Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 19:09, курсовая работа
Происходящие в России рыночные преобразования ставят на повестку дня поиск путей оживления национальной экономики. Одним из направлений является стимулирование процесса концентрации и интеграции капитала различных сфер хозяйственной деятельности, проявившегося в возникновении новых организационно-хозяйственных структур – финансово-промышленных групп.
Закономерность появления в российской экономике финансово-промышленных групп вызвана целым рядом причин.
Введение…………………………………..………..……………………3-4
1. Понятие финансово-промышленной группы и предпосылки их создания.......................................................................................5-6
2. Причины возникновения ФПГ…………………………………….……...7
3. Особенности ФПГ….…………………………………..…..…………..8-9
4. Преимущества участников ФПГ…………..…………………………10-11
5. Классификация ФПГ………………………………….…………..…..12-14
6. Целесообразность формирования финансово-промышленных групп…15-23
7. Проблемы функционирования ФПГ…………………………………... 24-25
Заключение……………………………………………………..…………26
Список использованной литературы………………………………………27
Мировое развитие демонстрирует
доминирующее влияние крупных национальных
и транснациональных корпораций
и ФПГ. Подобные
организационно-
В современных условиях без научно-технического сотрудничества, кооперации с ТНК невозможна ускоренная модернизация промышленности стран СНГ. Наиболее эффективной она будет при установлении с ТНК отношений реального партнерства, а не когда ТНК выступают в роли патронов по отношению к компаниям из стран СНГ. Реальное партнерство стран более вероятным, если Россия, страны СНГ будут представлены во взаимоотношениях с ТНК достаточно мощными экономическими структурами. Промедление в формировании транснациональных финансово-промышленных структур в России и СНГ может привести к следующим негативным последствиям:
И последнее. Взаимный экономический интерес стран Содружества, несущих потери в результате разрыва традиционных связей, является важнейшим и достаточным объединяющим фактором интеграции. При наличии взаимовыгодного партнерства могут более активно заработать механизмы объединительного процесса. При этом политическая независимость стран отнюдь не противоречит взаимозависимости с позиции экономической безопасности всего Содружества.
Выгоды от вхождения в высокоинтегрированные объединения получают все хозяйствующие субъекты, будь то кредитно-финансовые институты или промышленные предприятия.
Для промышленных предприятий это прежде всего означает:
Для банковских структур становление МФПГ означает:
7. Проблемы функционирования ФПГ.
Несмотря на определенные результаты, достигнутые финансово-промышленными группами, и проведенную соответствующую законодательную работу, их становление сталкивается с серьезными проблемами и трудностями.
Среди существующих проблем становления и функционирования ФПГ можно выделить: общеэкономические, законодательные, организационные, финансовые.
Трудности общеэкономического характера очевидны. Они касаются сложного финансово-экономического состояния большинства производителей, падения инвестиционной активности, отсутствия государственной поддержки, негибкости налоговой политики.
Скорейшего законодательного решения требуют многие юридические вопросы.
Необходима четкая регламентация правовой сущности ФПГ. Главная роль при образовании группы возлагается на договор о ее создании, юридический статус которого не ясен. Некоторые специалисты подводят этот договор под договор простого товарищества, точно определенный в Гражданском кодексе. По этому договору совокупность лиц обязуется соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли и/или иной законной цели. А в законе о ФПГ договорные отношения четко увязываются с образованием нового юридического лица (центральной компании).
Нуждается в уточнении и процедура подготовки документов на регистрацию ФПГ: выходить ли участникам группы на подписание договора с уже зарегистрированной центральной компанией или сначала подписать договор, а потом создавать центральную компанию в рамках реализации договора.
Закон о ФПГ предписывает заключение договора о создании ФПГ во всех случаях, кроме образования группы по холдинговому принципу. Недостаточно решен вопрос о механизме принятия управленческих решений в ФПГ. Функции управления ФПГ выполняют Совет управляющих и созданная для текущего управления деятельностью ФПГ центральная компания. Способы принятия решения каждым из этих органов различны. В случае, если центральная компания создается в форме акционерного общества и, следовательно, подчинена действию закона «Об акционерных обществах», решения принимаются Общим собранием акционеров центральной компании. В Совете управляющих решения принимаются по принципу: один член Совета - один голос, на Общем собрании центральной компании - голосование идет пакетами обыкновенных акций.
Проблемы организационного характера вызваны, в первую очередь, неразработанностью организационных структур управления ФПГ; отсутствием нормативно установленных полномочий центральной компании; высокой долей издержек, связанных с внутренним оборотом группы.
Для успешного развития созданных и возникновения новых работоспособных ФПГ необходимы совместные усилия законодательной и исполнительной власти, заинтересованных научных центров и специалистов корпораций по решению вышеперечисленных проблем.
Заключение.
На основе всего вышеизложенного можно заключить, что ФПГ – бурно развивающаяся форма взаимодействия финансовых и промышленных структур, позволяющая финансовым учреждениям наиболее эффективно не только распределять свои ресурсы, но и некоторым образом управлять их использованием заемщиком. С другой стороны, промышленные структуры получают надежного и постоянного контрагента, осуществляющего гибкое и всестороннее финансирование и финансовое обслуживание его нужд.
Укрупнение производственных комплексов, все большая необходимость использования эффекта экономии масштаба заставляют консолидировать производственные и финансовые ресурсы в руках единой организации. Но нельзя забывать о горьком опыте международных финансово-промышленных групп, которые в течение последнего десятилетия были вынуждены отказаться от дальнейшей форсированной экспансии и централизации. Им пришлось заняться перестройкой, как общей организационной структуры, так и обратить большее внимание на финансовые и маркетинговые аспекты менеджмента. Многие мега корпорации сейчас следуют общей тенденции, давая дочерним предприятиям большую свободу деятельности, наделяя их отдельными бюджетами и т.д.
Итак, объединение и укрупнение - это хорошо, но во всем надо знать меру.
В заключение хотелось бы отметить, что ФПГ могут содействовать стабилизации производства; усилению конкуренции с иностранными фирмами; ускорению научно-технического и экономического развития; улучшению инвестиционной ситуации, влиянию на структурные сдвиги в экономике различных отраслей; укреплению социально-экономической базы экономических реформ; оживлению производства товаров народного потребления; созданию новых рабочих мест и т.д.
Список использованной литературы:
1. Волчкова И. А. Российские
финансово-промышленные группы
2. Дементьев В. Финансово-промышленные
группы в стратегии реформирова
3. Деятельность финансово-
4. Меланин В. В. Роль финансово-промышленных и транснациональных структур в производственной кооперации и промышленной интеграции стран СНГ // Промышленность России. – 1999. №7. с. 34-40
5. Петракова Н. Я. Портфель приватизации и инвестирования. М: «Соминтек» с. 749
6. Рудашевский В. Д. Финансово-промышленные группы: возможности и ограничения // Государство и право. – 1998. № 2. с. 35-42
7. Суворов А. В. Финансово-промышленные
группы и стабилизация
8. Тюрина А. В. Финансово-промышленные группы и конгломераты в экономике и политике современной России // Общество и экномика. – 1998. №2.
9. Орехов С.А. Диверсифицированные
корпоративные объединения: проблемы
статистического анализа.-М.
Информация о работе Предпосылки возникновения ТФПГ и их роль в мировой экономике