваций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Новшества при разработке и внедрении сталкиваются с некоторыми проблемами. Понимание этих проблем нередко сближает дистанцию между далекими перспективами развиваемых проектов и имеющимися реальными инновационными возможностями, а также помогает в принятии конкретных решений. Приведу некоторые из возможных проблем.
1. Движущаяся цель – нередко развиваемые проекты по разработке новых продуктов видятся перспективными в рамках одного, а чаще всего целого набора допущений. Этими допущениями могут быть элемент стабильности на рынке, отсутствие резких технологических изменений в определенной области, отсутствие изменений в предпочтениях потребителей. К сожалению, не всегда эти допущения, в конечном счете, оказываются верными, и тогда проект может стать убыточным.
2. Внутрикорпоративные
3. Неразличимость новой
4. Неожиданные технические
5. Лавинообразный рост
затрат. Нередко бюджеты на разработку
новых продуктов на его
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИЙ
3.1. Понятие инновации
Проблема инноваций, рассматриваемых в качестве основного фактора динамики промышленности, не является новой. Само понятие «innovation» впервые появилось в научных исследованиях зарубежных культурологов в XX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Термин «инновация» происходит от латинского слова «innovato», что означает обновление или улучшение. В общем плане этот термин можно понимать как особую культурную ценность – материальную или нематериальную, - которая в данное время и в данном месте воспринимается людьми как новая. Закономерности технических нововведений стали изучаться в начале XX века. По некоторым источникам обычно отождествляют понятия «новшество», «новация», «нововведение», «инновация». Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получат общественное признание, когда будут приняты к распространению и уже в новом качестве выступят как инновации. Инновация – результат творческой и инвестиционной деятельности, направленной на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг и технологий, организационных форм на уровне фирмы. Целью инновации является повышение конкурентности фирмы, товара и услуг и повышение за счет этого прибыли фирмы.
Отечественные специалисты рассматривают инновацию как универсальный метод, набор инструментов обеспечения оптимального технологического прогресса организации путем планируемого управленческого воздействия на социальную структуру предприятия. Между тем из поля зрения менеджеров ускользает широкий спектр теоретических и концептуальных проблем, связанных с происхождением понятия в системе социальных наук. А ведь инновация – это не только система периодически вводимых разовых новшеств, заменяющих товарные и технологические переменные организационной структуры. Это и комплексный социокультурный процесс, развивающийся по неким объективным законам, тесно взаимосвязанный с историей и традициями рассматриваемых социальных систем и кардинально преобразующий их структуру. Это и социально – психологический феномен, характеризующийся своеобразным жизненным циклом, с особыми фазами, последовательностями зависимостями происходящих в индивидах когнитивных и эмоциональных процессов.
Первыми крупнейшими
теоретиками инновационных
Важнейшая характеристика инновации заключается в том, что она не является по отношению к социальному субъекту неким внешним объектом, а представляет собой восприятие индивида или социальной системы, устанавливающих наличие новизны. Практика может быть инновационной не для всех индивидов и социальных систем. Восприятие новизны как таковой носит исключительно субъективный характер и не зависит от того, существовал ли рассматриваемый объект как новый ранее или нет: индивид воспринимает его как новый. Социальный субъект становится сторонником инновации, когда может адекватно оценить состояние окружающей среды и спрогнозировать свое состояние в контексте инновационного процесса в терминах приобретения – потери социальных преимуществ.
