Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 23:03, реферат
Во всём мире качество уже давно стало ключевым фактором достижения конкретных преимуществ. Причём это качество не только продуктов и услуг, но, в первую очередь, качество бизнес-процессов и системы управления организацией.
Награды за качество и достижение превосходства в бизнесе приносят признание лучшим организациям и являются важным элементом в стратегиях совершенствования, повышения производительности и конкурентоспособности как на микро, так и на макроэкономическом уровне.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ПРЕМИЯ ДЁМИНГА…………………………………………………..4
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ КАЧЕСТВА М. БОЛДРИДЖА……8
ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРЕМИЯ КАЧЕСТВА…………………………...13
ПРЕМИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….18
НЕКОТОРЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ НАГРАДЫ ЗА КАЧЕСТВО...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет экономики и управления
Кафедра менеджмента
Специальность: 080507,65 «Менеджмент организации»
РЕФЕРАТ
ПРЕМИИ КАЧЕСТВА
Автор работы:
Студентка группы 61МО
Рейтер Е.В.
Руководитель работы:
Котова О.В.
Томск - 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Во всём мире качество уже давно стало ключевым фактором достижения конкретных преимуществ. Причём это качество не только продуктов и услуг, но, в первую очередь, качество бизнес-процессов и системы управления организацией.
Награды за качество и достижение превосходства в бизнесе приносят признание лучшим организациям и являются важным элементом в стратегиях совершенствования, повышения производительности и конкурентоспособности как на микро, так и на макроэкономическом уровне.
В истории национальных наград за качество ключевую роль играют три широко известные и признанные во всём мире премии: Премия Дёминга, Национальная Премия Качества Малколма Болдриджа и Европейская Премия Качества.
Также во многих странах были учреждены собственные программы качества на базе ведущих мировых премий.
«В основе качества продукции лежит качество труда и качественный менеджмент на всех уровнях, т.е. такая организация работы коллективов людей, когда каждый работник получает удовольствие от своей работы», - такова основная идея лекций профессора Эдварда Дёминга - американца, приглашённого в 1950 году выступить перед ведущими промышленниками Японии. Там доктор У.Э. Дёминг провёл ряд краткосрочных семинаров по управлению качеством, а авторский гонорар от книги, составленной на основе лекций, прочитанных на этих семинарах, был использован для учреждения премий Дёминга. В 1951 году Японский союз учёных и инженеров (Union of Japanese Scientists and Engineers - JUSE) в знак благодарности доктору Дёмингу за разработку программы восстановления японской промышленности и развитие идей качества в Японии, учредил престижную ежегодную премию его имени - Премию Дёминга (Deming Prize). К этому времени контроль качества широко применялся в японской промышленности, а в некоторых компаниях даже трансформировался во Всеобщий Контроль Качества компании (Company Wide Quality Control - CWQC), базирующийся на статистическом контроле качества (SQC - Statistic Quality Control). Компании, награждавшиеся призом Дёминга, достигали наибольших успехов за счёт эффективного внедрения CWQC и были признанными лидерами не только японской, но и мировой промышленности.
Первоначально премий было две: для отдельного лица и для предприятия. Премия Дёминга для отдельного лица присуждалась одному или нескольким лицам, которые способствовали распространению и развитию теоретических принципов статистических методов контроля качества. До 1984 года рассматривались только японские компании и наиболее отличившиеся люди этой страны. В 1984 г. комитетом по присуждению приз Дёминга было принято решение о присуждении и для зарубежных компаний, для чего был учреждён специальный приз Деминга для зарубежных компаний (The Deming Application Prize for Oversea Companies -- DAPOC), условия присуждения которого были объявлены впервые в 1987 г. О высоких требованиях, предъявляемых этим призом, говорит тот факт, что за период с 1987 по 1994 гг. только две зарубежные компании были отмечены призом Деминга. Одной из них стала компания «Florida Power & Light» в США, которая получила DAPOC в 1989 г. за свою программу качества под названием "Процесс улучшения качества" (Quality Improvement Process), практическое применение которой началось в этой компании в 1981 г.
Второй компанией была Philips Taiwan. Эта компания была удостоена Приза Дёминга в 1991 г. за наиболее успешное практическое применение Всеобщего Контроля Качества среди зарубежных компаний. Программа Всеобщего Контроля Качества, начатая этой компанией в 1985 г., включала: политику; организацию и её управление; образование и распространение знаний; сбор, распространение и использование информации о качестве; анализ; стандартизацию; контроль; обеспечение качества; результаты; планирование на будущее. Эта программа, по мнению Комитета, в наибольшей степени соответствовала на период начала 1990-х гг. японской идеологии CQWC.
Как отмечалось Японским Комитетом по присуждению Премии Дёминга, эта программа представляет собой «никогда не заканчивающееся путешествие в качество, базирующееся на принципах удовлетворения потребителя, принципов цикла Дёминга PDSA («Plan-Do-Check-Act» - циклически повторяющийся процесс принятия решения, используемый в управлении качеством, также известен как Deming Cycle, применяется многократно с различной периодичностью, рис.1.1.), принципах управления только на основании фактов и уважении людей». Поэтому принятие заявления на получение премии от претендента возможно, если спроектированное и применённое им управление качеством в наибольшей степени соответствует именно его типу и размеру бизнеса, давая наибольший эффект в конкретном случае.
Рис.1.1. Цикл Дёминга
В настоящее время Японский Комитет по присуждению Премии Дёминга присуждает пять следующих премий:
В последние годы организаторы разработали систему оценки более прозрачную и понятную, чем прежде, чётко определив систему модели и её базовые категории:
Эти ключевые моменты составляют в модели оценки соответствующих категорий 1-го уровня. Но для более детального анализа деятельности компании, претендующей на Приз Дёминга, модель оценки DAP (Deming Application Prize) предусматривает развёртывание наиболее важной категории 1-го уровня на 2-м уровне, как это показано на рис.1.2. приложения 1.
