обычно признают Поведенческий
подход. Поведенческий подход создал основу
для классификации стилей руководства
или стилей поведения. Это стало серьезным
вкладом и полезным инструментом понимания
сложностей лидерства. Разочарование
в подходе к лидерству с позиций личных
качеств усиливалось примерно в тот же
период, когда в теории управления стала
набирать силу бихевиористская школа.
Таким образом, нет ничего удивительного
в том, что второй подход к изучению лидерства
сосредоточил свое внимание на поведении
руководителя. Согласно поведенческому
подходу к лидерству эффективность определяется
не личными качествами руководителя, а
скорее его манерой поведения по отношению
к подчиненным. Несмотря на то, что поведенческий
подход продвинул изучение лидерства,
сосредоточив внимание на фактическом
поведении руководителя, желающего побудить
людей на достижение целей организации,
его основной недостаток заключался в
тенденции исходить из предположения,
что существует какой-то один, оптимальный
стиль руководства. Более ранние авторы
бихевиористской школы, как правило, рассматривали
лидеров, которые вели себя демократично
и считались с другими, как самых эффективных
в современных организациях. Однако, обобщая
результаты исследований, использовавших
данный подход, группа авторов утверждает,
что «не существует одного, оптимального
стиля руководства». Очень вероятно, что
эффективность стиля зависит от характера
конкретной ситуации и, когда ситуация
меняется, меняется и соответствующий стиль. Более поздние
авторы и ученые бихевиористской школы, что необходим ситуационный
подход к руководству. Оптимальный
стиль лидерства меняется в зависимости
от ситуации.
Ситуационный
подход. Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий
подход не смогли выявить логическое соотношение
между личными качествами или поведением
руководителя, с одной стороны, и эффективностью
- с другой. Это не означает, что личные
качества и поведение не имеют значения
для руководства. Наоборот, они являются
существенными компонентами успеха. Однако
более поздние исследования показали,
что в эффективности руководства решающую
роль могут сыграть дополнительные факторы.
Эти ситуационные факторы включают потребности
и личные качества подчиненных, характер
задания, требования и воздействия среды,
а также имеющуюся у руководителя информацию.
Поэтому современная
теория лидерства обратилась к ситуационному
подходу. Современные ученые пытаются
определить, какие стили поведения
и личные качества более всего
соответствуют определенным ситуациям.
Результаты их исследований указывают,
что аналогично тому, как разные ситуации
требуют различных организационных структур,
так должны выбираться и различные способы
руководства - в зависимости от характера
конкретной ситуации. Это означает, что
руководитель-лидер должен уметь вести
себя по-разному в различных ситуациях.
Однако, чтобы
понять, почему необходим ситуационный
подход к лидерству, сначала нужно
заложить некий фундамент. Начнем с
поведенческого подхода к руководству,
который сосредотачивает свое внимание
на понятии стиля руководства.
1.1.1.
Сущность поведенческого подхода
Важный вклад
поведенческого подхода в теорию
лидерства заключается в том,
что он помог провести анализ и
составить классификацию стилей руководства,
т.е. того, как руководитель ведет себя
со своими подчиненными. Стиль руководства
в контексте управления - это привычная
манера поведения руководителя по отношению
к подчиненным, чтобы оказать на них влияние
и побудить их к достижению целей организации.
Степень, до которой управляющий делегирует
свои полномочия, типы власти, используемые
им, и его или ее забота прежде всего о
человеческих отношениях или прежде всего
о выполнении задачи - все руководства,
характеризующий данного лидера.
Каждая организация
представляет собой уникальную комбинацию
целей и задач. Каждый управляющий
- это уникальная личность, обладающая
рядом способностей. Поэтому стили руководства
не всегда можно отнести к какой-то конкретной
категории, которую мы приводим в данном
разделе. Скорее стиль данного руководителя
может быть соотнесен с какой-то позицией
в определенном континууме. Имеются две
широко применяющиеся системы определения
этого континуума. По традиционной системе
классификации стиль может быть автократичным
(это одна крайность) и либеральным (другая
крайность) или это будет стиль, сосредоточенный
на работе, и стиль, сосредоточенный на
человеке.
Автократичное
и демократичное руководство.
Автократичный
лидер в управлении авторитарен,
Автократичный руководитель
обладает достаточной властью, чтобы навязывать
свою волю исполнителям, и в случае необходимости
без колебаний прибегает к этому. Автократ
намеренно апеллирует к потребностям
более низкого уровня своих подчиненных
исходя из предположения, что это тот самый
уровень, на котором они оперируют. Дуглас
МакГрегор, известный ученый в области
лидерства, назвал предпосылки автократичного
руководителя по отношению к работникам
теорией "X". Согласно теории "X":
1.
