Премии качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 23:03, реферат

Краткое описание

Во всём мире качество уже давно стало ключевым фактором достижения конкретных преимуществ. Причём это качество не только продуктов и услуг, но, в первую очередь, качество бизнес-процессов и системы управления организацией.
Награды за качество и достижение превосходства в бизнесе приносят признание лучшим организациям и являются важным элементом в стратегиях совершенствования, повышения производительности и конкурентоспособности как на микро, так и на макроэкономическом уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ПРЕМИЯ ДЁМИНГА…………………………………………………..4
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ КАЧЕСТВА М. БОЛДРИДЖА……8
ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРЕМИЯ КАЧЕСТВА…………………………...13
ПРЕМИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….18
НЕКОТОРЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ НАГРАДЫ ЗА КАЧЕСТВО...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Вложенные файлы: 1 файл

В 1950 г.doc

— 5.81 Мб (Скачать файл)

Начиная с 2002 года, Премия присуждается по двум категориям организаций, в зависимости от их численности:

  1. Менее 250 человек;
  2. От 250 до 1000 человек;
  3. Свыше 1000 человек.

В основе модели премий - принципы всеобщего менеджмента качества. Организации-участники конкурса оцениваются в баллах по модели, включающей в себя две группы критериев, первая из которых характеризует, как организация добивается результатов в области качества («возможности»), а вторая - что достигнуто («результаты»). Первая группа включает в себя:

  1. Лидирующая роль руководства;
  2. Политика и стратегия организации в области качества;
  3. Персонал;
  4. Партнёрство и ресурсы;
  5. Процессы, продукция и услуги.

Вторая группа включает:

  1. Удовлетворённость потребителей качеством продукции и услуг;
  2. Удовлетворённость персонала;
  3. Влияние организации на общество;
  4. Результаты работы организации.

Каждая организация, представившая на конкурс свои материалы, получает их объективную оценку группой экспертов по оценке участников конкурса на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества. Эта оценка представляется в виде экспертного заключения, содержащего отмеченные экспертами сильные стороны деятельности организации, области, где можно ввести улучшения, а также балльную оценку, которая позволит конкурсанту сопоставить свой уровень с уровнем победителей.

Определение порядка проведения конкурса, экспертизы материалов, определение дипломантов конкурса и подготовку предложений по присуждению премий осуществляет Совет по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области качества, образованный Министерством промышленности и торговли РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2009г. №88. Совет формируется из числа руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведущих учёных и специалистов в области менеджмента качества, представителей общественных объединений (приказ Минпромторга России от 28 апреля 2009г. № 326). Совет по присуждению премий возглавляет министр промышленности и торговли Российской Федерации В.Б. Христенко; заместителями председателя являются заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации В.Ю. Саламатов и Руководитель федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Г.И. Элькин. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004г. № 294 проведение конкурса на соискание данных премий возложено на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Сообщение об открытии очередного конкурса на соискание премии Правительства Российской Федерации в области качества публикуется в начале конкурсного года в средствах массовой информации.

Премии Правительства Российской Федерации в области качества присуждаются постановлением Правительства. Церемония награждения лауреатов премии проходит в торжественной обстановке в Доме Правительства РФ. Награды руководителям организаций-лауреатов вручают председатель Правительства Российской Федерации или его заместитель.

Премии в области качества обеспечивают их лауреатам имидж качества, репутацию надёжного производителя высококачественной и конкурентоспособной продукции или услуги, способствует привлечению новых партнёров и заказчиков, сохранению и увеличению существующей доли рынка, ведут к росту прибыли и, соответственно, открывают новые деловые возможности. Лауреаты имеют право использовать эмблемы премии в своих рекламных материалах.

Кроме лауреатов по итогам конкурса определяются также организации, которые за успехи в области качества награждаются дипломами Совета. Но, даже не участвуя в конкурсе, любая организация - на каком бы уровне развития она не находилась - может применять критерии премии для самооценки. Это позволит ей получить всестороннюю картину своей деятельности, оценить, насколько деятельностью предприятия удовлетворены потребители, персонал, поставщики, общество, и на этой основе определить приоритетные направления совершенствования.