Премия Дёминга является первой и по сегодняшний день одной из самых престижных и уважаемых наград в области качества. Она призвана распространять принципы непрерывного совершенствования на базе философии TQM (Total Quality Management - всеобщее управление качеством - это система управления, основанная на производстве качественных с точки зрения заказчика товаров и услуг, а также сосредоточенный на качестве процесс, направленный на достижение стратегической цели организации через непрерывное улучшение работы). Эксперты Премии Дёминга ежегодно определяют, насколько успешно компании применяют принципы и методы TQM, оценивая деятельность по обеспечению качества, построению систем внутриорганизационного контроля компании с применением статистических методов контроля качества, а также достигнутые результаты.
Премия Дёминга оказала огромное влияние на развитие управления качеством в Японии и многих других странах, особенно Юго-Восточной Азии. Компании-соискатели постоянно находятся в поиске новых подходов к управлению качеством. Президент индийской компании Sundaram-Clayton Ltd., лауреат Премии Дёминга 1998г., г-н Нарашимхан отмечает: «Мы нашли точки соприкосновения между японской и индийской культурами, как между учителем и учеником. Мы обучили наших сотрудников статистическим методам контроля качества, и они научились решать проблемы не интуитивно, а основываясь на полученных данных».
Успех победителей конкурса вдохновляет многие организации на развитие собственных идей по управлению качеством. Изучение лучшего опыта лауреатов Премии помогает новым соискателям совершенствовать свои системы менеджмента. Таким образом, принципы и методы TQM распространяются среди постоянно растущего числа организаций.
Среди лауреатов премии Дёминга за более чем 50 лет её существования можно встретить практически все ведущие компании Японии. В разные годы, и зачастую неоднократно, Награды Дёминга удостаивались: Hitachi, Nissan Motor, Toyota, Mitsubishi, Fuji-Xerox, NEC и многие другие.
20 августа 1987г. Президент Рональд Рейган подписал закон 100-107, учреждающий Премию Качества Малколма Болдриджа (Malcolm Baldrige National Quality Award), названную в честь министра торговли США, трагически погибшего на родео в том же году. М. Болдридж оказал огромное влияние на улучшение и продуктивность работы правительственной администрации, а также был активным сторонником идеи присуждения премии качества по результатам работы. Текст закона начинается словами «…лидерство США в обеспечении качества изделий и качества изделий оспаривалось (и иногда успешно) зарубежными конкурентами, и темпы роста нашей внутринациональной производительности оказались меньше, чем у наших конкурентов за последние два десятилетия». Этот закон объявил войну низкому качеству с целью защитить американские компании от давления со стороны конкурентов и преодолеть экономический спад 1980-х годов. Этому предшествовала большая работа по подготовке критериев оценки претендентов на премию, которая началась ещё в 1982 г. по настоятельной просьбе Р. Рейгана, который всячески поддерживал и помогал в этом вопросе Американскому Обществу Контроля Качества (American Society for Quality Control - ASQC). В соответствии с требованиями, установленными этой премией, компании, которые её получают, должны информировать другие компании через публикации и лекции о ходе и результатах своей работы по улучшению качества. Так, как надеялось ASQC, можно повысить значимость качества в работе американских компаний и обеспечить распространение знаний в области качества, которые будут давать практические результаты для улучшения экономики США.
Первая премия М. Болдриджа была присуждена в 1988 г. В группу производственных компаний, получивших премию, вошла компания Motorola, известная всему миру своими коммуникационными системами и полупроводниковыми приборами. Штат служащих на тот момент составлял около 99 000 человек. Целью компании, как заявил её руководитель Роберт Гэлвин на церемонии присуждения премии, является «нуль дефектов во всём, что мы делаем». Для достижения этой цели Motorola создала свой центр обучения и потратила более 170 млн. долл. США на подготовку своих рабочих по программе улучшения качества в период 1983 - 1987гг.
Ежегодно с 1988 г. премия Болдриджа вручается по трём основным критериям:
В 1999 г. к этим трём базовым категориям были добавлены категории для некоммерческого сектора:
Премия М. Болдриджа присуждается не более чем двум компаниям в каждой категории. И хотя эта премия была инспирирована Призом Дёминга, критерии премии американской премии более детализированы, а системы оценки претендентов вообще различны. Заявление компании, претендующей на премию, рассматривается группой людей из Совета ревизоров (examiners board), состоящего примерно из 150 экспертов по качеству, представителей промышленности, правительства и образования. От компаний требуется предоставить документацию на свою систему качества. Анализ претендентов на премию М. Болдриджа проводится в соответствии со следующими семью критериями, которые также показаны на рис.2.1.:
Baldrige Criteria for Performance Excellence Framework
Рис.2.1Критерии анализа претендентов на премию М. Болдриджа
Рассмотрение включает изучение представленных претендентами документов и ознакомление группы ревизоров с работой компании, рассматривается как непосредственно внутренняя структура, так и её взаимодействие с потребителем. Ревизоры должны убедиться, действительно ли высшее руководство следит за обеспечением высокого уровня качества каждый день, являются ли продукты или услуги претендента лучшими, нежели у конкурентов, обучены ли сотрудники компании статистическим методам или методам улучшения качества; удовлетворены ли потребители уровнем качества компании-претендента. Придавая большое значение вопросу удовлетворения потребителя, модель оценки MBA (Malcolm Baldrige Award) предусматривает развёртку категории 1-го уровня на 2-м уровне, пример которой можно рассмотреть на рисунке 2.2. приложения 2.