Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:40, реферат
Государственное управление относится к области социального управления, предмет его деятельности - управление людьми и коллективами. «Государственное управление - очень сложное многогранное общественное явление, характер, возможности и действие которого определяются людьми» .
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Цель государственного управления…………………………………………...4
2. Признаки государственного управления……………………………………...7
Заключение……………………………………………………………………….10
Список использованной литературы…………………………………………...12
РЕФЕРАТ
на тему «Признаки и цели государственного управления»
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Цель государственного управления…………………………………………...
2. Признаки государственного управления……………………………………...7
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Управление - это различные способы воздействия субъекта (нескольких субъектов) на объект (объекты), изменяющие положение, поведение, свойства, качества объекта. При этом под управлением чаще всего понимают воздействие, которое имеет целевое назначение и при котором объект поддается регулированию1.
Несмотря на многообразие видов управления, государственное управление занимает приоритетное положение, поскольку наибольший управленческий потенциал сосредоточен именно у государства.
Государственное управление относится к области социального управления, предмет его деятельности - управление людьми и коллективами. «Государственное управление - очень сложное многогранное общественное явление, характер, возможности и действие которого определяются людьми»2.
Цель
государственного управления – создание
оптимальных условий для
При этом теория выделяет ряд признаков государственного управления которые мы рассмотрим в данном реферате.
1. Цель государственного управления
Под целями понимается «область должного, очерчивающая в общем плане отрасль, сферу, предмет деятельности органа»3. В системе управления важнейшее значение имеют его цели. Весьма точное определение дал Г.В. Атаманчук: управление - это целеполагающее, то есть сознательное, продуманное, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную жизнедеятельность, которое может быть осуществлено как непосредственно (в форме самоуправления), так и через специально созданные органы и структуры (государственные органы, политические партии, общественные объединения, предприятия, общества, союзы и пр.)4. Определение целей - первооснова, которой подчинено функционирование систем управления, начиная с разработки задач и формирования их структур и кончая оценкой результатов деятельности (соответствие достигнутого поставленным целям)5. На практике выбор цели действий имеет исключительно важное значение в деятельности руководителя или организации управления, так как правильно выбранная цель определяет успешное решение задач6.
В зависимости от того, какая цель реализуется, будут находиться функции государственного управления, определяться структура государственных органов, их компетенция. В теории управления, включая теорию государственного управления, целеполагание принято рассматривать «как важнейший системообразующий элемент, исходный, определяющий признак любого управляющего воздействия». При этом в механизме государственного управления целеполагание рассматривается как процесс обоснования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей и реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.
Главная
цель государственного управления определяется
его сущностью, понятием, а именно
— совершенствование системы
управления, изменение ее качественных
характеристик, которые, в свою очередь,
призваны обеспечить оптимальную организацию,
реализацию руководства процессов,
происходящих в отношениях субъекта
и объекта управления. Цели —
это то, на что направлена деятельность
органов государственного управления.
Следует полностью согласиться
с мнением Г.В. Атаманчука, утверждающего,
что «смысл и цели нормального
государства состоят в том, чтобы
благоприятствовать материальному
и духовному развитию своего народа».
Примерно такой же точки зрения придерживается
и большинство других исследователей
в области государственного управления.
К примеру, Н.И. Глазунова формулирует
масштабной целью государственного
управления в контексте повышения
качества жизни, называя его «показателем
интеллекта власти», выраженную через
упрочение правового и
Цели государственного управления конкретизируются
в зависимости от предлагаемых исследователями
критериев классификации. Профессор Ю.Н.
Старилов, выбрав главным критерием общее
и специфическое содержание управленческой
деятельности, предлагает выделять следующие
цели государственного управления:
- социально-экономические цели, т.е.
упорядочение общественной жизни и удовлетворение
публичных интересов; достижение экономического
благосостояния, построение и поддержание
определенной системы экономических отношений;
- политические цели, т.е. вовлечение
в управление всех политических сил в
стране, поддержание процессов в обществе
и государстве, способствующих совершенствованию
государственных и общественных структур,
развитию человека;
- обеспечительные цели, т.е. обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и безопасности, необходимого уровня благосостояния;
- организационно-правовые цели, т.е. формирование правовой системы, способствующей реализации основных функций государства и решения его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.
2. Государственное управление имеет следующие признаки.
1) Государственное управление представляет собой особый вид деятельности по осуществлению государственной исполнительной власти, которая отличается от деятельности по реализации законодательной и представительной власти по форме, методам и содержанию. Государственное управление — это исполнительно-распорядительная деятельность по применению законов и иных (подзаконных) нормативных правовых актов.
2) Государственное управление наряду с правоприменением осуществляет административное правотворчество (правоустановление).
Правотворческая деятельность заключается в том, что органы государственного управления в пределах своей компетенции самостоятельно разрабатывают и утверждают обязательные для других субъектов права (объектов управления) правила поведения, контролируют соблюдение этих правил и самостоятельно осуществляют административную юрисдикцию (правоохранительную деятельность).