По принципу Российской Премии Качества во многих регионах России появляются городские и региональные премии по качеству, которые являются не только началом для участия в национальном конкурсе, но и стимулируют деятельность по повышению качества и конкурентоспособности бизнеса, освоению современных эффективных методов управления качества в российских компаниях.

Лауреатами премии Правительства РФ в области качества за 2010г. стали: «СИБУР-Химпром», ЗАО; «Уфаводоканал» Муниципальное унитарное предприятие по эксплуатации водопроводноканализационного хозяйства, МУП; «Производственное объединение «Уральский оптико-механический завод» имени Э.С. Яламова» (г. Екатеринбург), ОАО;  «Международный банковский институт», АНО ВПО; «Свердловский областной медицинский колледж» (Г. Екатеринбург), ГОУ СПО; «МедИнж» научно-производственное предприятие (г. Пенза), ЗАО; «Централизованная библиотечная система» (г. Сургут), МУК. Лауреаты из г. Томска: «Томский политехнический университет», ГОУ ВПО (2005г.), который также был дипломантом в 2004г.; «Сибирский химический комбинат», ФГУП (2001г.), был дипломантом в 2000г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. НЕКОТОРЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ НАГРАДЫ ЗА КАЧЕСТВО

 

Японская Премия Качества (Japan Quality Award - JQA) разработана на базе Критериев Болдриджа и адаптирована к японской практике менеджмента. Шоиши Саба, экс-председатель комитета премии, выступая на форуме «Азиатской организации производительности» в 1999г.,  прокомментировал причину появления Японской премии качества следующим образом: «Успех Премии Болдиджа в деле совершенствования систем управления показал, что японским компаниям следует не только заботиться о качестве своих продуктов и услуг, но и уделять пристальное внимание качеству менеджмента. В связи с этим, в Японии встал вопрос о создании национальной премии в области качества».

Японская премия качества вобрала в себя лучшее из современных подходов к управлению и разрабатывается с учётом практического опыта применения систем контроля и управления качеством во всём мире. Японскую Премию Качества часто противопоставляют Премии Дёминга, и эти конкурсы рассматриваются как конкурирующие между собой. Однако это не совсем так. Концепции этих двух премий имеют принципиальные различия. В то время как большинство организаций, участвующих в конкурсе Дёминга, нацелены на завоевание премии, компании-соискатели Японской Премии Качества не стремятся именно к победе. Комитет конкурса позиционирует премию как модель для самооценки организации, как часть процесса непрерывного совершенствования.

С 1996г. Японская Премия вручается организациям, достигшим высоких результатов в построении качественной системы управления, ориентированной на потребителя. Премия качества ежегодно вручается по трём категориям, в зависимости от специфики организации-участника:

  • Промышленное производство;
  • Сфера обслуживания;
  • Средний и малый бизнес.

В каждой категории участников вручается не более двух премий.

С 2003г. наряду с частными компаниями участие в конкурсе могут принимать и муниципальные организации. Этот шаг был сделан с целью повысить уровень менеджмента в некоммерческом секторе.

За 7 лет более 100 компаний приняли участие в конкурсе и 14 из них стали лауреатами премии. Среди них NEC, Ricoh, Fuji-Xerox, IBM Japan, Pioneer и многие другие компании с мировым именем. Опыт этих организаций, их оригинальные подходы к улучшению системы менеджмента, получили широкое признание в бизнес-сообществе Японии.

Барбадосская национальная награда за качество Великобритании для промышленности (Barbados National Quality Award to Industry) основана в 1976г. за управление качеством, а в 1990г. за качество продукции. Награда учреждена в 1970-х гг. для того, чтобы показать промышленному сектору важность качества и признать компании, достигшие выдающихся успехов в области качества. Награда является государственной; она была сформулирована и предложена Барбадосским национальным институтом стандартов.