Люди изначально не любят трудиться
и при любой возможности
избегают работы.
2.
У людей нет честолюбия, и они
стараются избавиться от ответственности,
предпочитая, чтобы ими руководили.
3.
Больше всего люди хотят защищенности.
4.
Чтобы заставить людей трудиться,
необходимо использовать принуждение, контроль и
угрозу наказания.
На основе таких
исходных предположений автократ обычно
как можно больше централизует полномочия,
структурирует работу подчиненных
и почти не дает им свободы в
принятии решений. Автократ также плотно
руководит всей работой в пределах его компетенции и,
чтобы обеспечить выполнение работы, может
оказывать психологическое давление,
как правило, угрожать.
1. Труд - процесс естественный. Если
условия благоприятные, люди не только
примут на себя ответственность, они будут
стремиться к ней.
2. Если люди
приобщены к организационным
целям, они будут использовать
самоуправление и самоконтроль.
3. Приобщение
является функцией вознаграждения,
связанного с достижением цели.
4. Способность
к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный
потенциал среднего человека используется
лишь частично.
Благодаря этим
предположениям демократичный руководитель
предпочитает такие механизмы влияния,
которые апеллируют к потребностям
более высокого уровня: потребности
в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражении.
Настоящий демократичный руководитель
избегает навязывать свою волю подчиненным.
Организации, где
доминирует демократичный стиль, характеризуются
высокой степенью децентрализации
полномочий. Подчиненные принимают активное
участие в принятии решений и пользуются
широкой свободой в выполнении заданий.
Довольно часто, объяснив цели организации,
руководитель позволяет подчиненным определить
свои собственные цели в соответствии
с теми, которые он сформулировал. Вместо
того чтобы осуществлять жесткий контроль
за подчиненными в процессе их работы,
низовой руководитель обычно ждет, когда
работа будет выполнена до конца, чтобы
провести ее оценку. (Конечно, чтобы такой
механизм действовал, он должен быть подкреплен
высокоэффективной системой контроля.)
Руководитель тратит сравнительно большую
часть своего времени, действуя как связующее
звено, обеспечивая соответствие целей
производственной группы целям организации
в целом и заботясь о том, чтобы группа
получала необходимые ей ресурсы.
Руководство,
сосредоточенное на работе и человеке
.
Классифицировать
стили руководства можно путем
сравнения автократичного и демократичного
континуумов. Рэнсис Лайкерт и его
коллеги в Мичиганском университете
разработали альтернативную систему,
сравнивая группы с высокой
производительностью труда и группы с
низкой производительностью в различных
организациях. Они считали, что разницу
в производительности может объяснить
стиль лидерства. Аналогично континууму
по теориям "X" и "У" МакГрегора
руководители групп с высокой и низкой
производительностью классифицировались
по континууму, находящемуся в пределах
от одной крайности -- сосредоточенные
на работе (теория “Х”) до другой -- сосредоточенные
на человеке (теория "У").
Руководитель,
сосредоточенный на работе, также известный
как руководитель,
ориентированный на задачу, прежде
всего заботится о проектировании задачи
и разработке системы вознаграждений
для повышения производительности труда.
Классическим примером руководителя,
сосредоточенного на работе, служит Фредерик
У. Тейлор. Как мы упоминали ранее, Тейлор
строил задачу по техническим принципам
эффективности и вознаграждал рабочих,
которые перевыполняли квоту, тщательно
рассчитанную на основе измерения потенциального
выпуска продукции.
В противоположность этому первейшей
заботой руководителя, сосредоточенного
на человеке, являются люди. Он или она
сосредоточивают внимание на повышении
производительности труда путем совершенствования
человеческих отношений. Руководитель,
сосредоточенный на человеке, делает упор
на взаимопомощи, позволяет работникам
максимально участвовать в принятии решений,
избегает мелочной опеки и устанавливает
для подразделения высокий уровень производительности
труда. Он или она активно считаются с
нуждами подчиненных, помогают им решать
проблемы и поощряют их профессиональный
рост. По существу, руководитель, сосредоточенный
на человеке, ведет себя аналогично руководителю,
который привлекает трудящихся к участию
в управлении.
На
основании своих исследований Лайкерт
сделал вывод, что стиль руководства
неизменно будет ориентированным либо
на работу, либо
на человека. Не встретилось ни одного
руководителя, кто бы проявлял оба эти
качества в значительной степени и одновременно.