3) Государственное управление осуществляется везде, где возникает необходимость в обеспечении исполнения законодательных актов, а также защиты прав и свобод граждан (признак всеобщности). Государственное управление осуществляется в важнейших сферах жизнедеятельности государства и общества - хозяйственно-экономическое строительство, социально-культурная и административно-политическая сферы (признак масштабности). Государственное управление распространяется не только на принадлежащие государству объекты, но и на негосударственные коммерческие и некоммерческие организации; в последнем случае имеет место государственное регулирование посредством управленческих регулятивных и контрольно-надзорных процедур.
4) Государственное управление - это непрерывная, постоянная и планомерная деятельность, основанная на объективных закономерностях функционирования исполнительной власти и направленная на обеспечение государственных интересов, прав и свобод граждан, общественного порядка и безопасности. В процессе государственного управления решаются задачи, осуществляются функции государства и обеспечиваются как интересы государства, так и конституционные права и свободы граждан.
5) Государственное управление осуществляется специальными органами государственной исполнительной власти, которые создаются государством, как на уровне Российской Федерации, так и в субъектах Российской Федерации и образуют систему органов государственного управления. Действуя по поручению и от имени государства и реализуя функции государственного управления, эти органы наделяются полномочиями государственно-властного характера и действуют в пределах компетенции, установленной для них нормативными правовыми актами.
6) Государственное управление отвечает принципу законности, т. е. деятельность органов исполнительной власти основывается на положениях и требованиях федеральных законов и законодательных актов субъектов Российской Федерации. Эта деятельность не должна противоречить и подзаконным нормативным правовым актам, изданным самими органами государственного управления. Иными словами, управленческая деятельность осуществляется органами только в пределах предоставленных им полномочий и компетенции. Иногда государственное управление определяется как "бюрократическое управление" (при этом исключается известное отрицательное значение этого термина), т. е. такое управление, которое "должно следовать детально разработанным правилам и предписаниям, установленным властью вышестоящего органа. Обязанность бюрократа — выполнять то, что велят ему эти правила и предписания. Его свобода действовать в соответствии с собственными убеждениями ограничена". Вместе с тем известная свобода действий необходима и для "бюрократа"; государственные служащие (должностные лица) могут осуществлять управление по своему усмотрению.
7) Государственное управление строится на основе вертикальных (субординационных, иерархичных) и горизонтальных связей и отношений. В большей мере распространены вертикальные отношения, т. е. отношения строгого подчинения административной и дисциплинарной власти субъектов управления. В последние годы появились новые формы организации — горизонтальные отношения, основанные на равенстве субъектов управления. В данном случае можно говорить о перераспределении полномочий между органами исполнительной власти, заключении административных договоров.
8) Государственное управление основывается на принципе организационности, т. е. для него характерно многообразие организационных форм, совокупность которых обеспечивает целенаправленное, устойчивое функционирование всего управленческого механизма. Организационная деятельность органов государственного управления включает исполнение как внешних, так и внутренних административных функций. Внутриорганизационная деятельность осуществляется также законодательными органами, судами, прокуратурой, создавая при этом необходимые условия для реализации непосредственных функций самих этих органов (законотворчество, правосудие, осуществление прокурорского надзора). Органы исполнительной власти сочетают внутреннее управление (создание структуры органа управления, подготовка квалифицированных служащих, т. е. самоорганизация) с внешним управлением, т. е. осуществлением соответствующим субъектом управления функций внешнего характера и воздействия на объекты управления7.
9) Государственное управление реализует полномочия юрисдикционного характера, т. е. обеспечивает административный (внесудебный) порядок осуществления органами исполнительной власти так называемого "принуждающего" управления (например, наложение административных взысканий, применение мер предупреждения или пресечения).
Заключение
Управление - это различные способы воздействия субъекта (нескольких субъектов) на объект (объекты), изменяющие положение, поведение, свойства, качества объекта. При этом под управлением чаще всего понимают воздействие, которое имеет целевое назначение и при котором объект поддается регулированию8.
Несмотря на многообразие видов управления, государственное управление занимает приоритетное положение, поскольку наибольший управленческий потенциал сосредоточен именно у государства.
Государственное управление относится к области социального управления, предмет его деятельности - управление людьми и коллективами. «Государственное управление - очень сложное многогранное общественное явление, характер, возможности и действие которого определяются людьми»9.
Определение
целей - первооснова, которой подчинено
функционирование систем управления,
начиная с разработки задач и
формирования их структур и кончая
оценкой результатов
В зависимости от того, какая цель реализуется, будут находиться функции государственного управления, определяться структура государственных органов, их компетенция.
Главная цель государственного управления определяется его сущностью, понятием, а именно — совершенствование системы управления, изменение ее качественных характеристик, которые, в свою очередь, призваны обеспечить оптимальную организацию, реализацию руководства процессов, происходящих в отношениях субъекта и объекта управления.
Признаками государственного
- исполнительно-распорядительная деятельность по применению законов и иных (подзаконных) нормативных правовых актов;
- правотворческая деятельность;
- осуществление
государственного управления
- Непрерывность, постоянство и планомеренность деятельности основанная на объективных закономерностях функционирования исполнительной власти и направленная на обеспечение государственных интересов, прав и свобод граждан, общественного порядка и безопасности;
Информация о работе Признаки и цели государственного управления