Критерии оценки: проверочная анкета, разработанная Барбадосским национальным институтом стандартов, используется для получения информации о состоянии качества на предприятии. Эта анкета содержит 35 характерных вопросов, основанных на компонентных критериях, подобных аналогичным критериям, указанным в BS 5750 (национальный британский стандарт системы качества). Её элементы:

  • система управления качеством;
  • методы процедур моделирования;
  • эффективность операций;
  • надёжность товаров и услуг;
  • уважение персонала;
  • иерархическая структура в системе качества;
  • документация.

Бразильская национальная премия качества (Brazilian National Quality Award) основана в 1992г. награда была создана для признания компаний, достигших значительных успехов в применении концепций TQM. Критерии оценки аналогичны критериям М. Болдриджа, однако имеют дополнительные требования, характерные для Бразилии.

Колумбийская национальная награда за качество (Republica de Colombia - Premio Nacional de la Calidad) была основана в 1976г. награда изначально была создана для признания компаний, разрабатывающих программы по качеству. Затем была реструктурирована в 1991г., чтобы также служить средством оценки. Кроме того награда помогает распространить концепции TQM и внедрить эти процессы в производственный сектор Колумбии. Критерии оценки: основные критерии награды заимствованы из первой части ISO 9004 («Общее руководство качеством и элементами системы качества» - документ, предоставляющий пользователю пакет руководств, с помощью которых система качества может быть разработана, осуществлена и установлена; является составной частью пакета документов по обеспечению качества, олицетворяющего серию международных стандартов ISO) и из второй части ISO 9004 («Основные указания по услугам»):

  • удовлетворение запросов клиента;
  • людские ресурсы;
  • улучшение качества и страховка;
  • лидерство;
  • увеличение доходов;
  • информация о качестве;
  • стратегия качества;
  • отношения с поставщиками;
  • оборудование и условия труда;
  • взаимодействие с обществом.

Награда «Знак Q» Гонконга (Hong-Kong Q-mark Award) была основана в 1991г. Гонконгским Советом «по знаку-Q», который управляет процессом награждения, используя схему «Знака-Q» Гонконга, в соответствии с которой продукция и система качества предприятия должны удовлетворять строгим требованиям Совета при тестировании и оценке. «Знак-Q» означает знак качества (Quality). Прототип награды - национальная награда за качество М. Болдриджа. «Знаком Q» награждаются предприятия, которые достигли выдающихся результатов по применению TQM или длительное время совершенствуют процесс управления качеством. Критерии оценки:

  • стратегическое планирование качества;
  • гарантия качества продуктов и услуг;
  • удовлетворение потребителей;
  • информация и анализ;
  • результаты качества.

Национальная награда за качество Раджива Ганди (Rajiv Gandy National Quality Award) была учреждена Бюро стандартов Индии в 1991г. для признания индийских компаний, отличающихся достижениями в качестве и в управлении качеством. Целью награды является осознание требований к превосходству в качестве и распространение информации об успешных стратегиях качества и выгодах, получаемых от применения данных стратегий. Имеются отдельные награды для малых и больших производственных предприятий, включающих следующие отрасли: металлургическую,  электрическую и электронную, химическую, пищевую и фармакологическую,  текстильную и инженерную. Критерии оценки: претендующие на награду организации рассматриваются по следующим критериям, при максимальном количестве баллов - 1000:

  • управление ответственностью за качество (100);
  • Система Качества (80);
  • качество маркетинга (80);
  • план развития и приложение (30);
  • качество поставок (50);
  • управление производством, возможности процесса и применения статистических методов (80);
  • контроль материалов (30);
  • проверка продукции (50);
  • управление измерениями и тестирующее оборудование;
  • проверка и статус тестов (60);
  • контроль брака и корректирующие действия (50);
  • обслуживание и сервис (30);
  • сервис - система обратной связи с потребителем (50);
  • соответствие документации и эксплуатация (50);
  • обучение персонала и мотивация (80);
  • контроль стоимости (80);
  • внутренний аудит (50). 

Информация о работе Премии качества