Результаты также показали, что стиль
руководства, сосредоточенный на человеке,
почти во всех случаях способствовал повышению
производительности труда. Позже ученые-бихевиористы
выявили, что стиль некоторых руководителей
ориентировался одновременно и на работу,
и на человека. Более того, из-за характера
ситуации стиль, сосредоточенный на человеке,
не всегда способствовал повышению производительности
труда и не всегда являлся оптимальным
поведением руководителя. Мескон М.Х.,
Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента:
Пер. с англ. // Дело, М., 1998 - 542 с.
1.2. Мотивация лидерства и типы лидерства:
виды, особенности.
Что
заставляет человека стремиться к лидерству?
Субъективные механизмы становления,
характера и направленности
лидерства проясняет психоаналитическая
теория З. Фрейда. С его точки зрения,
в основе лидерства лежит подавленное
либидо преимущественно бессознательное
влечение сексуального характера. Другие
психологи трактуют либидо более широко
как психическую энергию вообще. В процессе
сублимации (накопления и перехода в более
высокие состояния) либидо проявляется
в стремлении к творчеству, лидерству
и проч. У многих людей обладание руководящими
позициями выполняет субъективно-компенсаторные
функции, позволяет преодолевать и подавлять
различного рода комплексы -- чувство неполноценности,
некомпетентность и проч. Подчинение лидеру
тоже находит объяснение в теории психоанализа
субъективное принятие лидерства закладывается
в детстве как не-обходимость в покровителе,
авторитетном человеке. В этом смысле
авторитет и покровительство руководителя
организации подобны авторитету и покровительству
главы семьи.
Последователи
3. Фрейда (Франкфуртская школа, Адорно,
Фромм) выявили особый
тип личности, предрасположенный к авторитаризму
и стремящийся к власти. Такая личность
формируется в нездоровых общественных
условиях, порождающих массовые фрустрации
и неврозы - состояния подавленности, гнетущего
напряжения, тревожности, безысходности
и отчаяния. У человека появляется желание
убежать от всего этого в сферу господства
и подчинения. Для авторитарной личности
власть - психологическая потребность,
которая позволяет избавиться от собственных
комплексов путем навязывания своей воли
другим людям. Авторитарная личность дуалистична
- с одной стороны, она проявляет своеобразные
садистские (обладание безграничной властью
доставляет особое наслаждение, слабость
других людей вызывает презрение и желание
унизить их), а с другой стороны -- мазохистские
наклонности (при столкновении с превосходящей
силой такой человек раболепствует перед
ее носителем, восхищается им и поклоняется
ему).
Становясь руководителем,
такие личности и моют склонность распространить
свою власть на личные отношения с подчиненными
и нарушать их права, заботятся не столько
об интересах дела, сколько о сохранении
или увеличении своей власти. За деятельностью
такого рода руководителей необходим
жесткий контроль.
Инструментальная мотивация. Психоаналитическая
мотивация стремления к лидерству выявляет
один из типов лидеров. Большинство людей,
как показывают исследования, совершенно
не стремятся к власти. Становятся ли они
лидерами? Да, хотя сама власть не является
для них ценностью. Власть - только инструмент,
механизм получения разного рода благ,
средство достижения других целей: материальных
(высокий доход, престиж, выгодные связи,
привилегии) или духовно-нравственных
(достижение высоких целей -ответственность
за общее дело, оказание помощи слабым,
налаживание дружеских отношений в коллективе).
Игровая мотивация. Мотивация может
быть и игровой - человек воспринимает процесс
руководства как увлекательную, захватывающую
игру. В этом случае мотивом лидера
становится само содержание управленческой
деятельности - решение сложных и общественно
значимых проблем в процессе организации
взаимодействия и общения с людьми.
Классификации
лидерства разнообразны.
На основе каких критериев определяют
виды лидеров в группе?
В зависимости
от преобладающих функций выделяют
следующие виды лидеров:
1. Лидер-организатор.
Его главное отличие в том,
что нужды коллектива он воспринимает
как свои собственные и активно
действует. Этот лидер оптимистичен
и уверен, что большинство
проблем вполне разрешимо. За ним идут,
зная, что он не станет предлагать пустое
дело. Умеет убеждать, склонен поощрять,
а если и приходится выразить свое неодобрение,
то делает это, не задевая чужого достоинства,
и в результате люди стараются работать
лучше. Именно такие люди оказываются
на виду в любом неформальном коллективе.