Инновации в современных российских условиях – главное средство выживания предприятий, фирм на рынке. Нововведения должны внедряться по мере потребности рынка, но предприниматель обязан предвидеть их необходимость и целесообразность. В рамках работы в этой области рекомендуется:
- выявление тех видов
товаров и услуг, которые
- определение товаров и услуг, заменяющих устаревающие: внедрение инноваций во всех других сферах деятельности предприятия (делопроизводство, реклама и т.д.);
- сбалансирование кратко-
и долгосрочных программ
Необходимы постоянные
инновации и в организационной
структуре предприятия, которые
обязаны соответствовать
3.2. Классификация инноваций
Инновация возникает в результате использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества. Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации. В зарубежной и отечественной литературе по инновационному менеджменту выделяется большое количество видов инноваций. Выделяют различные основания классификации, инноваций, создающих целую систему в зависимости от решаемых задач. Некоторые специалисты предлагают до 25 оснований, структурирующих инновации. В качестве основных признаков классификации используются:
Основными критериями классификации инноваций должны быть следующие:
С учетом имеющего опыта
и приведенных критериев
Таблица 1. Классификация инноваций
Признак классификации |
Виды инноваций |
1. Уровень новизны |
1.1. Радикальные (внедрение 1.2. Ординарные («ноу-хау», рационализаторские предложения и т.д.). |
2. Стадия жизненного цикла |
2.1. Инновации, внедряемые на
стадии стратегического 2.2. То же НИОКР; 2.3. Организационно – 2.4. Производство (включая тактический маркетинг); 2.5. Сервис, осуществляемый изготовителем. |
3. Масштаб новизны инновации |
3.1. Инновации новые в мировом масштабе (открытия, изобретения, патенты); 3.2. Новые в стране; 3.3. Новые в отрасли; 3.4. Новые для фирмы. |
4.Отрасль народного хозяйства, |
4.1. Новшества и инновации, 4.2. То же в сфере образования; 4.3. В социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение); 4.4. В материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство). |
5. Сфера применения инновации (новшества) |
5.1. Инновации для внутреннего (внутри фирмы) применения; 5.2. Новшества для накопления на фирме; 5.3. Новшества, в основном для продажи; |
6. Частота применения инновации |
6.1. Разовые; 6.2. Повторяющиеся (диффузия). |
7. Форма новшества – основы инновации |
7.1. Открытия, изобретения, патенты; 7.2. Рационализаторские 7.3. «Ноу-хау»; 7.4. Товарные знаки, торговые марки, эмблемы; 7.5. Новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т.д. |
8. Вид эффекта, полученного в результате внедрения инновации |
8.1. Научно – технический; 8.2. Социальный; 8.3. Экологический; 8.4.Экономический (коммерческий); 8.5. Интегральный |
9. Подсистема системы |
9.1. Подсистема научного 9.2. Целевая подсистема; 9.3. Обеспечивающая подсистема; 9.4. Управляемая подсистема; 9.5. Управляющая подсистема |
Однако и в рамках одного критерия ученые видят разные типы нововведений. К примеру, по уровню новизны различают инновации: новые; усовершенствованные; требующие капитальных вложений; оазисные; улучшающие; псевдоинновации; радикальные; ординарные; усовершенствующие. Исходя из того, в какой области осуществляются изменения можно выделить инновации продуктовые, технологические и организационно – управленческие. Продуктовые инновации связаны с изменениями, вносимыми в продукцию, производимую в сфере материального производства и потребляемую в качестве средств производства либо предметов потребления. Технологические инновации затрагивают изменения в технологии (способах) создания, производства и потребления выпускаемой или новой продукции. Организационно – управленческие инновации связаны с внедрением новых методов организации каких – либо систем и управления ими. Заключительным классификационным признаком является конечная ориентация производимых изменений, Когда инновации ориентированы на средства и способы производства, можно говорить о производственных нововведениях. Изменения, вносимые в товары, удовлетворяющие потребности человека, следует относить к потребительским. В заключение данной курсовой работы я хочу привести пример широкого использования инноваций – Лианозовский комбинат. В начале 90-х годов он выпускал ту же продукцию, что и большинство аналогичных предприятий Москвы, - молоко в стеклянных бутылках. Срок хранения его ограничивался считанными днями, спрос постепенно стал снижаться. Прорыв на рынке руководство Лианозовского комбината решило организовать через изменение структуры управления и новую маркетинговую политику. Было создано АО «Вимм – Билль – Данн», в состав которого, помимо Лианозовского комбината, вошли одноименная торговая компания, Раменский молокозавод и фирма «Производство продуктов питания», занимающаяся поставками оборудования и маркетингом. Кроме того, была проведена крупномасштабная реорганизация производства. Линии были переналажены под упаковку молочных продуктов и герметичные пакеты, срок хранения продукции был продлен до 6 месяцев. Комбинат расширил ассортимент – появились не знакомые до того россиянам йогурты, кефиры на основе фруктовых сиропов, а также наиболее известные сегодня соки, хотя до сих пор 80% продукции завода – молочные продукты.
В результате ввода новой линии в строй производство стало резко увеличиваться. Однако если молоко стало пользоваться спросом, поскольку было дешевле Parmalat, то убедить торговцев продавать лианозовские соки оказалось делом нелегким. Самым сложным было перебороть и у торговца, и у покупателя стереотип, будто российская компания не может выпускать качественный натуральный апельсиновый или ананасовый сок. Успехи налицо: сейчас соки компании регулярно покупают 30% жителей Москвы, в то время как конкурирующие соки – Jaffa и Nico имеют в столице меньше поклонников.
Информация о работе Предмет инновационного менеджмента. Классификация инноваций